Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Перспективы подготовки кадров для пожарно-спасательной службы МЧС РоссииС точки зрения науки управления создаваемая в составе МЧС России Государственная пожарно-спасательная служба (ГПСС) является организационно-функциональной структурой, на которую возлагается часть функций МЧС России, касающихся области пожарной безопасности и некоторых других аварийно-спасательных работ. При этом возникает вопрос выбора оптимальной структуры соответствующих органов управления на федеральном и других уровнях управления с учетом того, что в составе МЧС должныбыть и многие другие службы Международный опытВ большинстве развитых стран (анализ проведен по 40 странам), включая США, Германию, Францию, Японию и др., проблема борьбы с новыми видами опасностей нашла решение, в частности, в расширении функций пожарной охраны, которая при сохранении своего исторического названия превратилась по существу в многофункциональную аварийно-спасательную службу, по всей видимости, специальную (во множественных странах имеются соответствующие офицерские звания). Рассматривая создание Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС), целесообразно выделить несколько аспектов. Главный вопрос - состав функций ГПСС. Вопрос структуры ГПСС и органов ее управления является вторичным и может рассматриваться по мере создания законодательной базы в 3-4 этапа. Приведем социально значимые функции противопожарных служб развитых стран мира:
В качестве примера в таблице представлена структура выездов оперативных подразделений противопожарной службы Германии за 1986, 1990 и 1999 гг. Во многоманалогичная структура оперативной деятельности пожарной охраны есть и в других странах. Пожарная охрана в развитых странах превратилась в многофункциональную аварийно-спасательную службу - аналог создаваемой ГПСС. Основная функция этих служб - проведение различных аварийно-спасательных работ. Дополнительная - ликвидация катастроф и стихийных бедствий. С учетом вышеприведенных данных в Академии ГПС разработана методология организационного проектирования аварийно-спасательных служб (АСС). На ее основе можно осуществить проектирование ГПСС при заданных параметрах (функциональных, структурных, технических, кадровых и др.). Классификация... В целом все аварийные службы по их функциональной роли (или характеру проводимых ими работ) целесообразно разделить на две большие группы: 1) аварийно-спасательные; 2) аварийно-ремонтные. К первой группе, в частности, относятся: ГПСС, другие спасательные службы, скорая медицинская помощь и т.п., а ко второй - аварийно-ремонтные подразделения по обслуживанию и ремонту газовой, водопроводной, электрической, тепловой сетей и других городских коммуникаций. Характер проводимых работ указанных служб существенно влияет на их организационное построение, режим работы, кадровый состав и многое другое. В этой связи можно сделать следующие выводы. Нецелесообразно в рамках единой службы осуществлять весь спектр аварийных работ, так как выполнению разных по характеру работ соответствуют принципиально разные организационные структуры. ГПСС должно быть поручено исполнение оперативных аварийно-спасательных функций; ремонтно-восстановительные функции (также важные и нужные) следовало бы поручить другим подразделениям. Варианты организации реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС) могут быть различными. Они могут зависеть от особенностей региона, частоты возникновения и прогнозируемых последствий ЧС, наличия и степени подготовленности сил и средств ГПСС и т.д. Этапы создания ГПСС Создание ГПСС, видимо, следует проводить в 2 этапа. На первом этапе реализуются основные функции ГПСС городов:
Эти функции могут быть возложены на реорганизованные подразделения ГПСС (образованные на базе существующих подразделений ГПС и МЧС) без привлечения дополнительных кадровых и технических ресурсов. На втором этапе создания ГПСС реализуются дополнительные функции ГПСС городов:
Структурные преобразования Организационной формой ГПСС могут быть местные, городские, территориальные подразделения ГПС - отряды и части. На первом этапе существующий штат этих подразделений доукомплектовывается и проводится техническое переоснащение сил и средств. На втором этапе возможны два варианта:
Необходимые действия С учетом вышеприведенного анализа, чтобы достичь намеченной цели, необходимо осуществить ряд важных мероприятий. 1. Для отработки схем взаимодействия структур ГО и ЧС и ГПС в рамках создания ГПСС необходимо внести изменения в нормативные правовые акты (это более 200 документов федерального уровня и уровня субъектов РФ). 2. При проработке проблем создания ГПСС целесообразно предусмотреть, что в городах-мегаполисах существующие подразделения ГПС смогут выполнять преимущественно только уже возложенные на них функции, осуществляя взаимодействие с поисково-спасательными формированиями в установленном порядке. В городах с численностью 0,5-1 млн человек функции ГПС могут быть расширены. В городах и иных населенных пунктах с населением до 150 тыс. человек функции оперативного реагирования на ЧС могут быть возложены на подразделения ГПС (при этом объем работ возрастет не более чем на 20%) при условии их технического переоснащения, обучения личного состава и существенного увеличения уровня оплаты труда (в том числе надбавки за совмещение профессий и работу в спецсредствах, и оплата риска, премирование). Последнее должно быть сделано преимущественно за счет средств местных бюджетов. При этом может происходить постепенная реорганизация сил при помощи регионов-доноров, и подразделений специальной пожарной охраны. Учитывая сложности с финансированием в дотационных регионах, требует рассмотрения проблема полного или частичного возмещения затрат ГПСС владельцем пострадавшего объекта в случаях невыполнения на данном объекте установленных нормативных требований безопасности. Целесообразно ввести в статус соответствующего пожарно-спасательного подразделения понятие "категория" в зависимости от его дислокации, штата и объемов проводимых работ. 3. Осуществлять создание единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) на уровне субъектов РФ и более низких уровнях управления на базе ЦУС ГПС и ПСЧ с последующей переадресовкой вызовов непосредственно в поисково-спасательные формирования. но в городах с численностью населения более 500 тыс. человек при наличии достаточного числа прямых линий "01" потребуется введение в состав дежурных смен дополнительных диспетчеров, и их переподготовка. Необходима единая система информационного обеспечения. Решение этих вопросов позволит, по экспертным оценкам, сэкономить до 50% бюджетных средств. Кроме того, часть информации будет представлять коммерческий интерес и может поставляться на платной основе. 4. В отношении региональных спасательных отрядов и спецчастей, и поисково-спасательных формирований (при их нахождении в одном населенном пункте или на относительно небольшом удалении друг от друга, например, до 100 км) целесообразно преобразовать их в пожарно-спасательные формирования с единой структурой управления. 5. Решить вопрос объединения учебных центров ГПС и учебно-методических центров ГУГО и ЧС, но учесть, что они работают с абсолютно различными категориями личного состава, имеют различную нормативную базу, организующую цикл переподготовки. Необходимо скоординировать соответствующие учебные программы по подготовке, в первую очередь спасателей, и использовать на взаимовыгодных условиях полигонную базу, средства техники и т.д. В перспективе следует провести преобразование учебных центров в образовательные учреждения для подготовки специалистов по программам начального профессионального образования. При этом может быть создан единый орган управления. 6. Расширить практику создания общественных пожарно-спасательных формирований, создать для этого необходимую нормативную правовую базу с системой материального стимулирования спасателей-общественников. 7. Создать условия для взаимодействия ГПСС со страховыми организациями, разработав типовую нормативно-методическую базу для взаимодействия структур ГУ ГО и ЧС и особенно ГПС с чрезвычайной страховой компанией (ЧСК) и ее филиалами. При полной или даже частичной реализации названных мероприятий следует учесть и другие организационно-структурные и функциональные изменения, проводимые МЧС России, особенно в той части, которая касается кадрового обеспечения деятельности. Проблемы и перспективы образования В этой связи в области обеспечения деятельности ГПСС квалифицированными кадрами с высшим и средним профессиональным образованием возникает ряд серьезных проблем. Среди них:
Представляется, что, несмотря на значительный объем работы, в течение 2-3 лет перечисленные и некоторые другие проблемы в области кадрового обеспечения деятельности ГПСС могут быть решены, а это,, обеспечит необходимый уровень подготовки специалистов не только для ГПСС, но и для системы МЧС России в целом. Е.А. МЕШАЛКИН, Читайте далее: Безопасность На переднем рубеже Обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации жилищного фонда Перспективы подготовки кадров для пожарно-спасательной службы МЧС России Правовое обеспечение безопасности среды обитания человека Проблемы обеспечения безопасности г. Москвы Противопожарное страхование. Взгляд профессионалов Создание и внедрение высоких технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Законы должны обеспечивать безопасность ГУ ГПС: повседневные задачи российского масштаба Национальная безопасность России: проблемы законодательного обеспечения
|