Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Лицензирование и сертификация в области пожарной безопасности![]() Два наиболее приоритетных направления деятельности Государственной противопожарной службы - лицензирование и сертификация - позволяют реально воздействовать на качество выполняемых противопожарных работ (услуг) и не допустить на российский рынок продукцию, опасную для имущества и здоровья граждан Деятельность по лицензированию В настоящее время деятельность по лицензированию в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с такими нормативно-правовыми актами, как:
Лицензированию подлежат: деятельность по предупреждению и тушению пожаров; производство работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; эксплуатация пожароопасных производственных объектов. Деятельность по предупреждению и тушению пожаров подразумевает под собой выполнение следующих видов работ:
Под проведением работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подразумевается выполнение следующих видов работ:
В целях формирования единой политики в области пожарной безопасности и выполнения требований Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" прием и рассмотрение документов соискателей лицензии, подготовку решений о предоставлении лицензий, предоставление и переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, осуществляет федеральный орган лицензирования - Главное управление государственной противопожарной службы, наделенное соответствующими правами от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основными лицензионными требованиями и условиями являются:
Соискатель лицензии представляет (направляет) пакет документов (приложения 1, 2) непосредственно в ГУГПС МЧС России или в территориальный орган Управления ГПС. Для проведения предлицензионной подготовки документов и консультаций соискателей лицензии в Российской Федерации аккредитовано порядка 90 организаций в качестве центров обеспечения лицензионной деятельности. Обращение соискателей лицензии в указанные центры является необязательным и производится в добровольном порядке. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Для проведения оценки соответствия лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган имеет право привлекать специалистов научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, надзорных органов и независимых экспертных организаций. Лицензия предоставляется сроком на 5 лет и дает ее владельцу право на выполнение работ в области пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации. В случае грубого нарушения или неоднократных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и установить срок устранения нарушений (не более 6 месяцев). В случае неустранения лицензиатом нарушений лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Установленный строгий порядок взаимоотношений м. лицензирующим органом и соискателем лицензии позволяет проводить объективную оценку лицензионных требований и условий, сократить бюрократические препоны надзорных органов и в то же время полноценно контролировать деятельность лицензиатов. Деятельность по сертификации Система сертификации в области пожарной безопасности в настоящее время объединяет 34 органа по сертификации и 62 испытательных подразделения. За период с 1996 по 2002 гг. проведено более 6 тыс. испытаний, выдано 5,5 тыс. сертификатов пожарной безопасности. По оценкам экспертов, существующая в России база позволяет обеспечить проведение испытаний только 30-40% продукции. В целях наиболее полного обеспечения работ по сертификации совместно с ВНИИПО производится ежегодный анализ дислокации предприятий-производителей продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, и потоков ввоза этой продукции из-за рубежа. Это позволяет не только прогнозировать потребности рынка по расширению сети его участников, но и направлять приобретаемые в ходе сертификации средства на субсидирование мероприятий по созданию испытательной базы в регионах, где наиболее остро ощущается потребность в этом (с одновременным ужесточением требований к качеству испытаний). Достигнутые соглашения с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по вопросам контроля над ввозимой из-за рубежа продукцией, подлежащей сертификации в области пожарной безопасности, позволили ограничить поступление на отечественный рынок несертифици-рованной пожароопасной продукции. В настоящее время проводится работа по совершенствованию нормативной базы сертификации. Разработанный проект Положения о системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности прошел рассмотрение в МЧС России и других заинтересованных организациях. Сейчас ведется работа по учету и внесению замечаний и предложений, представленных после рассмотрения Положения. Приказ МЧС России № 320 от 8 июля 2002 г. "Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности" прошел процедуру государственной регистрации в Минюсте России. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации № 287 "О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии", ГУГПС МЧС России направило свои предложения в Госстандарт России. Одним из важнейших этапов совершенствования деятельности в области сертификации является участие ГПС в работе межведомственной рабочей группы по присоединению России к соглашениям ВТО (в Госстандарте и Минэкономразвития России). В ходе осуществления этой работы проанализированы предложения Межведомственной программы мер по обеспечению выполнения в полном объеме требований Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО, и иных документов о переговорах по присоединению России к ВТО. Кроме того, осуществлялось взаимодействие по различным направлениям обеспечения сертификации с иными федеральными органами исполнительной власти (например, Минтрансом, МАП и другими). Материалы по участию в этих коллегиальных органах обобщаются и используются в целях совершенствования деятельности ГПС. Основными направлениями совершенствования системы сертификации в области пожарной безопасности являются:
Проведение жесткой политики ГПС по обязательной сертификации в области пожарной безопасности и усиление конкуренции на рынке заставили производителей обращать внимание на улучшение тактико-технических характеристик, дизайна и других потребительских свойств средств обеспечения пожарной безопасности, а потребителей -быть внимательнее при выборе товара.
А. В. Немов Читайте далее: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|