Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Китайцы в безопасности и под колпакомМиллионы людей, постоянно снующих по огромным городам, напичканным интенсивно работающими предприятиями. Таков современный Южный Китай. Периодически часть этих людей уезжает в провинцию к родственникам, затем возвращается в мегаполис. И каждый живет и перемещается сам по себе, без малейшей корреляции с остальными. Разве можно счесть этих людей, проследить, кто куда поехал, кто чем занимается? Оказывается, очень даже можно -- и счесть, и проследить. Чипы и телекамерыО внедрении в Южном Китае новейших достижений техники по контролю человеческих масс в городах сообщила газета New York Times в статье China Enacting a High-Tech Plan to Track People (Китай вводит в действие план по слежению за людьми). Автор статьи Кейт Брэдшер приводит цифры, от которых захватывает дух. Как минимум 20 тысяч камер видеонаблюдения развертывается в настоящий момент на улицах города Шэньчжень. Это -- для полиции. Кроме того, в Шэньчжене уже установлено 180 тысяч наружных и внутренних камер, принадлежащих коммерческим предприятиям и государственным структурам. Полиции дано право по запросу подключать их к своей сети. Вскоре эта сеть начнет работать под управлением современного программного обеспечения, способного автоматически обнаруживать разыскиваемых полицией лиц и определять нестандартные виды активности в зоне наблюдения. Одновременно населению Шэньчженя поголовно выдают миграционные карты, а это -- 12,4 млн человек, много даже по китайским меркам. В карте содержится чип для хранения персональных данных ее владельца. Брэдшер скурпулезно перечисляет, какие это будут данные: Цель введения миграционных карт -- поставить под контроль сельское население, которое приезжает для работы в города, но по китайским законам не получает здесь прописку и, соответственно, права на постоянное проживание. Ежегодно 10 млн китайских крестьян переезжают жить в города, и Шэньчжень -- наиболее заметный результат этого процесса, не случайно, что именно он выбран для внедрения новых технологий. Шэньчжень расположен по соседству с Гонконгом. В начале 80-х он стал одной из первых в стране свободных экономических зон и потому развивался невероятно быстро. За эти годы город вырос с нуля и вошел в четверку наиболее развитых в промышленном отношении городов Китая. Все проблемы, связанные с притоком сельского населения, здесь крайне обострены -- в городе проживает 10,5 млн мигрантов и всего лишь 1,9 млн постоянных жителей. Это не мешает Шэньчженю считаться одним из наиболее благоприятных для проживания городов -- за счет высокого уровня развития промышленности, в том числе современных технологий. В 2000 году Шэньчжень был признан самым зеленым в мире городом-миллионером. Всего же в Китае 150 млн сельских жителей проживают в городах, не имея прописки и права на ее получение. Правительство обязало власти городов выдать им всем компьютерные миграционные карты и усилить полицейский контроль на улицах за счет использования в том числе и телекамер. Западные наблюдатели этому не рады -- на наших глазах создается система тотального контроля населения. Несвобода, неравенство, небратствоРазумеется, опасения, что такой контроль будет установлен, существуют и в странах западной демократии. Там в крупных городах тоже развивается уличное видеонаблюдение, там вводят биометрические паспорта. Полиция Нью-Йорка объявила недавно о том, что к концу года в Нижнем Манхэттене будет установлено более сотни телекамер для считывания номерных знаков автотранспорта. Тогда же будет профинансировано объединение в единую систему трех тысяч общественных и частных телекамер видеонаблюдения. Встраивать ли в нее распознавание лиц, власти Нью-Йорка еще не решили. Есть предположения, что оно недостаточно надежно и его внедрение может вызвать волну ошибочных арестов. Аналогичная работа ведется и в других мегаполисах Европы и Северной Америки. И нередко она вызывает опасения общественности, которая боится, что новые высокотехнологичные инструменты мониторинга кто-то однажды сможет использовать для внедрения тотального контроля граждан. Однако степень тревожности ситуации здесь несопоставима с тем, что наблюдается в Китае, и разумная, вменяемая часть борцов за права человека прекрасно понимает это. Ведь в западных странах издавна существуют развитая традиция общественного противодействия излишнему усилению мощи государства и постоянно ведется широкая публичная дискуссия по всем подобным вопросам. В Китае же ничего этого нет, и можно лишь тешить себя сознанием того, что в течение последних 18 лет, после кровавых событий на площади Тяньаньмэнь, диктатура одной партии носит здесь мирный характер. Китай занимает первое место в мире и по численности населения, и по эффективности подавления основных его свобод, и можно долго гадать, до какой степени тесно эти два первых места связаны причинно-следственной связью. А можно не гадать, а постараться воспользоваться ситуацией и извлечь свою долю прибыли, как это делают некоторые западные компании. В том числе и очень известные. Туда, где норма прибыли выше. И шире…В своей статье Кейт Брэдшер называет главного иностранного участника южнокитайского тоталитарно-технологического проекта. Это официально зарегистрированная в штате Флорида компания China Public Security. Инвестиционный пакет для разработки своих технологий она получила от двух фондов, прописанных в техасском городе Плано -- Pinnacle Fund и Pinnacle China Fund. В сборе средств помогли также три инвестиционных банка -- Roth Capital Partners из Ньюпорт-Бич, шт. Калифорния, Oppenheimer из Нью-Йорка и гонконгский First Asia Finance Group. Если граждане не получают миграционных карт, то они не имеют ни прав на проживание в городе, ни каких-либо государственных пособий. К тому же это один из способов контроля власти над ростом народонаселения страны, -- так оправдывает участие China Public Security в этой работе Майкл Лин, вице-президент компании по связям с инвесторами. Пиар такой компании нужен не совсем обычный. На смену привычному Мы лучшие здесь приходит утверждение почти противоположное: Не мы одни. У нас очень хорошие отношения с такими американскими компаниями, как IBM, Cisco, HP, Dell, -- говорит Робин Хуанг, операционный директор China Public Security.-- Все они поработали вместе с нами в ходе строительства нашей системы. Американские компании периодически подвергаются критике за помощь китайским силам безопасности. Менеджеры высшего звена компаний Yahoo, Google, Microsoft и Cisco Systems еще в феврале 2006 года давали показания на слушаниях в конгрессе США. Иными словами, американские народные избранники ругали капиталистов за то, что они стремятся туда, где огромный рынок сбыта. Чего только не бывает на свете! На вопрос о том, не создавали ли они свои компьютерные системы специально, чтобы помочь китайскому государству преследовать инакомыслящих в Интернете, все допрашиваемые в один голос заявили, что такой цели у них не было. А господин Хуанг утверждал, что China Public Security самостоятельно разработала программное обеспечение силами китайских специалистов, а партнеры -- компания IBM -- поставили для этого проекта оборудование, которое не предназначено специально для правоохранительных органов. По словам Хуанга, компания в своей деятельности пользуется серверами, изготовленными компанией Huawei Technologies of China. Однако China Public Security имеет потребность в создании программного обеспечения, способного работать и на серверах производства IBM, Cisco и HP -- поскольку в полицейских подразделениях КНР уже есть таковые. Так в чьих руках будут находиться ключи к безопасности 12-миллионного города Шэньчжень -- у зарегистрированной во Флориде фирмы -- партнера IBM? Или у разработчиков самой гениальной в мире операционной системы, периодически доказывающей свою супернадежность красивым голубым свечением экранов? Сама китайско-американская компания, похоже, откупила монопольные права на поставку оборудования и программ для системы тотального контроля над соотечественниками. Как -- остается лишь догадываться. В надежде, что во все еще коммунистическом Китае процедуры принятия решений прозрачны и соответствуют нормам закона. Ведь мы традиционно мало знаем о нашем восточном соседе и, возможно, поэтому верим, что там все лучше и чище: полиция усердно борется с тем, с кем надо, а дорогую технику приобретает не для того, чтобы перекачать куда-то деньги. А теперь вот поверим и в то, что с помощью такой техники Китай выйдет на первое место еще и по успехам в борьбе со всякими напастями -- теми, с которыми передовая техника слежки все же помогает бороться. Список их известен -- это терроризм, организованная преступность, мелкая преступность, мелкое хулиганство, … Он пробуждает цепочку ассоциаций, которая надежно связывает нас с родным домом, заставляет не просто читать о Шэньчжене, но и невольно оценить с аналогичных позиций соразмерную ему Москву. Москва: безопасен ли город?Здесь -- те же самые мигранты, по-старому лимита, те же отчаянные попытки силовиков снизить криминальную статистику. Внедрение муниципального видеонаблюдения, возможно, кому-то и принесло выгоды, но о результатах его эксплуатации рапортуют в основном пресс-службы участников процесса. В России вводятся так называемые биометрические паспорта, однако их выдаче не предшествует ни снятие отпечатков пальцев, ни обследование радужной оболочки глаз. Какого рода информация, кроме ФИО и даты рождения, будет записана в чипы, и какова их емкость -- еще один интересный вопрос. Будет ли вводиться тотальный контроль или он уже вовсю осуществляется? Кого бы об этом спросить-то… Чтобы спросить, да еще и получить ответ, оставляем в стороне глобальные проблемы и некоторое ерничество и возвращаемся к городу Москва. Шесть весьма конкретных вопросов мы задали вновь назначенному заместителю генерального конструктора ГЦП Электронная Москва по интеграции систем обеспечения безопасности и ЖКХ Муравьеву Виктору Евгеньевичу. Шэньчжень объединяет в единую систему 200 тысяч камер, и оператор проекта способен, судя по всему, обеспечить хоть какую-нибудь управляемость всего этого хозяйства. Как будет построена система безопасности Москвы? По централизованному принципу или по районам? В 2002-2005 годах в Москве развивались локальные системы видеонаблюдения. В результате город получил зоопарк программно-технических средств. Начиная с 2006 года было принято решение о внедрении единого технического решения, требования к которому согласованы с ГУВД Москвы. На территории каждого района создан инженерно-технический центр. В эти центры поступает информация от систем безопасности, АСКУПЭ и диспетчерских. Все это объединено высоскоростными каналами связи. В итоге московская система будет сверхсовременной и интегрированной. Архитектуру построения системы и организационную схему управления я вам раскрыть не имею права -- это сведения для ограниченного пользования. Имеются ли оценки потребности города в телекамерах (и, соответственно, камерных каналах)? Сколько камер должно стоять на улицах и в помещениях, чтобы проект Безопасный город считался выполненным? Проект будет считаться выполненным, когда все критически важные для безопасности города зоны окажутся под надежным круглосуточным контролем, и при этом статистика преступлений упадет ниже определенного порога. Камеры -- лишь звено в этом проекте. Их эффективность будет оцениваться в ходе внедрения, и в проект будут вноситься коррективы. По грубым оценкам, речь должна идти о сотне тысяч камер. Сейчас в единой системе обеспечения безопасности Москвы находятся 63 000 подъездов. До конца 2007 года будут оснащены средствами охраны еще 24 000 подъездов. В системе экстренной связи работает более 1500 поворотных цветных телекамер. Эффективность системы доказана раскрытием ряда громких преступлений, снижением количества краж и повышением их раскрываемости. Рассматривается ли вопрос о подключении охранных камер, принадлежащих частным компаниям и госструктурам, к общей городской системе либо к районным подсистемам? Пока отсутствует законодательная база, регулирующая отношения сторон при таком взаимодействии. Ждем принятия Закона о видеонаблюдении. Но в нашем списке приоритетов этот вопрос стоит на первых позициях: городской бюджет не резиновый, и любые способы экономии средств будут тщательно рассматриваться. Есть ли уже программное обеспечение, способное взять на себя управление столь сложной и разветвленной системой? Если нет, то кто, по вашему мнению, должен его разработать -- государственные организации, российские частные структуры или компании с участием иностранного капитала? Заказчиками на такого рода решения должны быть государственные структуры, а реализация проектов -- проходить на конкурсной основе с привлечением российских компаний. Однако ключ от этой системы и основу ее построения необходимо держать в ведении госструктур. Безопасность столицы нельзя отдавать в руки рынка. Кто будет вести мониторинг -- муниципальные служащие или сотрудники милиции? Или все будет поручено так называемой видеоаналитике -- средствам компьютерного анализа изображения? Все, что возможно, мы планируем автоматизировать. Однако, как вы сами пишете в вашем издании, с видеоаналитикой нужно быть осторожным. Если по итогам тестов видно, что она утопит нас в ложных тревогах, то нам такая аналитика не нужна. В любом случае, за машинами -- будущее, но решения по каждой конкретной ситуации должны принимать люди. И отвечать за них. Будет ли в Москве применена высокотехнологичная система учета мигрантов, аналогичная китайской? Вопросами миграции занимается отдельная федеральная служба, у которой должен быть доступ к видеоинформации. В любом случае, у нас не Китай, и времена тотальной слежки уже давно позади. Мы -- свободная страна, которую предстоит сделать еще и безопасной. На это выделяются средства и даются полномочия. Источник: Security News Читайте далее: Видеонаблюдение и запись в XXI веке Распознавание номеров в действии Вьюга и лицо ;-) Автоматическое распознавание номерных знаков автомобилей Несколько полезных советов -- как вести себя в захваченном самолете Будущее систем контроля доступа IP-видеонаблюдение на практике ISSE -- новые горизонты российской безопасности Вид сверху Оптимальное видеонаблюдение на рельсах: последние тенденции в охранном телевидении на железнодорожно
|