Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Национальная безопасность России: проблемы законодательного обеспеченияВ современном мире перед Россией встала неотложная задача, заключающаяся, прежде всего, в обеспечении национальной безопасности. Она диктуется наличием реально существующих угроз: угрозы государству- его целостности и независимости, угрозы обществу - его демократическим институтам, угрозы личности - ее правам и свободам. Угрозы национальной безопасности России Новое в современных угрозах - это действительно новые, уже обозначенные на данный момент, масштабы, средства и динамичность реализации этих угроз, и уже ощущаемые нами и возможные катастрофические последствия как на государственном, так и общемировом уровнях. Принято считать, что в настоящее время главные угрозы Российской Федерации исходят из внутригосударственного сегмента и, прежде всего, определяются социально-экономическими аспектами. На ближайшее время к числу наиболее опасных для национальной безопасности России угроз будут относиться: терроризм, организованная преступность, сепаратизм (этнический, клановый), социальное и материальное неравенства, технологическая отсталость. Каждая из этих угроз имеет комплексный, системный характер, источники своего происхождения и развития. Однако это ни в коем случае не означает, что в какой-то момент на первый план не выйдут угрозы другого свойства. Так, в перспективе крайне не желательно полностью исключить принцип. возможность различного рода военного шантажа или демонстрации силы извне. Представляется важным, что знание и учет имеющихся (или возможных) угроз позволят найти адекватные ответы, которые будут реализованы в законодательной сфере. Характеристика современного состояния законодательной базы национальной безопасности По результатам мониторинга, проведенного Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации, вопросы национальной безопасности России регулируют более 70 Указов Президента Российской Федерации и около 200 федеральных законов. Вместе с тем анализ действующего законодательства подтверждает недостаточное нормативно-правовое обеспечение ряда положений национальной безопасности и противостояния новым вызовам. В связи с этим современное положение России ставит перед государством и обществом принципиальные задачи по совершенствованию существующего законодательства в сфере укрепления национальной безопасности. На наш взгляд, действующий с 1992 г. Закон "О безопасности", безусловно, требует серьезных изменений, а возможно, и изложения в новой редакции. Определение безопасности дается в Законе как "состояние защищенности", а под защищенностью,, понимается отсутствие угроз: нет угроз, значит есть безопасность. На самом деле под безопасностью должна пониматься производная от деятельности государства и его органов: если государство эффективно, оно обеспечивает защиту своих политических, социальных институтов, личных прав и свобод граждан. В случаях, когда государство не справляется со своими функциями, возникают угрозы. Нуждается в существенной доработке и Концепция национальной безопасности. В Концепции выделяется 9 основных сфер деятельности государства, понимаемых как объекты безопасности: международная, внутриполитическая, социальная, военная, пограничная, экономическая, информационная, духовная, экологическая. Вместе с тем, Концепция не выделяет технологическую и продовольственную составляющие, и региональные и правоохранительные аспекты безопасности. есть все основания говорить о целесообразности внесения изменений в действующие основополагающие документы, регламентирующие сферу национальной безопасности Российской Федерации. Перспективы совершенствования правовой базы обеспечения национальной безопасности России Единая,универсальная и внутренне согласованная нормативная основа национальной безопасности Российской Федерации, как ист. права и относительно постоянная величина, должна являться правовым базисом для разработки текущих, изменяемых в зависимости от внутренней и международной обстановки, политических документов в области национальной безопасности и, прежде всего, ее Концепции, и развивающих ее стратегий по отдельным видам национальной безопасности и соответствующих ведомственных программ. В области совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо:
Главное правило - законы должны работать! Деятельность Рабочей группы по изучению проблем правового регулирования национальной безопасности В начале 2003 г. распоряжением Председателя Совета Федерации создана Рабочая группа по изучению проблем правового регулирования национальной безопасности Российской Федерации. Руководство и организация деятельности Рабочей группы возложены на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. Рабочая группа привлекла к изучению проблем законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации комитеты и комиссии Совета Федерации, профильные федеральные органы исполнительной власти, научно-исследовательские учреждения. Членами Рабочей группы выработаны согласованные подходы к оценке и развитию законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Констатируя объективную потребность в проведении инвентаризации правовой основы национальной безопасности Российской Федерации на предмет оптимальности, комплексности, эффективности, соответствия целям и современным условиям, члены Рабочей группы отметили, что назрела необходимость в разработке новых законов, внесения изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам: противодействия угрозам территориальной целостности страны; обеспечения экономической, продовольственной, социальной, демографической, военной, пограничной, информационной и экологической безопасности; борьбы с коррупцией, распространением наркотиков, терроризмом и экстремизмом. Актуальными остаются проблемы адекватного правового обеспечения патриотического сознания российских граждан. Перспективными темами для дальнейшего обсуждения Рабочей группой являются следующие:
Проблема безопасности государственной границы В последние годы на федеральном уровне был предпринят ряд шагов, позволяющих сделать вывод о том, что вопросы пограничной безопасности реально находят свое место в приоритетных направлениях государственной политики. Наиболее значительными этапами на этом пути являются:
В заключение Мониторинг законодательной основы национальной безопасности Российской Федерации выявил отсутствие в ней целостности и системности. Внутриведомственная ориентированность нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности, с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой - является причиной фрагментарности и разрозненности правовых норм, регулирующих отношения в области национальной безопасности. Противоречия и декларативность положений законов, регулирующих сферу национальной безопасности, препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению. Исходя из результатов мониторинга законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации, следует создать межведомственную рабочую группу из представителей Администрации Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета безопасности Российской Федерации для разработки проекта федерального закона "О национальной безопасности Российской Федерации". Следует также внести изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам:противодействия угрозам территориальной целостности страны; экономической, продовольственной, социальной, демографической, военной, пограничной, информационной и экологической безопасности; борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков, терроризмом, экстремизмом. В.А. Озеров, Читайте далее: Безопасность На переднем рубеже Обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации жилищного фонда Перспективы подготовки кадров для пожарно-спасательной службы МЧС России Правовое обеспечение безопасности среды обитания человека Проблемы обеспечения безопасности г. Москвы Противопожарное страхование. Взгляд профессионалов Создание и внедрение высоких технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Законы должны обеспечивать безопасность ГУ ГПС: повседневные задачи российского масштаба Национальная безопасность России: проблемы законодательного обеспечения
|