8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности

Закон о техническом регламенте на системы комсплексной безопасности должен быть принят



Неумолимо бежит время, прошел год с момента введения 1 июля 2003 года Федерального закона № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон), который принял технический регламент в качестве документа особого рода, устанавливающего обязательные требования к продукции, услугам, работам, циклам

Прошедший год ознаменовался серьезным изучением специалистами разного уровня его основных положений и выработкой определенных подходов к созданию общих и специальных технических регламентов. Значительную работу по разъяснению основных положений Закона и практики его применения провели непосредственно его создатели, и специалисты Госстандарта России.

Одним из первых пособий была брошюра "Как делают проекты специальных регламентов (от идеи до первой редакции). Опыт практической разработки" из серии брошюр "Что надо знать о техническом регулировании". Серия была издана при участии некоммерческого партнерства "Регламент" под руководством Рабочей группы Администрации Президента РФ по совершенствованию системы взаимоотношений предприятий с органами государственной власти.

Содержание брошюры на конкретных примерах достаточно просто поясняло основные положения Закона при разработке технических регламентов. Именно практика подхода, представленная в брошюре, и легла в основу нижеизлагаемых предложений.

При разработке настоящих предложений учитывались имеющиеся тенденции в европейской и мировой практике по гармонизации стандартов и, конечно, аналогичные работы по гармонизации российских стандартов со стандартами МЭК, ИСО, проводимые и в области технических средств охраны и безопасности.

Обоснование по созданию технического регламента

Основанием по созданию технического регламента на системы комплексной безопасности могут быть статьи 1 и 6 Закона.

В соответствии со аналитической статьей 1 Закона "сферой применения предполагаемого технического регламента может быть регулирование отношений, возникающих при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, циклам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • оценке соответствия".

Из статьи 6 Закона определяется "цель принятия технического регламента:

  • защита жизни или здоровья граждан, имущества физ. или юр. лиц, государственного или муниципального имущества;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей".

При подготовке предложений учитывалось несколько условий:

  • ставилась задача разработки общего технического регламента (ОТР);
  • предлагалась разработка ОТР на технические системы комплексной безопасности (СКБ), являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности объекта;

  • действие ОТР ограничивалось применением СКБ только для стационарных объектов (СО) с возможным распространением на технические средства подвижного состава в виде автомобилей;
  • ограничивалась номенклатура технических средств и систем, входящих в состав СКБ;
  • номенклатура технических средств и систем устанавливалась исходя из создания уровней защищенности СО от определенных предполагаемых угроз;
  • при расширении возможных угроз в данный регламент могут быть внесены дополнительно к предлагаемой номенклатуре технические средства и системы.

При разработке ОТР автор исходил из того, что под системой комплексной безопасности подразумевалась совокупность всех технических средств защиты и охраны, функциональных и интегрированных, автономных и централизованных систем, обеспечивающих безопасность и защиту объекта по установленным для него показателям угроз и уровнем защищенности. В состав СКБ также могут входить технические средства или системы, обеспечивающие сигнализацию о состоянии инженерного оборудования или систем жизнеобеспечения объекта, и защиту их от несанкционированного воздействия.

При этом учитывалось, что аналитической статьей 2 Закона установлено такое понятие, как "безопасность продукции, циклов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физ. или юр. лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений".

аналитической статьей 7 Закона ограничены виды безопасности, на которые разрабатываются технические регламенты и тем самым устанавливаются минимально необходимые, но обязательные требования.

Безопасность СО, как и любого объекта, должна быть обеспечена надежными и проверенными средствами и системами, гарантирующими выполнение целей статьи 6 Закона.

Исходя из установившегося назначения систем комплексной безопасности, можно считать, что они в полной мере направлены на обеспечение выполнения первой части этой статьи, так как технические средства СКБ в значительной мере обеспечивают именно охрану и безопасность людей, зданий, сооружений, имущества.

Они должны выполнять требования, обеспечивающие противостояние установленным для СО видам угроз, значит обеспечивать или способствовать обеспечению определенного уровня его безопасности. И установление соответствия этим требованиям должно быть обязательным.

Признание этого приводит к необходимости относить СКБ к изделиям, подлежащим обязательной сертификации, на которые необходимо разработать ОТР.

Данный регламент может быть общим для определенных средств и систем, на которые могут быть разработаны специальные технические регламенты. В то же время он может быть специальным, если будет разрабатываться общий технический регламент на обеспечение безопасности СО в направлении оценки устойчивости, огнестойкости, например, всей строительной конструкции зданий и сооружений, их экологической пожарной безопасности.

Особенно это относится к объектам, требующим защиту от ядерной и радиационной безопасности, особых складских помещений, производственных или технологических циклов.

При формировании статей ОТР было уделено особое внимание выполнению требований статьи 7 Закона по содержанию технических регламентов.

К нему относятся следующие требования. "Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, циклов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, циклам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции, циклам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер".

Учитывая изложенное, вашему вниманию предлагаются основные положения возможных статей Федерального закона общего технического регламента на СКБ вида "Об общем техническом регламенте систем комплексной безопасности стационарного объекта, их производства и эксплуатации".

Они не претендуют на полноту изложения и требуют участия специалистов по доведению статей до настоящего проекта закона и признания представляемых положений.

Основные положения по проекту ФЗ на ТР

Федеральный закон № ХХ-ФЗ "Об общем техническом регламенте систем комплексной безопасности стационарных объектов, их производства и эксплуатации"

Настоящий Федеральный закон разработан в соответствии с положениями и требованиями Федерального закона "О техническом регулировании" № 184-ФЗ в целях защиты жизни граждан, имущества физ. и юр. лиц, государственного и муниципального имущества.

Статья № 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
    • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к системам комплексной безопасности и ее составляющим (далее - продуктов), циклам их производства и эксплуатации;
    • оценке соответствия продуктов;
    • организации обязательной сертификации и контроля состояния продуктов.
  2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общий технический регламент (ОТР) и распространяется на системы комплексной безопасности и ее составляющие, предназначенные для обеспечения защиты граждан и стационарных объектов различного назначения и собственности от предполагаемых в зависимости от их категорий угроз внутреннего и внешнего характера.

Состав предлагаемых систем может быть представлен в прилагаемом перечне:

  • средства индивидуальной защиты граждан, на которые должен быть разработан специальный технический регламент (СТР);
  • системы охраны с возможным представлением перечня входящих в них технических средств и систем охраны, на которые должен быть разработан СТР ;
  • системы противопожарной защиты с возможным представлением перечня входящих в них технических средств и систем, на которые должен быть разработан СТР;
  • системы защиты от несанкционированного доступа к информации по СТР, устанавливающему требования и правила их применения на СО;
  • устройства и системы досмотра по СТР, устанавливающему требования и правила их применения на СО;
  • устройства и системы защиты инженерного оборудования зданий и сооружений от несанкционированного доступа по СТР;
  • устройства контроля состояния и работоспособности инженерного оборудования зданий и сооружений по СТР, устанавливающему требования и правила их применения на СО;
  • устройства и системы связи и телекоммуникации для обеспечения вопросов безопасности по СТР, устанавливающему требования и правила их применения на СО;
  • устройства и системы, обеспечивающие выполнение функции поста, пункта охраны или диспетчерского пункта контроля и управления системами здания на СО по требованиям СТР;
  • устройства, системы специального назначения для обеспечения безопасности людей и/или СО по требованиям СТР.

Статья № 2. Основные понятия и определения

Основные понятия должны устанавливать определения, однозначно указывающие сферу применения СКБ, непосредственно СКБ и все ее составляющие, и отдельные возможные определения, поясняющие или устанавливающие связь с предполагаемыми СТР.

Среди понятий могут быть базовые и основные понятия. К базовым можно отнести понятия "стационарный объект (СО)" и его виды, категории СО и их показатели, угрозы СО и их характеристики.

К основным можно отнести понятия системы обеспечения комплексной безопасности стационарного объекта, системы комплексной безопасности стационарного объекта (СКБ СО) и все понятия, относящиеся к составляющим системам, в том числе автоматизированным и интегрированным системам.

Базовые понятия имеют определяющее значение, и их представление требует особого внимания.

К стационарным объектам можно отнести здание (здания) со всеми входящими и имеющимися инженерными коммуникациями и другими устройствами и системами, входящими в его инженерные системы и системы жизнеобеспечения, и территории и их периметр как отдельную зону жизнеобеспечения и безопасности.

При установлении понятий категории СО, угрозы и их показатели необходимо учитывать, что по видам и значимости СО категории, угрозы и их показатели могут устанавливаться правительственными или ведомственными органами, страховыми компаниями или ассоциациями в пределах их компетенции.

Определения понятий могут быть приведены также в соответствующем приложении.

Статья № 3. Требования к сертификации СКБ

В аналитической статье утверждается необходимость обязательной сертификации всех продуктов, составляющих СКБ для обеспечения безопасности СО.

Основанием служит статья 8 Закона по вопросу обеспечения "безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий" с решением отдельных вопросов пожарной безопасности в рамках создания системы комплексной безопасности.

В соответствии с этой аналитической статьей требования настоящего ОТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, на которые он распространяется, циклов их производства и эксплуатации. Также на основании этой статьи должно быть обоснование СТР, так как "обязательные требования к отдельным видам продукции, циклам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов".

Статья № 4. Требования технического регламента к изделиям СКБ

В аналитической статье могут быть представлены угрозы СО и их разновидности. Виды и характеристики угроз должныбыть взаимоувязаны с возможностями СКБ, на которые распространяется настоящий ОТР.

Среди возможных угроз СО могут быть следующие:

  • несанкционированное проникновение с целью хищений;
  • несанкционированное проникновение с целью хищения информации;
  • несанкционированное проникновение с целью нарушения функционирования объекта;
  • возникновение пожара (условия заполнения, хранения и обращения веществ, материалов, материальных ценностей);
  • возникновение пожара от поджога;
  • возникновение пожара от состояния имеющихся технических средств, оборудования, электрических сетей и т.п.;
  • возникновение пожара от нарушений производственного или технологического циклов.

По масштабам возможных потерь категории СО могут быть локального, местного, территориального, регионального, федерального и межгосударственного значения.

При разработке требований необходимо строго выдерживать положения статьи 7 Закона, согласно которым "технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, циклам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента".

Следовательно, при формировании требований крайне не желательно создавать их на входящие в СКБ изделия, подобные извещателям, приборам, установкам, устройствам и другим техническим средствам.

Статья должна устанавливать общие для всех продуктов технические требования, по которым они могут быть сертифицированы.

К ним могут быть отнесены как обязательные следующие требования:

  • обеспечение базовых характеристик в рекомендуемых условиях эксплуатации;
  • обеспечение безопасности, электробезопасности;
  • обеспечение пожарной безопасности в объеме применения системы противопожарной защиты или системы комплексной безопасности;
  • обеспечение электромагнитной совместимости;
  • обеспечение надежности (изготовителем, поставщиком) по регламентированным параметрам;
  • обеспечение устойчивости к возможным и недопустимым несанкционированным действиям по прекращению его полного или частичного функционирования;
  • обеспечение совместимости работы изделия в составе предлагаемого комплекса или системы;
  • особенности применения изделия для функционирования в составе интегрированных систем безопасности;
  • требования к безопасности производства;
  • требования безопасности при эксплуатации.

Конкретные показатели и требования должныбыть изложены как минимально необходимые для обеспечения защиты от предполагаемых угроз.

Статья № 5. Подтверждение соответствия изделия требованиям общего ТР

Статья устанавливает роль технических комитетов по стандартизации (ТКС), создаваемых национальным органом по сертификации по аналитической статье 14 Закона.

Статья подтверждает документы в области стандартизации (статья 13), на соответствие которым может проводиться сертификация продуктов.

Статья утверждает принцип. возможность разработки стандартов в рамках настоящего ОТР и предполагаемых по нему СТР при обязательном их рассмотрении в соответствующих ТКС с последующим утверждении в установленном для них порядке.

Подтверждение соответствия утвержденным документам по стандартизации проводится согласно положениям главы 4 Закона по обязательной сертификации.

Целью подтверждения соответствия должно быть по аналитической статье 18 Закона:

  • "удостоверение соответствия продукции, циклов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
  • содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, и для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли".

В соответствии со аналитической статьей 23 Закона должна быть подтверждена необходимость обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего ОТР.

Статья должна устанавливать для продуктов в соответствии с главой 4 Закона:

  • принципы подтверждения соответствия (по аналитической статье 18);
  • форму подтверждения соответствия (по аналитической статье 20);
  • знак соответствия (по аналитической статье 22);
  • порядок декларирования соответствия (по аналитической статье 24 Закона);
  • форму и содержание сертификата соответствия (по аналитической статье 25).

Статья № 6. Организация обязательной сертификации продуктов

Применительно к настоящему регламенту рассматриваются и излагаются положения статей 26 "Организация обязательной сертификации" и сопутствующих статей, устанавливающих:

  • права и обязанности заявителей в области обязательного подтверждения соответствия (статья 28);
  • условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (статья 29);
  • признание результатов подтверждения соответствия (статья 30).

Непременным условием должно быть признание изделия и базовых технических характеристик ТКС, относящихся и характеризующих СКБ, что должно быть подтверждено документом установленного настоящим законом образца.

Статья № 7. О лицензировании технических комитетов

Статья должна утверждать технические комитеты по стандартизации в качестве органов по удостоверению принадлежности изделия к СКБ и устанавливать порядок представления изделия по подтверждению соответствия.

ТКС должныбыть аналогичными с техническими комитетами МЭК или ИСО. Аккредитация технических комитетов должна проводиться по правилам, установленным Правительством Российской Федерации.

Эти правила могут быть аналогичными с правилами аккредитации органов по сертификации (статья 26 Закона) с учетом статьи 14 о роли национального органа Российской Федерации по стандартизации.

Все организации, участвующие в оценке изделия, его производства должны иметь соответствующую лицензию. Лицензирование организаций, эксплуатирующих или обслуживающих системы, может носить добровольный характер.

Изложение статьи должно строиться на статьях Закона № 184-ФЗ, устанавливающих "Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов" (глава 6).

В аналитической статье может быть дано право ТКС о решении вопросов с национальным органом по стандартизации по расширению сферы его применения и внесению определенных предложений по изменению содержания статей настоящего ОТР по установленному Законом порядку.

Федеральный закон по общему техническому регламенту на системы комплексной безопасности будет служить базой для разработки специальных регламентов, основным содержанием которых может быть конкретизация изложенных положений с введением специфических требований, относящихся к конкретным системам.




Читайте далее:
Предотвращение техногенных катастроф на объектах недвижимости повышенного риска с применением систем
Рецепты счастья от Magic House
"Безопасный город" глобальный проект по охране и жизнеобеспечению жителей мегаполиса
Система безопасности ТАС
Слагаемые успеха
Создание корпоративной Концепции физической защиты объектов
Технический регламент на СКБ. Заседание ТК 439
Типовое решение для АЗС
Управление технической системой безопасности в промышленности
В целях сохранения прибыльности рынок систем обеспечения безопасности жилья делает ставку на техниче
Защита периметра в системах комплексной безопасности