Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Работа столичных пожарных: трудности и перспективы
- Владимир Степанович, какова ситуация с пожарами на текущий момент? - Ситуация с пожарами в целом нормальная. Если мы будем сравнивать с 1990-ми годами, то число пожаров сократилось примерно на 10 тыс. - это достаточно много. В 1994-1995 гг. происходило в среднем 25 тыс. пожаров в год, сейчас их количество сократилось до 14 тыс. Такая динамика сохраняется, хотя в этом году снижение пожаров наблюдалось небольшое. Можно с уверенностью сказать, что пожары в Подмосковье на количестве пожаров в самой Москве не отразились. Конечно, в засушливое лето довольно часто происходит возгорание мусора, но пожарами это крайне не желательно назвать. К тому же сейчас благодаря нашим городским властям Москва стала чище. Раньше подобных возгораний было больше: горели свалки. Приходилось вылетать на вертолетах, чтобы визуально определить места очагов пожаров, поскольку они происходили на удаленных от жилых мест объектах и вычислить их было трудно. К сожалению, надо сказать, что пока не сокращается количество гибнущих на пожарах людей. Хотя нашей базовой задачей является как раз снижение гибели людей. Однако, по статистике и по результатам проводимых нами исследований, те граждане, которые погибают, в основном сами и являются виновниками пожаров. Это люди, как принято говорить, ведущие антиобщественный образ жизни: алкоголики, тунеядцы. - Ситуация с пожарами в Подмосковье не распространилась на столицу. Были приняты какие-нибудь меры? - В мае правительством Москвы было принято Постановление об усилении пожарной безопасности в Москве в пожароопасный период. есть специальная правительственная комиссия города Москвы по пожарной безопасности. В ее состав входят заместители префектов округов, руководители управлений городского хозяйства, руководители различных инспекций и, разумеется, представители МЧС - всего около 40 человек. И этой комиссией были приняты конкретные решения по выработке мер предупреждения пожаров, благодаря которым даже в такое тяжелое лето количество пожаров в городе не увеличилось. На уровне префектур была организована большая работа, начиная с увеличения количества поливальных машин в городе и заканчивая противопожарной пропагандой. Правительством Москвы разработана программа наглядной противопожарной пропаганды: в городе будет установлено 200 стендов с противопожарной тематикой. Также специальные плакаты будут размещены на остановочных павильонах, надписи о соблюдении пожарной безопасности будут сделаны на автобусах и троллейбусах различных маршрутов. К сожалению, на эту работу не хватает средств. Правда, есть договоренности со страховыми компаниями, которые должны оказать нам содействие. 72-73% пожаров в Москве происходят в жилых зданиях: в квартирах, на балконах, лестничных клетках, в лифтах. Больше всего горят мусоропроводы. Именно на эти объекты пожарные и обращают более пристальное внимание. Мы пытаемся восстановить в Москве добровольные пожарные дружины, которые сейчас фактически забыты. Пока добровольцев немного, но тысяч 5-6 есть. Такие добровольные дружины созданы, например, на крупных предприятиях, за дежурства членам этих дружин положены даже определенные доплаты. Документ о формировании добровольных пожарных дружинах существует. Поскольку на одну управу приходится всего 1-2 инспектора Госпожнадзора, возникла необходимость в введении должности внештатного инспектора. Это также общественная должность. Инспектор будет иметь право проверить объект, сделать заключение, сообщить в Госпожнадзор или противопожарную службу. Такое постановление тоже принято. - Расскажите, пожалуйста, о структуре УГПС г. Москвы. - Структура УГПС г. Москвы ничем особенно не отличается от структуры других управлений. В состав противопожарной службы входят основные и вспомогательные службы. К основным относятся следующие: служба по пожаротушению, центр управления силами и средствами, отдел Государственного пожарного надзора, объектовые пожарные части (например, при Большом театре, Третьяковской галерее, Мосэнерго, на крупных предприятиях), отделы ресурсного обеспечения, финансовый и технический. К вспомогательным службам относятся такие, как пожарно-технический центр (ПТЦ) и учебный центр, где производится подготовка и переподготовка личного состава. Срок начальной подготовки пожарного -3 месяца. Затем принимается присяга, и пожарный направляется на службу в пожарную часть. 3 месяца - это, конечно, весьма мало, поэтому пожарному необходимо пройти потом переподготовку. Кроме этих отделений имеются окружные управления. Их расположение зависит от принадлежности к административным округам. В Москве 10 округов разной величины, соответственно имеется 10 окружных управлений. В этих управлениях тоже есть финансовые, технические отделы, отделения Госпожнадзора. Завершающей ступенью в структуре УГПС являются пожарные оперативные части, которые непосредственно заняты выездами на пожары. Сейчас в Москве действует порядка 90 частей оперативных пожарных частей. По разным причинам одни части ликвидируются, другие создаются. Это связано с передислокацией и старением зданий и всей базы частей. Город большой, и, как я уже говорил, главная наша задача - избежать гибели людей на пожарах, поэтому пожарные должны прибыть вовремя. У нас среднее время прибытия пожарных на место - 6,5 минут. Конечно, в часы пик бывает дольше. Поэтому месторасположение каждой перемещаемой или новой пожарной части щепетильно продумывается. Структура, которую я вам описал, достаточно функциональна. Сейчас есть предложение объединить под одним руководством пожарные части и Госпожнадзор. Но пока этот вопрос так же прорабатывается. Хотя фактически уже сейчас на местном уровне, скажем, инспектор Госпожнадзора и начальник караула работают сообща. - Теперь, пожалуйста, расскажите о техническом обеспечении управления. - Технически московская пожарная служба достаточно оснащенная. Для тех задач, которые мы решаем, необходима современная техника. У нас имеются 229 основных автомобилей, и специальные авто различного назначения, подъемники, коленчатые подъемники. Есть, например, специальные авто пенного и газовоздушного тушения. Последние предназначены для подразделения газодымозащитной службы, сотрудники которой первыми прибывают на пожар и работают в самых очагах пожара. Кроме того, у нас на вооружении имеются подъемные механизмы. Они весьма необходимы, поскольку в городе много зданий повышенной этажности. Сейчас в Москве строятся здания выше 50 м - в 25 этажей и более. Обеспечение пожарной охраны подъемными механизмами - это большая проблема, разрешением которой занимается нормативно-технический отдел управления. В настоящее время введены новые противопожарные требования к домам повышенной этажности. Основное из них - наличие противопожарных лифтов, выполненных из огнезащитных материалов, с помощью которых можно даже в охваченном огнем здании эвакуировать людей. Второе -обязательное использование пожарной сигнализации, т.е. в каждой квартире должныбыть пожарные датчики, кроме этого, мы требуем, чтобы в квартирах устанавливались автономные пожарные извещатели. Конечно, такие идеи достаточно медленно реализуются. Датчики обязаны устанавливать гражданам работники жилищных организаций и выдавать им ключи от квартир с уже установленными датчиками. Жилищные службы выполняют эти требования весьма неохотно. А нам, со своей стороны, весьма трудно проконтролировать все жилые объекты: установлен датчик или не установлен. Кроме того, сейчас в квартирах устанавливаются пожарные краны. Раньше краны находились на лестничных площадках, но, к сожалению, часто они разворовывались или использовались не по назначению. И сейчас принято решение устанавливать их, кроме лестничных клеток, непосредственно в квартирах. Они имеют пожарный рукав меньшего диаметра и располагаются в специальном стояке на кухне. В зданиях повышенной этажности требуется также устанавливать противопожарные двери, чтобы, если случится пожар, огонь не вышел за пределы отдельной квартиры. Это требование уже соблюдается в Москве и теперь будет распространено по всей России. В настоящее время введено так же одно требование: все дома повышенной этажности должны иметь площадки для посадки спасательной кабины пожарного вертолета. У нас имеются три специальных вертолета, которые занимаются эвакуацией и тушением пожаров на высотах. Недавно была испытана система горизонтальной подачи воды с вертолета. Раньше в вертолете имелся бак с водой, который открывался, и вода "падала" вниз. Сейчас разработано и испытано устройство, с помощью которого вода в пожарном стволе может подаваться горизонтально. вертолеты в городских условиях используются и для эвакуации, и для пожаротушения. - Какие возникают проблемы с эксплуатацией техники? - Прежде всего, хотелось бы сказать, что, несмотря на достаточно высокую по сравнению с другими управлениями ГПС оснащенность, техники все равно не хватает. Ресурс техники, который установлен нормативными документами, на 48% выработан. Обеспеченность высотными механизмами низкая. Есть проблемы со специальными автомобилями. Их должно быть гораздо больше, и автомобилей газодымозащитной и водозащитной службы и службы тыла. Необходимы коленчатые подъемники и автолестницы. Не хватает, и водителей: люди уходят. Мы стараемся повышать заработную плату, но ситуация по-прежнему остается весьма сложной. Есть проблемы перевода гарнизона на новые воздушные противогазы, которые работают на баллонах с воздухом. Сейчас мы используем изолирующие противогазы, в них воздух проходит через фильтрующий патрон и смешивается с кислородом. В таких противогазах тоже есть свой плюс: время их работы доходит до 4 часов, как воздушные рассчитаны на 30-60 мин. В метро при тушении пожара используются, например, именно изолирующие противогазы. Тем не менее принята концепция о переводе всех гарнизонов на воздушные аппараты, которые признаны более современными и удобными, но на ее реализацию нам пока не хватает средств. Существует проблема с вещевым довольствием: крайне мало средств выделяется из федерального бюджета на боевую одежду пожарных. Есть проблемы с лестницами, штурмовками. Большие проблемы возникают со зданиями пожарных частей: многие из них располагаются в старых зданиях, даже дореволюционной постройки, во множественных частях необходим ремонт. Тут нам оказывают помощь префектуры округов. Что касается ремонта техники, в управлении имеется свой пожарно-технический центр (ПТЦ). Но, конечно, даже специалистам ПТЦ не любой ремонт под силу. Например, некоторые автомобили, и тем более специальные, приходится отправлять для ремонта на завод к производителям. Хорошо еще, если они уходят в Торжок. А импортную технику надо перегонять, скажем, в Финляндию. Для такого ремонта нужна валюта, а у нас ее нет. Стараемся как-то выйти из положения: разработана программа развития ПТЦ, создания на его основе своего производства, возможно, с привлечением сторонних организаций. Мы пытаемся построить свою сервисную базу, чтобы не быть такими зависимыми от производителей, когда возникают проблемы с ремонтом. Но на это тоже нужны средства и время. - Особенностью столицы является наличие метрополитена. Есть ли специфика обеспечения пожарной безопасности на объектах метрополитена? - Специфика, безусловно, есть. Создан специальный отдел Государственного противопожарного надзора на объектах метрополитена. Мы регулярно проводим учения в ночное время, отрабатываем взаимодействие с дежурными метрополитена. К тому же на Московском метрополитене создана ведомственная пожарная охрана: это примерно 300 человек, которые постоянно следят за соблюдением пожарной безопасности, дежурят, объезжают все объекты метрополитена. Разработаны специальные планы пожаротушения. весьма многие составы снабжены пожарной сигнализацией, средствами порошкового пожаротушения. Сейчас метрополитен оборудуется установками пожаротушения, которые располагаются во взрывопожароопасных местах. При определенной температуре они срабатывают и выдают сообщение машинисту, что в таком-то месте произошло возгорание. Но пока, слава Богу, никаких серьезных происшествий на метрополитене не было. И в этом большая заслуга генерального директора метрополитена, поскольку он весьма внимательно следит за выполняемой в области пожарной безопасности работой. - Скажите, пожалуйста, как осуществляется в УГПС закупка оборудования и каков процент иностранной техники из всего объема закупаемого оборудования? - Начну с импортной техники. Ее закупается мало, примерно 5% от всего оборудования. В основном, это подъемные механизмы: лестницы и коленчатые подъемники. Остальная техника, которую мы приобретаем, российского производства. При покупке любой техники, вплоть до пожарного рукава, проводятся конкурсы, так называемые тендеры. Для этого создается специальная комиссия. Основным критерием является, разумеется, качество, затем - цена. Выбором техники занимаются опытные специалисты, которые хорошо знакомы с условиями ее эксплуатации, поэтому они точно знают, какие требования к ней предъявлять. Конечно, хоте лось бы, чтобы ассортимент был больше, но, к сожалению, выбирать приходится из того,что есть. - Расскажите, пожалуйста, о системе связи в противопожарной службе г. Москвы. - Вопрос о работе систем связи весьма важен. Пожарным необходима оперативная информация. Говоря о связи, нужно иметь в виду два типа ее использования: во-первых, это городская связь с оперативными и структурными подразделениями пожарных и, во-вторых, связь на пожаре. Центральный узел связи (ЦУС), который получает информацию, обрабатывает ее и направляет технику на пожар, должен сделать все это в течение 30 секунд. Несколько лет назад наш ЦУС был одним из самых современных даже на мировомуровне диспетчерских пожарных центров, но он постепенно теряет свои преимущества, поскольку оборудование устаревает и его надо менять. Сейчас мы думаем об обновлении центра, собираемся переходить на оптико-электронную связь. Она уже внедрена в некоторых управлениях. Мы разрабатываем программу усовершенствования ЦУС, поскольку теперь это будет диспетчерский центр не только для пожарных, но и для спасателей. В сентябре программа должна быть рассмотрена правительством Москвы. Важным вопросом является также обеспечение пожарных средствами связи во время тушения пожара: все они должны иметь радиопередатчики, чтобы оперативно обмениваться друг с другом информацией. - Каковы перспективы развития УГПС г. Москвы теперь уже в структуре МЧС? - Основная перспектива - создание на основе пожарных частей пожарно-спасательных подразделений. Что касается текущей работы, то в связи с переходом противопожарной службы в ведение МЧС она мало в чем изменилась. Наш центр управления силами и средствами и раньше вызывал на ликвидацию крупных пожаров спасателей. Возможно, сейчас взаимодействие стало более тесным. Например, мы планируем совместно с УГО и ЧС г. Москвы объединить наши учебные центры. В целом московская пожарная охрана положительно воспринимает переход в ведение МЧС. Такое объединение пойдет на пользу и пожарным и спасателям. В.С. РОДИН, Читайте далее: Обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации жилищного фонда Перспективы подготовки кадров для пожарно-спасательной службы МЧС России Правовое обеспечение безопасности среды обитания человека Проблемы обеспечения безопасности г. Москвы Противопожарное страхование. Взгляд профессионалов Создание и внедрение высоких технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Законы должны обеспечивать безопасность ГУ ГПС: повседневные задачи российского масштаба Национальная безопасность России: проблемы законодательного обеспечения
|