8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности

Создание и внедрение высоких технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций





Возрастающие масштабы прямого ущерба от чрезвычайных ситуаций и затрат на их ликвидацию показывают, что в ближайшей перспективе экономика страны будет не в состоянии восполнять потери от катастроф. В подобной ситуации переход к устойчивому развитию становится нереальным без резкого повышения уровня и эфф. предупредительных мер, уменьшающих опасность, размеры и последствия катастроф

Основные технологии гражданской безопасности

Оптимальный выход из сложившейся ситуации - создание новой идеологии противодействия катастрофам и разработка на ее основе государственной стратегии в области снижения рисков и смягчения последствий катастроф, стержнем которой должна стать реализация научно обоснованной и экономически целесообразной системы превентивных мер по предотвращению ЧС.

Постановлением Правительства РФ от 20.08.02 № 619 в России был создан Федеральный центр науки и высоких технологий "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (ФЦ ВНИИ ГОЧС). В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ ФЦ ВНИИ ГОЧС призван обеспечить производство наукоемкой продукции по 20 направлениям (технологии, технические средства и системы). Все эти направления объединены в 12 основных технологий гражданской безопасности (см. табл.), по которым проводятся работы в 2003 г. и будут продолжены в 2004 г. На большинстве из этих технологий следует остановиться подробнее.

Зонирование территории России по величине комплексного риска от ЧС природного и техногенного характера

Огромные различия регионов России в экономических, природно-географических, социально-географических и других показателях исключают унифицированный подход к оценке состояния защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Поэтому необходимо сочетание различных подходов к решению проблем в отдельных регионахв зависимости от степени угрозы, преобладающей специфики аварий (катастроф) и особенностей природных явлений.

Наиболее простой и практически приемлемый - метод экспертно-прогностиче-ской оценки, при котором учитывается следующее: потенциальные источники ЧС, расположенные в пределах субъекта (региона), расчетные зоны воздействия поражающих факторов, численность населения в зонах ЧС, статистика ЧС за последние годы. критерием оценки потенциальной опасности (величины социального риска) выступает соотношение численности населения в зонах ЧС и вероятности события (аварии, катастрофы, опасного природного явления). При этом вероятность события или временные закономерности ЧС зависят от множественных факторов (надежность технических систем, нарушение технологических циклов, природные катаклизмы, деформация земной поверхности и т.п.).

Анализ накопленной статистики по ЧС демонстрирует, что их возникновение в значительной мере неслучайно. Изменение их количества во времени закономерно и циклично, что отражает ход природных циклов. Территориальная их распространенность неравномерна и имеет четко выраженную зональность, что отражает комплекс природных условий.

В результате исследования разработаны критерии оценки последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в масштабе субъекта (региона). При этом определены не только объем и основные направления работ, но и порядок измерения последствий ЧС. Решением правительственной комиссии утверждена методика разработки карты комплексного риска.

В 2004 г. планируется разработка нормативно-методических документов по учету ожидаемого ущерба от ЧС в социально-экономическом прогнозе развития страны.

Смягчение социально-экономических последствий землетрясений

Наибольшую трудность вызывает определение параметров, позволяющих прогнозировать землетрясения в реальном масштабе времени с достаточно высокой степенью надежности и исключающих ложные тревоги. Ненадежный прогноз может привести к катастрофическим последствиям: всеобщей панике, промышленным и энергетическим аварийным отключениям, транспортным пробкам и т.д.

Решением данной проблемы явилась методика, основанная на непрерывном анализе сейсмической записи с использованием новейших положений теории катастроф. По указанной методике на примере десяти землетрясений с применением цифровой записи сейсмостанций удалось разработать диагностические параметры и алгоритм их использования. Это позволило успешно диагностировать базовой сейсмический толчок землетрясения за 1-12 часов до его возникновения.

На основе данной методики создана глобальная (общемировая) геоинформационная система прогнозирования последствий землетрясений "Экстремум", занявшая первое место на международном тендере ГИС. По решению Совета Европы ГИС принята для оперативного дежурства для прогноза последствий землетрясений и передачи данных в 23 страны мира.

В течение 2003 г. выполнены следующие работы:

  • получен оперативный прогноз последствий 48 крупных землетрясений на территории земного шара с передачей информации в 23 страны мира;
  • обеспечено оперативное реагирование сил МЧС России на разрушительные землетрясения (по оценкам специалистов, за счет этого дополнительно спасено около 30% людей).

В 2004 г. планируется расширение базы данных и уточнение математических моделей.

Смягчение последствий и уменьшение экономического ущерба от лесных пожаров и наводнений

В целях смягчения последствий и уменьшения экономического ущерба от лесных пожаров создана система мониторинга и прогноза на основе ГИС, совмещенных с регулярным космическим мониторингом.

В 2004 г. намечена поставка ГИС-техно-логий в субъекты РФ для комплексной системы мониторинга и прогнозирования пожарной обстановки в лесах.

Угроза наводнений есть в России для более чем 40 городов и нескольких тысяч других населенных пунктов. Общая площадь пойменных земель, периодически затопляемых речными и озерными водами, составляет примерно 500 тыс. кв. км. Среднестатистический ущерб от наводнений по стране составляет более 90 млрд руб. в год, поэтому работы, ведущиеся по данной технологии, особенно актуальны.

К настоящему времени на основе ГИС, совмещенных с регулярным космическим мониторингом, создана система мониторинга и прогноза ЧС, связанных с наводнениями. Завершена ОКР по созданию дистанционной вертолетной системы уничтожения ледовых заторов с использованием вертолета Ми-8. Проведены экспериментальные работы по ликвидации ледовых заторов в ряде субъектов РФ.

на данный момент методические основы прогнозирования ледовых заторов и их последствий для населения и территорий РФ недостаточно проработаны и обобщены. Кроме того, отсутствуют технологии и программно-аппаратные средства, позволяющие моделировать циклы и явления, вызванные образованием ледовых заторов. Это приводит к неправильной и неоперативной оценке возможных последствий данного опасного явления, отсутствию превентивных мероприятий со стороны органов власти и, следовательно, к значительному материальному ущербу и тяжелым социально-экономическим последствиям.

Поэтому в настоящий момент разрабатывается технология информационной поддержки принятия решений по снижению экономического ущерба и смягчению последствий ЧС, вызванных ледовыми заторами на реках. Разработка такой технологии и создание соответствующих программно-аппаратных комплексов на основе ГИС-технологий позволит оперативно осуществлять:

  • оценку вероятности образования ледовых заторов на основе гидрометеорологических данных;
  • прогнозирование параметров катастрофического затопления местности, вызванного ледовым затором;
  • прогнозирование последствий катастрофического затопления для населения и территорий;
  • прогнозирование количества сил и средств, необходимых для ликвидации ЧС и жизнеобеспечения пострадавшего населения;
  • прогнозирование параметров волны прорыва, образующейся при разрушении ледового затора;
  • оценку воздействия динамических параметров волны прорыва на здания (сооружения), подвергшиеся ее воздействию;
  • прогнозирование последствий движения волны прорыва для населения и территорий в нижнем бьефе;
  • определение количества сил и средств для ликвидации последствий воздействия прорывной волны на населенные пункты.

На 2004 г. намечено создание программно-аппаратного комплекса по моделированию ледовых заторов и определению сценариев эффективного реагирования, и обеспечение данным комплексом субъектов РФ. Кроме того, будет доработана и принята на снабжение дистанционная вертолетная система уничтожения ледовых заторов.

Оценка реальной устойчивости и остаточного ресурса долговечности зданий и сооружений с помощью мобильных диагностических систем

В цикле эксплуатации здания и сооружения изнашиваются и теряют свою несущую способность. Наибольший износ происходит под воздействием сейсмических и вибрационных нагрузок. Источниками вибрационных нагрузок являются крупные промышленные установки, наземные и подземные транспортные средства. От постоянного или периодического воздействия таких нагрузок в зданиях (сооружениях) происходят сильные, тяжелые и катастрофические разрушения конструктивных элементов. Эксплуатация здания с поврежденными конструктивными элементами может привести к его обрушению.

В целях определения реальной устойчивости зданий была разработана оригинальная технология, которая дает принцип. возможность своевременно выявить степень изношенности здания, наличие в нем скрытых дефектов. Технология прошла апробацию в сейсмоопасных районах Камчатки и Северного Кавказа, использовалась при определении устойчивости зданий, подвергшихся воздействию взрывов в г. Волгодонске и на Курском железорудном месторождении.

К настоящему времени созданы и сертифицированы мобильные диагностические комплексы оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений); правительственной комиссией утверждена методика оценки и сертификации зданий (сооружений); проведено обследование более 1000 зданий (сооружений) и 3 плотин в России, Турции, Греции и Германии; обследовано здание парламента Республики Греция.

В 2004 г. будет проведено обследование не менее 100 зданий, планируется создание системы сертификации и оценки инженерной безопасности зданий (сооружений), производство мобильных диагностических комплексов и оснащение ими региональных центров МЧС России. Намечено получ. международного сертификата.

Мониторинг опасных подводных объектов с помощью малогабаритных телеуправляемых аппаратов

В акваториях России затоплено большое количество объектов, содержащих токсичные и радиоактивные вещества. Они представляют непосредственную опасность для человека в случае попадания их в морскую среду. так же большее количество объектов затоплено в районах портов, где они представляют опасность для судовождения, а в конечном итоге - для окружающей среды и жизни людей.

Изуч. состояния таких объектов и их осмотр для принятия решения по их ликвидации или консервации может осуществляться с помощью водолазов и подводных аппаратов. Использование водолазов хотя и наиболее эффективно, далеко не представляется возможным из-за больших глубин и опасности. Это предопределяет необходимость применения подводных аппаратов. В настоящее время известны обитаемые подводные аппараты (ОПА) отечественного производства типа "Мир-1" и "Мир-2", которые успешно были использованы в районе гибели АПЛ "Комсомолец". но применение ОПА для проведения наблюдений и работ (при всей ценности получаемых результатов) является лишь вынужденной необходимостью из-за отсутствия надежных, простых в управлении и обслуживании телеуправляемых подводных аппаратов (ТПА). Отечественные ТПА пока представляют собой экспериментальные образцы и макеты.

Поэтому чрезвычайно актуальной явилась разработка малогабаритного подводного аппарата, обеспечивающего осмотр труднодоступных отсеков кораблей и судов, затонувших на глубине до 150 м, и подводных коллекторов, трубопроводов, подводных сооружений и других объектов. Аппарат также может быть использован при проведении поисково-спасательных работ, спасении утопающих и во время наводнений. По своим характеристикам этот аппарат пока не имеет аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом.

В 2003 г. созданы: типовой программно-технический комплекс по прогнозу последствий аварий на потенциально опасных объектах (ПОО) и определению эффективных сценариев реагирования, опытные образцы малогабаритных телеуправляемых осмотровых аппаратов для мониторинга подводных потенциально опасных объектов.

В 2004 г. на ПОО будут внедрены программно-технические комплексы и обеспечено проведение мониторинговых работ с малогабаритным аппаратом по обследованию подводных потенциально опасных объектов.

Разработка и внедрение новых информационных образовательных технологий

В современной общеобразовательной школе необходимо создание единой педагогически эффективной информационно-образовательной среды, ориентированной на развитие личности учащегося, формирование у него системного мышления, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности общества. Для этого следует полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования.

На основе использования информации космического мониторинга, современных географических информационных систем и мультимедиа-технологий разработан программно-технический комплекс (ПТК), способствующий улучшению подготовки учащихся по естественнонаучным дисциплинам.

Основное назначение ПТК - преподать теорию и обучить практическим навыкам, таким, как:

  • создание комфортного (нормативного) состояния среды обитания;
  • прогнозирование развития негативных воздействий и оценка их последствий;
  • принятие решений по самозащите от возможных последствий аварий, стихийных бедствий;
  • идентификация опасностей различного происхождения в повседневных условиях и ЧС.

По данному направлению получены следующие результаты:

  • созданы базовые кафедры в четырех вузах России;
  • издано мультимедийное учебное пособие по ОБЖ (200 экз.);
  • разработано учебное пособие по ОБЖ для Чеченской Республики;
  • создан проект системы дистанционного обучения по курсу ОБЖ на территории России.

В 2004 г. намечено выполнить следующие основные работы:

  • создание мультимедийного учебного пособия по ОБЖ для Чеченской Республики;
  • создание мультимедийного учебного пособия по БЖД для вузов (1000 экз.);
  • внедрение системы дистанционного обучения по курсу ОБЖ на территории России.

Управление городским и муниципальным комплексом в ходе предупреждения и ликвидации ЧС

Несмотря на то что работы по созданию единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в России начались сравнительно недавно, во множественных городах уже имеются так называемые базовые системы (по американской терминологии) единых диспетчерских служб, в которых телефонные обращения обрабатываются пока вручную. Ряд из этих систем используют единые (для данного города) телефонные номера (005, 051, 059 и др.). В настоящее время МЧС России проводится большая работа по переходу ЕДДС на телефон "01".

В то же время Россия является полноправным членом Европейской организации администраций связи и почты, которой было рекомендовано использовать единый код доступа к "Службе спасения" -"112". Это отражено в руководящем документе (РД), разрабатываемом в Минсвязи России, - "Система и план нумерации на сетях связи 7-й зоны всемирной нумерации". Этим документом предусмотрен переход в системе нумерации России от индексов спецслужб "ОХХ" к "1ХХ". В дальнейшем, после ввода единого телефонного номера "01", в соответствии с РД Минсвязи России планируется ввод единого на всей территории страны телефона "112".

Если в США и большинстве стран ЕС базой создания систем 911 и 112 являются телекоммуникационные компании, то в России базой создания в основном выступают органы управления по делам ГО и ЧС. Обусловлено это тем, что они имеют единое подчинение и самой своей сутью предназначены для организации и координации усилий чрезвычайных служб различных ведомств.

Такое решение позволяет использовать системы оповещения и информирования населения, систему мониторинга и наблюдения и, кроме того, в значительной степени снизить затраты на создание ЕДДС.

В настоящее время разработаны нормативно-технические документы по созданию ЕДДС, в том числе: концепции создания и развития ЕДДС, ГОСТ "ЕДДС. Основные положения", типовые технические проекты автоматизированных систем ЕДДС. Создано более 400 служб ЕДДС в городах России.В 2004 г. получит развитие ЕДДС с учетом изменения статуса телефонного номера "01" как номера экстренного вызова пожарных и спасателей. Будет продолжен цикл создания новых ЕДДС в городах и районах страны.

Консультативное обслуживания населения по вопросам безопасности в ЧС

В МЧС России создается Web-сайт автоматизированной системы консультативного обслуживания населения (АСКО) по вопросам безопасности в ЧС. Специальное программное и информационное обеспечение (СПИО) АСКО МЧС России позволит решать следующие задачи:

  • представлять населению информацию об МЧС России и его деятельности;
  • вести в реальном масштабе времени реестр различных ЧС;
  • представлять документы нормативно-правового обеспечения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
  • проводить рекламу продукции и услуг предприятий и организаций, специализирующихся в области создания аварийно-спасательных средств и технологий (АССТ);
  • проводить дистанционные расчеты последствий аварий, связанных с выбросом аварийных химически опасных веществ (АХОВ).

Методы обучения населения действиям в ЧС природного, техногенного или бытового характера остаются крайне несовершенными, и это несмотря на то что количество пострадавших в ЧС постоянно растет. Решить данную проблему можно, создав соответствующий раздел в АСКО МЧС России и наполнив его необходимой информационно-справочной информацией. При этом информация должна представляться в удобном, легком для усвоения виде, в том числе и в игровой форме.

Необходимо разработать специальный программный и информационный комплекс дистанционного обучения населения вопросам обеспечения безопасности их жизнедеятельности. Для этого предлагается разработать СПИО, решающее следующие задачи: дистанционное обуч. слушателей средних и высших учебных заведений дисциплине обеспечения безопасности жизнедеятельности; дистанционное обуч. населения действиям в опасных ситуациях в быту; дистанционное обуч. вопросам безопасности в ЧС при помощи соответствующих компьютерных игр.

Инновационная деятельность

Повышение роли инновационной деятельности в современной экономике обусловлено тем, что в последние десятилетия произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста свидетельствуют о том, что доминантой в становлении модели развития экономики в XXI веке должна стать система инновационных циклов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

По оценкам экономистов, возможности экономического роста на современном этапе на 60-90% определяются использованием научно-технических достижений, поэтому важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизма поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

В связи с этим Россия, в рамках инновационной политики государства, стоит перед необходимостью:

  • рационального вложения финансовых средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обеспечивающие функциональные потребности экономики страны на качественно новом уровне;
  • развития научно-технического потенциала и повышения экономической эфф. инновационной деятельности.

Схема инновационной деятельности представлена на рис. 1

Основу инновационной политики Российской Федерации составляют следующие принципы:

  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;
  • поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень научных исследований, развитие научно-технического творчества;
  • многообразие форм организации, обеспечение проведения конкурсов при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных программ;
  • поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;
  • интеграция научно-технической деятельности в международном сообществе.

В настоящее время научно-техническая продукция, полученная в результате инновационной деятельности, может быть представлена модифицированными традиционными средствами производства (технологиями) и принципиально новыми изделиями, созданными посредством высоких технологий.

Эта продукция, обладая такими качествами, как перспективность и эффективность применения, и относительно малой себестоимостью, наличием спроса у широкого круга потребителей, быстрой самоокупаемостью и прочим, в инновационном плане является наиболее соблазнительной (рис. 2).

Опыт работы ФЦ ВНИИ ГОЧС говорит о том, что принятое Правительством РФ направление на создание и развитие высоких технологий предупреждения и ликвидации ЧС себя оправдывает. Необходима дальнейшая консолидация научных коллективов, учебных и производственных предприятий, направленная на решение основных проблем научно-технического развития.

М.А. ШАХРАМАНЬЯН,
начальник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России




Читайте далее:
О готовности органов управления лесным хозяйством, сил и средств МПР России к пожароопасному сезону
Безопасность сетей связи общего пользования
Проблемы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации
Противодействие терроризму: новый этап правовых и общественных отношений
Решение задач федерального уровня
Вопросы национальной безопасности в условиях информационного общества
Гостехкомиссия России стала ФСТЭК России. Что изменила реформа?
Лицензирование и сертификация в области пожарной безопасности