Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
На страже интересов наших гражданВ условиях сложной оперативной обстановки защита имущественных интересов граждан и юр. лиц отнесена к числу приоритетных задач органов внутренних дел Российской Федерации, и наиболее значимая роль в обеспечении охраны всех форм собственности отводится именно вневедомственной охране, как одной из ведущих служб в системе профилактики имущественных преступлений. Современная ситуация Общее количество зарегистрированных преступлений в Российской Федерации за период с января по октябрь 2004 г. увеличилось на 3,1% и составило более 2,4 млн. Не спадает криминальная напряженность на улицах и в общественных местах. Рост уличной преступности в целом по России составил 8,7%. Вместе с тем, несмотря на существенный общий рост количества зарегистрированных краж (+9,7%), удалось добиться снижения краж из квартир граждан (-3,5%), в том числе за счет реализации комплекса мероприятий по профилактике преступлений в жилом секторе по линии вневедомственной охраны. принцип. возможность обеспечения надежной охраны объектов и квартир, и активного участия строевых подразделений милиции вневедомственной охраны в профилактике преступлений и административных правонарушений обусловлена высокой оперативностью реагирования сотрудников службы на факты посягательств в отношении охраняемого имущества и совершения иных правонарушений. В условиях эскалации угроз совершения террористических актов и диверсий одной из основных задач ГУВО МВД России, подчиненных и подведомственных подразделений является целенаправленная, планомерная и наступательная работа по усилению антитеррористической защищенности охраняемых объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и с массовым скоплением людей. В ходе реализуемых мероприятий подразделениями только в сентябре-октябре 2004 года проведено 106 595 комиссионных обследований технической укрепленности объектов указанных категорий. По результатам проверки руководителям хозяйствующих субъектов внесено 51 720 представлений об устранении выявленных недостатков, предложены услуги вневедомственной охраны. Направлено 20 492 обращения руководителям предприятий и учреждений, главам администрации органов исполнительной власти, и в органы прокуратуры по вопросам принятия мер усиления антитеррористической защищенности. В результате проведенных мероприятий под охрану (стационарную и техническими средствами) принято 3378 объектов, из них: 271 особой важности, 100 жизнеобеспечения, 138 повышенной опасности, 2876 с массовым пребыванием граждан. Обеспечена защита 1939 образовательных учреждений. В соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства Российской Федерации в целях усиления авиационной безопасности ГУВО совместно с Минтрансом России прорабатываются вопросы приема под вневедомственную охрану международных аэропортов и объектов их инфраструктуры. В рамках этой работы подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении указанной категории объектов в Перечень объектов, подлежащих государственной охране. Вместе с тем необходимо констатировать, что базовой проблемой надлежащего обеспечения антитеррористических мероприятий по инженерно-технической укрепленности и защищенности потенциально опасных объектов остается недостаточное финансирование охранных мероприятий. Приоритетные направления деятельности в 2005 году Основными направлениями деятельности вневедомственной охраны на 2005 год являются:
Функционирование системы сертификации Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы. Поэтому перед государством стоит ряд задач:
Для решения первой из названных задач необходимо подтверждение соответствия продукции установленному уровню требований. Из существующих процедур подтверждения соответствия наиболее распространенной стала сертификация, выполняемая специальными организациями, которые играют роль объективной и независимой стороны по отношению к производителю и потребителю. Развитие российской системы регулирования безопасности и качества продукции идет, в основном, в русле эволюции мировой практики. но в значительной мере методы, схемы и организация сертификации в России модифицируются, приспосабливаются к российским особенностям. В полной мере вышесказанное относится к аппаратуре охранно-пожарной сигнализации (ОПС), системам контроля и управления доступом (СКУД), телевизионным охранным системам (ТОC). Отличительной особенностью сертификации технических средств охраны является то, что она распространяется не только на собственную безопасность приборов, но и предъявляет требования к качественным характеристикам и параметрам продукции. значит сертификат соответствия на технические средства охраны подтверждает их соответствие российским стандартам как по требованиям безопасности, так и по требованиям назначения, устойчивости к внешним воздействующим факторам, электромагнитной совместимости (помехозащищенность и помехоэмиссия). Системой обязательной сертификации электрооборудования (частью которой является сертификация технических средств охраны) взят курс на гармонизацию национальных стандартов со стандартами МЭК (Международная электротехническая комиссия). но ряд требований российских стандартов не совпадаете международными, поэтому признание иностранных сертификатов (за исключением Республики Беларусь) не практикуется. Вместе с тем требования по сертификации к отечественному и зарубежному производителю абсолютно аналогичны. В настоящее время задачи обязательной сертификации технических средств охраны возложены на две системы сертификации:
С целью защиты российского рынка от недоброкачественной аппаратуры ОПС, СКУД, ТОС приказом МВД России от 21 декабря 1992 г. был создан Центр сертификации аппаратуры (ЦСА) охранной и пожарной сигнализации ГУВО МВД России. Надо отметить, что ЦСА ОПС стал одним из первых в Российской Федерации государственным учреждением подобного рода. За годы успешной работы Центром сертифицировано более 5 тысяч приборов ОПС, СКУД, ТОС как отечественных, так и зарубежных производителей. На данный момент ЦСА ОПС аккредитован в качестве органа по сертификации технических средств ОПС в вышеназванных системах сертификации. В состав Центра входит испытательная лаборатория, которая на протяжении 12 лет успешно функционирует и также аккредитована в обеих системах сертификации как технически компетентная и независимая. В сферу деятельности Центра в настоящее время входит проведение обязательной и добровольной сертификации, и кроме того, - различных видов испытаний технических средств охраны. От обязательной сертификации - к техническим регламентам В настоящее время сертификация технических средств охраны является обязательной (до введения технических регламентов). Вместе с тем Президент РФ в посланиях Федеральному Собранию неоднократно отмечал необходимость уменьшения вмешательства чиновников в дела бизнеса, ликвидации избыточности обязательной сертификации, развития предпринимательской инициативы и повышения конкурентоспособности российской продукции в мире. В соответствии с этим была выработана концепция реформирования, которая реализуется в Федеральном законе "О техническом регулировании". Одним из главных инструментов этого закона провозглашен переход от ведомственного нормирования и обязательных стандартов к разработке и принятию технических регламентов, как особого вида документа, принимаемого на уровне законодателей при участии представителей всех слоев общества. Согласно статьи 8 данного закона, технические регламенты делятся на общие и специальные. Один или несколько специальных технических регламентов будут посвящены техническим средствам охраны (ОПС, СКУД, ТОС). Это связано с тем, что государство не может себе позволить отказаться от выполнения функции обеспечения безопасности имущества физ. или юр. лиц, государственного или муниципального имущества. Под безопасностью имущества физ. или юр. лиц, государственного или муниципального имущества, понимаются требования, позволяющие избежать угрозы его хищения или уничтожения (пожары, взрывы и др.). Технический регламент вводится не взамен национальных стандартов. Это документ другого уровня. В нем будут иметь место обязательные ссылки на действующие и разрабатываемые в настоящее время российские стандарты. Кроме того, Закон "О техническом регулировании" вводит несколько форм оценки соответствия продукции. Одна из них - подтверждение соответствия (сертификация), другая - испытания. В связи с важностью функции обеспечения безопасности имущества эти формы, разумеется, войдут в предполагаемый регламент. Какие требования войдут в регламент, говорить пока рано, потому что это достаточно сложный и неоднозначный документ. Разработка технического регламента (технических регламентов) технических средств охраны возложена на НИЦ "Охрана". Кроме разработки технических регламентов, вневедомственной охраной создана и зарегистрирована постановлением Госстандарта России от 30 июня 2003 г. № 68 Система добровольной сертификации средств охраны и безопасности объектов "Систем-Тест". Эта система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации продукции, обеспечивающей независимую и квалифицированную оценку соответствия требованиям, установленным в нормативной документации системы. Сюда входят российские стандарты, нормы по пожарной безопасности, и дополнительные ведомственные требования. Научно-техническое обеспечение деятельности вневедомственной охраны по защите имущества юр. и физ. лиц В настоящее время в НИЦ "Охрана" ГУВО МВД России завершены работы по трем основополагающим направлениям. Первое - это создание многофункционального комплекса "Альтаир", который позволит обновить парк эксплуатирующихся систем централизованного наблюдения. На текущий момент подготовлено серийное производство данного комплекса на двух заводах-изготовителях: ЗАО "ЭП ЦНИТИ"(г. Ногинск) и ОАО "Радий" (г. Касли) и проведены сертификационные испытания. В соответствии с Программой технического перевооружения в 2004 г. начаты серийные поставки комплекса в подразделения вневедомственной охраны. По второму направлению разработан и освоен в серийном производстве прибор приемно-контрольный охранно-пожарный "Антей", предназначенный для организации централизованной охраны объектов и квартир на участках электронных АТС, использующих оптоволоконные кабельные соединения и аппаратуру цифрового уплотнения без установки дополнительного оборудования (ретрансляторов) на АТС, что позволяет снизить расходы вневедомственной охраны. Третье направление - система централизованной охраны подъездов жилых домов на базе домофонной техники "Форпост", применение которой позволит обеспечить увеличение количества охраняемых квартир и тем самым снизить количество имущественных преступлений в жилом секторе. В 2004 г. проводились работы по сопряжению комплекса с имеющимися системами передачи извещений, радиосистемами и другими каналами передачи информации в части существенного увеличения информативности, т.е. количества извещений, передаваемых на ПЦН. Кроме того, проводятся работы по сопряжению комплекса "Форпост" с датчиками аварийных ситуаций и передачи расширенной информации о безопасности охраняемого объекта на ПЦН, что позволит расширить функциональные возможности комплекса по защите от различных угроз и, соответственно, увеличить количество охраняемых объектов за счет расширения области предоставляемых вневедомственной охраной услуг. В последние годы особое внимание уделялось созданию и развитию радиосистем передачи извещений (РСПИ). но серийно выпускаемые и использующиеся радиоканальные системы передачи извещений в настоящее время довольно дороги, что ограничивает сферу их применения. Именно по этой причине базовой курс в развитии радиосистем был выбран на снижение их стоимости до уровня, доступного рядовому потребителю. С целью решения данной задачи в минувшем году завершены работы по созданию радиосистемы малой емкости со сниженной стоимостью объектового оборудования и улучшенными тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками ("Струна-М"). Данная РСПИ предназначена главным образом для организации охраны гаражных кооперативов и садоводческих товариществ, где на на данный момент ощущается серьезный дефицит надежных технических средств. К настоящему времени проведены лабораторные и определительные испытания системы, откорректирована конструкторская документация(КД) для доработки опытных образцов и завершается подготовка для ее серийного производства. Развитие объектовых подсистем охраны Важным направлением в 2004 г. было исследование и изуч. новых тенденций обеспечения безопасности объектов. Это в первую очередь СОТ и СКУД - средства, которые за последнее время стали неотъемлемой частью обеспечения безопасности любого особо важного объекта. Специалистами ГУВО МВД России проведен анализ рынка существующих средств контроля управления доступом и средств охранных телевизионных для применения их на объектах, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны. Подготовлены и направлены в подразделения аналитические обзоры по данной тематике. Кроме того, в продолжение тематики исследования новых направлений идентификации, на базе результатов, полученных в ходе НИР, выполненной в 2003 г., проводятся работы по созданию шифр-устройства - средства контроля доступа на основе считывателей биометрических и радиочастотных технологий для использования в системах охраны кредитно-финансовых учреждений и объектов особой важности и повышенной опасности. В настоящее время изготавливаются опытные образцы и проводится подготовка серийного производства. Другим, перспективным направлением в области развития объектового оборудования является создание ППК (приемно-контрольных приборов) с адресными беспроводными (радиоканальными) извеща-телями. На рынке охраны представлены на данный момент только дорогостоящие импортные изделия. К началу 2005 г. планируется завершение серийного освоения данных приборов на ряде отечественных предприятий, таких как АО "Аргус-спектр", АО "Риэлта", НТЦ "ТЭКО". Причем подсистема сбора информации от беспроводных изве-щателей производства НТЦ "ТЭКО" - "Астра-РИ" уже успешно прошла опытную эксплуатацию в УВО Нижегородской и Самарской областей. В области создания средств обнаружения проникновения приоритетным направлением было проведение ряда ОКР по созданию новых извещателей, не имеющих отечественных аналогов и являющихся логическим продолжением проводимых в 2003 и 2004 гг. НИР. В рамках темы "Вернисаж" завершается разработка емкостного извещателя для охраны картин в местах их экспозиции, в том числе в период доступа посетителей. Внедрение извещателя позволит решить существующую на на данный моментшний день проблему по охране картин в галереях, музеях и выставочных центрах. За отчетный период подготовлена эскизная документация, изготовлены опытные образцы и проведены лабораторные испытания извещателя. Проводится доработка конструкторской документации и подготовка серийного производства данного изделия. Извещатель "Икар-5" разрабатывается в дополнение к существующей номенклатуре ИК-извещателей и позволит решить проблему охраны квартир и других мест хранения личного имущества граждан, где на период охраны остаются домашние животные. Внедрение извещателя позволит значительно увеличить число охраняемых квартир за счет принятия под охрану объектов, где раньше она была невозможна. К концу года планируется завершить работы по серийному освоению извещателя. Извещатель "СПЭК-1113" с улучшенными техническими характеристиками разрабатывается взамен извещателя "Вектор-3", который был внедрен в производство в 1987 г., должен найти широкое применение в системах контроля и управления доступом, получивших широкое распространение на рынке охранных услуг. Серийное производство данного извещателя запланировано на конец текущего года. Вновь создаваемый активный охранно-пожарный ультразвуковой извещатель "Эхо-5" будет использоваться для блокировки объема помещения. На на данный моментшний день подготовлена вся необходимая документация для создания опытных образцов, и к концу года будет завершено их изготовление. Извещатель "Фотон-17" разрабатывается в дополнение к существующей номенклатуре ИК-извещателей и отличается возможностью подтверждения обнаружения нарушителя по видеоканалу, что позволит значительно снизить число ложных срабатываний. Современная элементная база (микроциклор, планарные компоненты, бескорпусная видеокамера), технология поверхностного монтажа позволяют создать высоконадежный извещатель, который по своим параметрам и функциональным возможностям не уступает зарубежным извещателям. Продолжаются работы по созданию системы для охраны магистральных трубопроводов, предназначенной для обнаружения несанкционированных врезок, разрывов, утечек и т.п. Система обеспечит оперативное обнаружение (время срабатывания технических средств не более 2 мин.) с точностью до ±50 м зоны повреждения магистрального трубопровода. Внедрение системы позволит впервые в практике вневедомственной охраны приступить к охране линейных участков трубопроводов с помощью технических средств. В текущем году планируется завершение части работ по созданию датчиков определения угроз различного вида с целью возможного прогнозирования и раннего обнаружения чрезвычайных ситуа-ций на базе разветвленной сети ПЦО. На на данный моментшний день завершена разработка датчиков определения утечек бытового газа и воды. Их особенностью является то, что они совместимы со всеми типами пультового оборудования, используемого подразделениями вневедомственной охраны. Хотелось бы отметить, что в последние годы российский рынок технических средств охраны представлен весьма широкой номенклатурой продуктов отечественного производства, основные характеристики которых не уступают лучшим мировым аналогам. М.И. Суходольский, Читайте далее: Направления научно-производственной деятельности МВД России На страже интересов наших граждан Основные тенденции технического оснащения и обновления подразделений ГПС МЧС России Подготовка специалистов в области пожарной безопасности Нынешняя ситуация. Комментарии ГУВО МВД России Проблемы технического обеспечения противопожарной службы Работа столичных пожарных: трудности и перспективы Знаете ли вы, что за вами наблюдают?! Бороться с терроризмом – реально, надо только навести порядок Корпоративность
|