8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности

Правовое обеспечение безопасности среды обитания человека





Если говорить о безопасности как о целом комплексе мер, направленных на защиту жизни и здоровья человека, невозможно обойти вниманием вопросы экологической безопасности, тем более что современное состояние окружающей среды становится серьезной угрозой для человеческого существования.

Общее состояние правовой базы

Основу правового обеспечения безопасности среды обитания человека составляют в первую очередь природоохранное и санитарное законодательство.

Современная законодательная база природоохранного законодательства включает свыше 550 нормативно-правовых актов, в том числе более 50 законов, 5 кодексов, свыше 140 постановлений Правительства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, и множественные нормативные правовые акты различных министерств и ведомств, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Нормы санитарного законодательства содержатся более чем в 90 федеральных законах, действуют в более 10 тыс. санитарных правилах и нормах по обеспечению безопасности среды обитания человека. Санитарное законодательство направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Безопасной средой обитания человека является такое состояние окружающей среды, которое не оказывает негативного воздействия на здоровье человека.

Основополагающими являются законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Об охране окружающей среды", которые устанавливают общие санитарно-эпидемиологические и экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на среду обитания человека и окружающую среду. Ниже эти и другие законодательные акты проанализированы подробнее.

Закон "Об охране окружающей среды"

В целях обеспечения безопасности среды обитания человека закон устанавливает требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений, хозяйственных и иных объектов, и к эксплуатации объектов энергетики, военных и оборонных объектов, объектов сельскохозяйственного назначения, нефтегазодобывающих производств, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, объектов производства и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств.

Законом установлены общие требования к обращению с опасными химическими, биологическими и радиоактивными веществами, материалами, опасными микроорганизмами, которые представляют особую опасность для общества и природы. Это ядерные объекты, радиоактивные вещества, отходы производства и потребления, некоторые виды промышленных отходов и т.д. Особо следует подчеркнуть, что Федеральный закон "Об охране окружающей среды" однозначно запрещает ввоз в Российскую Федерацию опасных отходов и радиоактивных отходов в целях их захоронения.

Одним из действенных механизмов предотвращения вредного воздействия на среду обитания человека и окружающую среду является проведение экологической экспертизы планируемой хозяйственной и иной деятельности. Кроме норм, обеспечивающих реализацию экологической экспертизы, в законе установлены нормы, регламентирующие обязанность проведения оценки воздействия на окружающую среду. Установлено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" вводит систему природоохранных нормативов, максимально соответствующих принципам и нормам международного законодательства в области охраны окружающей среды, которая включает установление нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Экологическое страхование, предусмотренное законом, осуществляется в целях защиты имущественных интересов юр. и физ. лиц на случай экологических рисков. Законом предусмотрено также введение экологической сертификации для обеспечения экологически безопасной хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, при этом она может быть обязательной или добровольной, но порядок осуществления добровольной сертификации определяет Правительство РФ.

Закон "Об экологической экспертизе"

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" направлен на предупреждение негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и среду обитания человека. Экологическая экспертиза проводится для установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям. Закон предусматривает проведение не только государственной экологической экспертизы, но и общественной экологической экспертизы, что позволяет проводить независимую экспертизу гражданам и общественным организациям.

Одним из основных принципов экологической экспертизы является презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Закон содержит: перечень объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации; порядок проведения государственной экологической экспертизы; порядок образования экспертных комиссий, их состава, и прав и обязанностей членов комиссии, ответственных за проведение экологической экспертизы. Результаты государственной экологической экспертизы оформляются в виде положительного или отрицательного заключения, которые в последнем случае могут быть оспорены в судебном порядке.

Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет требования к пищевым продуктам, добавкам, продовольственному сырью, к продукции, ввозимой на территорию РФ, к организации питания населения. Основное требование - соблюдение соответствующих санитарных правил. Причем граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению или использованию данной продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожить ее.

В целях сохранения благоприятной окружающей среды законодательством предусмотрено государственное регулирование хозяйственной и иной деятельности посредством нормирования в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического нормирования, лицензирования отдельных видов деятельности и проведения сертификации работ, услуг и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и окружающей среды.

Одним из действенных механизмов предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека и планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду является проведение санитарно-эпидемиологической и экологической экспертизы, для установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает общие санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, к питьевой воде и питьевому водоснабжению, к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организации, к воздуху в рабочих зонах производственных помещений, в жилых и других помещениях, к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, к жилым помещениям, условиям труда, и к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, с источниками физ. факторов воздействия на человека. При этом критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха, водных объектов, условий работ с источниками физ. факторов воздействия на человека устанавливаются санитарными правилами.

Более детальная регламентация отношений в области охраны отдельных компонентов окружающей среды и вопросов сбросов и выбросов в окружающую среду разработаны в специальных законодательных актах: Федеральных законах "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления", "Об экологической экспертизе", "О радиационной безопасности населения", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохи-микатами", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина", и в законопроектах "Об охране почв", "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта", "Об обращении с радиоактивными отходами".

Закон "Об охране атмосферного воздуха"

В области охраны атмосферного воздуха данным федеральным законом устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду, а при невозможности соблюдения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы, установленные соответствующими органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Лимиты устанавливаются на основе разрешений, действующих только на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов. Кроме того, закон обязывает юр. лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и вредного физического воздействия на атмосферный воздух, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха, и проводить инвентаризацию выбросов и их источников. Учитывая, что наибольшее загрязнение атмосферного воздуха приходится на автомобильный транспорт, в марте 2003 г. принят Федеральный закон "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации".

Закон "Об отходах производства и потребления"

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения отходов производства и потребления этим законом устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Закон определяет требования по обращению с опасными отходами и их транспортированию, и перемещению отходов. В соответствии с законом лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, и размещенных отходов.

Проблемы, возникшие в последнее время в области обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, послужили причиной внесения в указанный закон дополнительной статьи, допускающей физическим лицам отчуждение лома и отходов, образующихся в быту и принадлежащих им по праву собственности.

Закон "О радиационной безопасности населения"

Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" направлен на обеспечение радиационной безопасности населения и устанавливает общие требования по обеспечению радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов, при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, при обращении с источниками ионизирующего излучения.

Закон определяет права граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности, которые включают:

  • право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории России, на радиационную безопасность;
  • право граждан и общественных объединений на получ. объективной информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, предоставление доступа на территорию этой организации;
  • социальную защиту граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения;
  • право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, и в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков.

Закон "О питьевой воде и питьевом водоснабжении"

Этот закон принят Государственной думой, но отклонен Советом Федерации ФСРФ.

Предметом правового регулирования рассматриваемого закона являются: отношения, связанные с обеспечением безопасности питьевой воды, и такие составляющие этих отношений, как установление режима зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения с ограничением хозяйственной и иной деятельности в указанных зонах; особенности эксплуатации систем питьевого водоснабжения; осуществление контроля качества питьевой воды, в том числе на кране потребителя; и вопросы социальной защиты при установлении тарифов в области питьевого водоснабжения и другие.

Законопроект "Об охране почв"

Проект федерального закона "Об охране почв" направлен на охрану почв как одного из компонентов окружающей среды, выполняющего важнейшие экологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные функции.

Законопроект регулирует отношения в области охраны почв посредством нормирования деятельности, вводит государственный учет почв всех категорий земель, устанавливает требования по охране почв при планировании, проектировании, строительстве, эксплуатации и ликвидации объектов хозяйственной и иной деятельности, определяет порядок организации деятельности при проведении обследования почв, восстановления деградированных и загрязненных почв при проведении рекультивации земель, и предоставление информации в области охраны почв.

Законопроект "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта"

Данный законопроект направлен на создание экономических, социальных и организационных условий для стимулирования производства и эксплуатации автотранспортных средств, соответствующих современным экологическим требованиям, в том числе международным, производства средств очистки отработавших газов, производства экологически безопасных видов моторного топлива и других энергоносителей; на создание условий для сбора и переработки отходов автотранспортного комплекса в целях предотвращения вредного воздействия автотранспорта на здоровье населения и окружающую природную среду.

Законопроект регламентирует порядок: обеспечения экологической безопасности автотранспорта путем введения экологических требований и ограничений при его эксплуатации, разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности автотранспорта, введения экологических классов автотранспортных средств в зависимости от соответствия государственным стандартам и международным нормативам (Правил ЕЭК), регулирования транспортных потоков, платы за загрязнение окружающей среды в зависимости от вида моторного топлива и экологического класса автотранспортного средства.

Законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами"

Предметом правового регулирования этого федерального закона являются отношения, связанные со следующими видами деятельности:

  • государственным управлением и регулированием безопасности в области обращения с радиоактивными отходами;
  • сбором радиоактивных отходов, их временным хранением и передачей в специализированные организации;
  • хранением и (или) захоронением радиоактивных отходов;
  • разработкой технологий, проектированием (конструированием), сооружением, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, реконструкцией, выводом из эксплуатации объектов по обращению с радиоактивными отходами;
  • осуществлением радиационного контроля и осуществлением контроля за состоянием окружающей природной среды;
  • выбором мест размещения хранилищ, и отводом земельных участков и предоставлением участков недр для размещения хранилищ.

Развитие природоохранного и санитарного законодательства

В настоящее время в санитарном и природоохранном законодательстве сохраняются отдельные пробелы и не в полной мере устранены существующие противоречия, особенно в части установления законами норм прямого действия.

В связи с этим Комитетом Государственной думы по экологии в настоящее время ведется работа над 27 законопроектами. Принятие этих документов должно существенно дополнить природоохранное и санитарное законодательство и обеспечить в полной мере конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

В.И. Мандрыгин,
руководитель аппарата Комитета по экологии Государственной думы ФС ФР




Читайте далее:
Наше дело
Новейшие тенденции в области обеспечения безопасности
О готовности органов управления лесным хозяйством, сил и средств МПР России к пожароопасному сезону
Безопасность сетей связи общего пользования
Проблемы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации
Противодействие терроризму: новый этап правовых и общественных отношений
Решение задач федерального уровня
Вопросы национальной безопасности в условиях информационного общества
Гостехкомиссия России стала ФСТЭК России. Что изменила реформа?
Лицензирование и сертификация в области пожарной безопасности