Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Видеонаблюдение в торговых сетяхС. В. Букреев Потери в торговых сетях как в России, так и за рубежом исчисляются миллиардами долларов. Основная их причина - мошенничество, воровство покупателей и сотрудников. Больше всего от этого явления страдают супермаркеты самообслуживания. изучим, каким образом система видеонаблюдения может помочь в борьбе с мошенниками Статистика Чтобы разобраться в том, с чем связаны потери в торговле, из каких составляющих они складываются, обратимся к статистическим данным. Европа и США, демонстрируя одинаковую величину убытков в торговле, разошлись в соотношении инициаторов этих потерь. На долю сотрудников торговых компаний Старого Света приходится 30% того, что пропадает в этих компаниях, а на долю покупателей -50%. В США эти две категории меняются местами: работники торговли виновны в половине краж, а покупатели - в 30%. Оставшаяся доля распределяется в Европе и Америке одинаково: от общей суммы потерь за счет административных ошибок и плохой организации документооборота теряется 15%, а из-за мошенничества поставщиков - 5%. В России объемы воровства покупателей и персонала соотносятся как 6:4 при нормальной работе магазина и 7:3 - при неблагоприятной обстановке в нем. Если потери магазина не превышают 0,3% оборота, считается, что это хорошо, если 0,3-0,5% -нормально. Когда цифра зашкаливает за 1,5% - нужно принимать срочные меры. Перейдя от процентной оценки к "живым деньгам", получим 30 млрд дол. потерь в год в США и примерно столько же в Европе. Эта немалая цифра заставляет серьезно задуматься о принятии мер для борьбы с потерями в торговле, основную часть которых, как мы выяснили, составляют потери от воровства. но прежде чем рассматривать средства борьбы с воровством, было бы неплохо разобраться в том, кто и с какой целью идет на нарушение закона. Кто и зачем ворует
Наиболее серьезную угрозу из всех перечисленных групп, разумеется, представляют профессионалы, особенно если они являются сотрудниками предприятия или действуют совместно с ними. Способы кражи Чтобы понять, как бороться с воровством, изучим несколько типичных способов кражи товара сотрудниками магазина, покупателями, и этими двумя группами, действующими совместно. Кассир
Кассир в сговоре с администратором
Персонал в торговом зале Продавец берет дорогой товар на складе для выкладки и "не доносит" его до торгового зала. Персонал склада
Покупатель
Разумеется, здесь перечислены далеко не все способы кражи товара, но и они дают представление о разнообразии методов, которые мошенники используют в своей работе. Теперь изучим способы борьбы с кражами и мошенничеством в магазинах. Способы противодействия Защитные метки (EAS)
Радиочастотная идентификация (RFID) Технология RFID - "радиочастотной идентификации" (Radio Frequency Identification) - богаче по возможностям, но и более дорогостоящая. Отличие этой технологии от EAS состоит в том, что метка RFID содержит в себе целую микро-схему, в которую может быть записана различная информация. С метки EAS кассир просто стирает информацию о том, что данную метку, а значит, и тот предмет, на которую она наклеена, крайне не желательно выносить из магазина. Сканер деактивирует метку, делает ее невидимой для антенны. В метке RFID кассир меняет информацию о статусе товара, но сама метка при этом остается активной. Принцип передачи сигнала в системах RFID, как видно уже из их названия, - радиочастотный. Технология RFID позволяет значительно обогатить процедуру контроля товаров. В метку можно записать любую информацию о статусе товара, на котором она раз-мещена. При приеме товаров на склад, при их перемещении с полки на полку и любом подобном действии можно автоматически вести учет товара, считывая с меток необходимую информацию и записывая новую. так же одной особенностью метки RFID является то, что ее легче разместить на товаре в незаметном месте. При этом системы RFID существенно дороже, чем EAS. Один из элементов RFID, стоимость которого весьма ощутима, - это сама метка. Поэтому торговая организация, которая "дозрела" до применения RFID, нередко начинает с того, что маркирует ими только наиболее дорогие или часто похищаемые товары. Теоретически вор, вынесший украденную вещь из магазина, может быть выслежен по RFID-метке, и, возможно, это - дело недалекого будущего. но метки не являются панацеей. Их использование направлено на борьбу с хищениями в торговом зале, но, например, пресечь воровство на складе они не могут. Кроме того, метки можно оторвать, надрезать или, скажем, вывести из строя с помощью мощного электромагнитного поля. Наличие меток может отпугнуть случайных воров, но те, кто занимается кражами профессионально, действуют более изощренно. Осваивая новые технологии, они указанными выше способами избавляются от меток или выводят их из строя. С такими явлениями можно бороться, расставив повсюду сотрудников охраны, но это не лучшее решение, так как они могут мешать передвижению покупателей внутри магазина. Выход из ситуации - в установке системы видеонаблюдения, о чем пойдет речь далее. Применение видеонаблюдения Цель видеонаблюдения -не только предотвращение хищений, но и выявление воров, чему в значительной мере помогает работа с видеоархивом. Следует отметить, что система видеонаблюдения становится намного более эффективной, если она интегрирована с кассовыми аппаратами. Принцип действия и возможности интегрированной системы
содержащиеся в чеке. Такую совмещенную картинку оператор получает как в режиме реального времени, так и при работе с архивом. Кроме того, система регистрирует и записывает в архив все основные события, происходящие на кассовом терминале. К ним, например, относятся операции отмены, возврата, начало/конец чека, отказ в скидке, назначение скидки, удаление информации из чека, открытие кассы, изъятие денег из кассы и другие процедуры. Систему можно настроить так, чтобы она каким-либо образом привлекала внимание оператора к подозрительным событиям (например, к возврату товара) - скажем, выводила бы увеличенное изображение подозрительной кассы на отдельный монитор. Кроме того, все перечисленные события записываются в архив, и по ним можно вести интенсивный поиск интересующих видеофрагментов. Интегрированная система, как уже ясно из сказанного, позволяет легко выявить случаи мошенничества, при которых товар, проходящий через кассу, не соответствует внесенному в чек (при закрытии меток, использовании меток более дешевого товара и внесении кода товара вручную). При помощи обычного видеонаблюдения сделать это крайне сложно. Намного более широкие возможности, чем "чистое" видеонаблюдение, предоставляет интегрированная система и при работе с архивом. Случай из практики
На следующем этапе необходимо было выяснить, был ли оплачен товар, для чего не обойтись без телекамер, направленных на выход с касс. На упомянутом объекте имелось 14 касс, в тот момент из них работали 1 2. Поскольку общей телекамеры выхода с касс не было, сотруднику службы безопасности пришлось просмотреть записи 6 телекамер, прежде чем на записи 7-й он нашел изображение предполагаемого вора. При этом общее время просмотра получилось немалым, так как надо было задать интервал порядка 1 5 минут, что приблизительно соответствовало периоду, в течение которого жулик мог выйти из магазина. Итак, выяснилось, что этот человек оплатил в кассе жевательную резинку и так же какую-то мелочь, но коньяка среди предъявленных кассиру товаров не было. ситуация, когда вор покупает и оплачивает только дешевые товары, весьма типична. наличие возможности запросить у системы пробитые чеки с суммами, скажем, до 100 руб. позволяет выявить тех, кто часто посещает магазин и постоянно делает покупки на незначительные суммы. Это дает необходимую информацию для проверки и ответа на вопрос: а что же делал этот покупатель в торговом зале? но возвратимся к нашей истории. Убедившись в том, что бутылка была украдена, сотрудники магазина получили крупное изображение похитителя из архива телекамеры, установленной у входа в торговый зал. Отпечатанные с максимально хорошим качеством фотографии вора куратор магазина из службы безопасности на очередном собрании сотрудников показал всем со словами: "Когда этот человек придет, надо сказать мне". Когда жулик снова появился в магазине, к его приходу уже были готовы, куратор вышел к нему и провел разъяснительную беседу. Следует сказать, что беседы вкупе с демонстрацией видеоматериалов обычно бывает достаточно для того, чтобы вор "раскаялся". Места размещения телекамер Итак, мы убедились, что в деле выяснения обстоятельств кражи из торгового зала без систем видеонаблюдения вряд ли на данный момент можно обойтись. Но в каких точках лучше размещать телекамеры? Практика демонстрирует, что необходимы:
Эффективность интеграции доказана Видеонаблюдение, как подтверждает практика, оказывает существенную помощь в расследовании краж и предотвращении повторных случаев воровства. Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наиболее эффективной является интегрированная система, объединяющая собственно видеонаблюдение и кассовые терминалы; интеграция должна быть не только чековой (когда на изображение накладываются, как титры, все надписи, содержащиеся на чеке), но и событийной (система детектирует и сохраняет в архиве все события, происходящие на кассовом терминале). Чтобы отвлечься от невеселой темы воровства, отметим в заключение, что интегрированная си-стема видеонаблюдения оказывает неоценимую помощь при рассмотрении претензий покупателей, помогает снять подозрения с добросовестных сотрудников, и помогает разобраться в некоторых, порой курьезных, ситуациях. Этот случай произошел с менеджером торгового зала одной из торговых сетей Санкт-Петербурга. К концу рабочего дня он обнаружил, что не может поехать домой, так как ключей и брелока от автомобиля нет. Менеджер обратился за помощью к сотрудникам службы безопасности, памятуя, что до обеда вертел эти ключи в руках. Телекамеры в торговом зале зафиксировали, что, действительно, все так и было, ноднем, открывая стеклянную витрину для показа товара, он освободил руки, положив ключи сверху витрины, где они и были обнаружены благодаря системе видеонаблюдения. Читайте далее: Кризис переходного возраста, или Как сделать так, чтобы не было мучительно больно из-за очередного с Цифровые системы EverFocus. Вопрос выбора AViaLLe™ Дурная наследственность-III Возможен ли отказ от матричного коммутатора? DV-IP-серия от Dedicated Micros Частный взгляд на распределенные IP-системы видеонаблюдения AV Tech. Поколение NEXT CCTV: no comments Эффективное решение Dedicated Micros для корпоративных цифровых сетей Энциклопедия брендов: ADT "POS-Интеллект" Применение CCTV для обеспечения безопасности на транспорте Профессиональные цветные камеры видеонаблюдения VISION Panasonic. Далекое – близко. IP-видеокамера Panasonic IP-HCM280 c 21-кратным оптическим увеличением Организация комплекса видеоконтроля в казино
|