Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Безопасность аэропортов. Уроки августа 2006 годаДоктор Крэйг Дональд Повышение уровня угрозы безопасности на авиатранспорте до критического, которое наблюдалось в Великобритании в августе этого года, походит на многие из ситуаций, уже случавшихся за последние несколько лет, однако были и достаточно важные отличия. Разница состоит в том, что угроза, которую несут с собой жидкие взрывчатые вещества, по своей природе отличается от тех, на обнаружение которых настроены стандартные схемы обеспечения безопасности аэропортов, воздушных линий и пассажиров. Результатом были массированные сбои в работе аэропортов ввиду усиления мер безопасности, доверия к имеющимся мерам безопасности и введение новых. Работоспособность удалось восстановить за несколько дней, но сбои продолжались в виде потерь багажа, сдвигов расписания и некоторой напряженности во взаимоотношениях всех, чьи интересы были затронуты. Я прилетел в Великобританию за день до того, как вступили в силу новые требования безопасности, а впервые столкнулся с ними в Хитроу уже на следующий день после того, как случилось ужесточение мер. В течение всей следующей недели мне пришлось интенсивно пользоваться британской транспортной системой, включая аэропорты, а также наблюдать по телевизору, как это подавалось в новостях и обсуждалось в дискуссиях. В Соединенном Королевстве широко обсуждалось то, в каких пределах аэропорты в состоянии выдержать те организационные требования, применение которых выпало в осадок из ситуации с жидкой взрывчаткой. Выпирающие из терминалов наружу очереди на регистрацию, извилистые хвосты ожидающих личного досмотра пассажиров, задержанные или недогруженные рейсы стали немедленным следствием объявления чрезвычайной ситуации. Однако, сопоставив рабочие условия в штатном режиме и по тревоге, я обнаружил несколько вопиющих несоответствий. В результате кризиса количество проверяемого багажа удвоилось, личные досмотры пассажиров стали более тщательными и долгими, а также выросли требования к достоверности досмотра, что выражается в необходимости детального ручного досмотра и рентгеновской перепроверки при обнаружении малейших подозрительных признаков в зоне проверки. Любой бизнес производственного характера при попытке удвоить выход продукции, производственную мощность либо рабочую нагрузку, в таких условиях долго бы не протянул -- и это еще без учета необходимости иметь дело с раздраженными и выведенными из себя пассажирами. В других отраслях промышленности бывают резервы роста производительности, однако не так часто они сопряжены с требованием одновременного кардинального повышения качества. Область планирования действий в нештатных ситуациях касается по большей части действий по обеспечению безопасности, и потому правительственные и иные структуры должны куда более ответственно подходить к сценарному планированию. Это станет и предпосылками к правильным действиям во время проведения Кубка Мира по футболу в 2010 году. Безопасность влияет на всю систему в целомБезопасность -- это не только охрана. Она напрямую влияет на функциональность, производительность и характер взаимоотношений с клиентами и персоналом. Кадры, снятые в британских аэропортах, облетели все телеэкраны мира. Тщательный досмотр и обеспечение безопасности полетов требуют затрат и финансов, и времени. Сегодня это уже не сводится к простой охране воздушных судов -- нужно еще и гарантировать, что самолеты не будут использованы в качестве оружия, представляющего угрозу и для находящихся на земле людей. Ясно также, что эскалация проблем безопасности сказывается и на общей ситуации, и на вовлеченных в процесс системах. Скажем, торговые точки в аэропортах испытали очень серьезный удар от введения жестких мер безопасности. А ведь доходы от розницы для аэропортов всегда рассматривались как основной источник дохода и являются ключевыми для поддержания бизнеса. Аналогичным образом, запрет провоза ноутбуков в салонах самолетов заставляет подумать о том, как предстоит предотвращать кражи компьютеров, сданных в багаж. В управлении безопасностью должны учитываться действия более широкого спектра профилей. Но и менеджеры, ответственные за операции, производство и прочие системы, в свою очередь, должны намного внимательнее относиться к тому, как обеспечение безопасности влияет на общий процесс. Когда я проходил регистрацию в одном из аэропортов, на стойке соскочил транспортер подачи багажа. Возможно, это просто совпадение -- но на случай чрезвычайной ситуации в аэропорту должно быть предусмотрено резервное оборудование, поскольку и нагрузка на терминал повышенная, и производить ремонтные работы в таких условиях затруднительно. Это заодно подчеркивает и важность коммуникаций в кризисные моменты. В Хитроу одной из первых реакций был запуск в залы аэропорта персонала в футболках, привлекающих внимание надписями о том, что пассажиры из очередей могут обратиться к ним для получения информации. Подготовка персонала и его компетентностьПо иронии судьбы, момент введения чрезвычайных мер безопасности я встретил на пути к аэропорту, где была назначена рабочая встреча по поводу разработанного нашей компанией средства отбора персонала для работы на рентгеновских устройствах досмотра. Один из аспектов, которому мы уделили повышенное внимание в разработке применяемого в указанных целях программного обеспечения ScanX, -- это способность работников осматривать и анализировать предметы в определенном диапазоне форм и размеров. Это означает, что персонал должен не только успешно определять потенциальные угрозы, но и правильно пользоваться средствами их выявления. Более высокий уровень владения навыками визуальной оценки означает, что при осмотре незнакомых объектов, к примеру, обуви, при обнаружении жидкостей и пастообразных веществ и при поиске некатегоризируемых подозрительных объектов персонал крупных аэропортов уровня Хитроу показывает куда лучшие показатели. Судя по количеству конфискованных туалетных принадлежностей и прочих полезных предметов в одном из локальных аэропортов, где сотрудников рентгеновского досмотра явно отбирали по той же совокупности признаков, свою работу они делают исключительно эффективно. Вопрос в том, чтобы персонал служб безопасности мог применить свои умения достаточно гибко -- то есть свободно переключаться между различными способами визуального обнаружения всех категорий опасных предметов. Гибкость персонала и наличие резервовВ день введения особых мер предосторожности офисному и прочему вспомогательному персоналу пришлось выходить в залы аэропортов. Я уже упоминал о том, что часть сотрудников осуществляла функции информирования; другая их часть разделила между собой функции ассистирования в процессах досмотра и обработки багажа. Причем через неделю некоторые из этих сотрудников еще были в залах, на тех же местах. Когда прозвучали соображения о необходимости планирования действий в нештатных ситуациях, компания BAA как крупный владелец аэпорортов оказалась в состоянии мобилизовать значительное количество своих сотрудников для помощи службам безопасности, общения с пассажирами и организационной помощи. Возможность перебросить часть персонала на критичные участки в случае нештатной ситуации значительно повышает способность организации справиться с кризисом. Как уже упоминалось, при возникновении ситуаций такого масштаба они уже перестают быть проблемами только лишь безопасности. Однако тем, насколько персонал организаций подготовлен, информирован и насколько может быть полезен в пиковых ситуациях, зачастую пренебрегают. Для компаний, которым предстоит столкнуться с требованиями и возможными проблемами с безопасностью, это должно стать ключевой частью стратегии. Категоризация контроляНаверное, одна из самых противоречивых проблем, поставленных в ходе газетно-телевизионной дискуссии в Великобритании после событий августа 2006 года -- это категоризация контроля. Уделять равное внимание всем пассажирам в качестве потенциальных террористов -- это некоторая часть экспертов сочла снижающим эффективность мер безопасности и затратным с точки зрения времени. К примеру, пара путешествующих пенсионеров или семья с маленькими детьми не должны досматриваться столь же детально, как остальные категории пассажиров, поскольку у них меньше шансов оказаться подозреваемыми в терроризме. Аргументы противников такой сортировки пассажиров состоят в том, что подозреваемым может оказаться любой, и вычеркивать из списка проверяемых нельзя никого. Кроме этого, вы же не хотите отчуждать некоторые группы людей по культурному признаку, досматривая, к примеру, только молодых мусульман. Оба мнения -- за и против категоризации контроля -- имеют своих сторонников и обсуждаются британской полицией на самом высоком уровне. Однако я уже отметил выше важность внедрения систем искусственного интеллекта в видеонаблюдение -- те же самые принципы применимы ко всему комплексу мер безопасности. Отбор пассажиров для детального досмотра куда продуктивнее поручить компьютеру, чем произвольно назначать категории и вызывать этим общественное негодование. Несомненно, в системах контроля есть место и неформальной субъективной оценке -- она помогает выделить наиболее вероятные типы подозреваемых по конкретной ситуации. Категоризация подозреваемых должна основываться на соответствующим образом настроенном инструментальном анализе и четко выделенных и валидных факторах риска. Это означает, что сбор, обработка и использование цифровых данных должны производиться и постоянно применяться, невзирая на уровень системы безопасности -- государственный, отраслевой или корпоративный. Природа кризисов в охранной отрасли такова, что из них извлекается опыт, и потому они неминуемо приводят к разработке более совершенных практик и открывают новые перспективы. Опыт работы британских аэропортов и дискуссии между правительством, авиаперевозчиками и прочими заинтересованными сторонами, несомненно, приведут к новым важным выводам и подходам к разрешению подобных кризисов в будущем. И этими результатами сможет воспользоваться любая организация, заинтересованная в безопасности. Доктор Крэйг Дональд -- специалист по человеческому фактору в обеспечении безопасности, а также в области охранного видеонаблюдения. Он возглавляет компанию Leaderware, производящую средства профессионального отбора операторов систем видеонаблюдения, рентгеновского контроля и других видов персонала служб безопасности для важнейших объектов мировой инфраструктуры. Кроме этого, он проводит курсы мастерства и повышения квалификации операторов систем видеонаблюдения, супервизоров и управляющих в международном масштабе, а также консультирует по вопросам управления системами безопасности. Читайте далее: Итоги Форума Технологии Безопасности Сетевая архитектура цифровых систем видеонаблюдения Видеонаблюдение в казино Видеонаблюдение в казино (Часть 2). Правила позиционирования телекамер над игровыми столами Решения еще нет. Введение стандартов по охранным системам видеонаблюдения Повышенные требования к передаче данных Цифровая видеотехнология обеспечивает повышенную эффективность Видеонаблюдение: рынок для тех, кому дано видеть Безопасность автостоянок Защита активов бизнеса Биометрическая идентификация по рисунку лица в вопросах и ответах Система видеонаблюдения в аэропорту Борисполь Десять причин купить сетевую камеру или О чем не станет говорить поставщик аналоговой телекамеры Охват охранной системы видеонаблюдения. Принцип одеяла или специфический подход? Демонстрационный автомобиль Cisco подключен к беспроводной системе видеонаблюдения Milestone
|