Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Техническое регулирование и эксплуатация средств пожарной автоматики и охраны объектов: реалии и перспективы. II частьII часть Мы продолжаем рассказывать об обосновании, предпосылках и условиях для устойчивого функционирования системы безопасности. Во второй части статьи речь пойдет о стратегии, видах эксплуатационного обслуживания, о его организационно-методическом и нормативном обеспечении, и менеджменте качества Техническое обслуживание как объект отраслевого технического регулирования Отрасли по обеспечению безопасности гражданских объектов на данный момент во многом присущи известные общегосударственные проблемы:
Тем не менее подготовленность и информированность потребителя продукции и услуг по безопасности меняются в лучшую сторону. Во многом это результат раскрепощенности при выборе исполнителя и, что так же важнее, при выборе базы, на которой можно выполнять его запросы. на данный момент заказчик, ставя задачу подрядчику, хочет застраховать себя от возможных неприятностей системно, тем более что знакомому со специальной литературой и регулярно посещающему специализированные тематические выставки технически грамотному (да и просто разносторонне образованному) человеку создать компетентное мнение и четко сформулировать свою точку зрения достаточно просто. Исполнителю совместно с ним остается лишь проработать и "утрясти" финансовые и организационные вопросы, в частности по технологии сервиса. В настоящее время в целом по отрасли единая государственная и скоординированная по заинтересованным ведомствам техническая политика в вопросах организации эксплуатационного обслуживания технических средств пожарной автоматики и охраны, как было при существовании Минприбора СССР, отсутствует. Тем не менее такие работы проводятся с использованием прежних организационно-методических принципов. Стратегия проведения эксплуатационного обслуживания Применяются в основном две стратегии:
При этом учитывают специфику проведения работ для линейной части (например, шлейфы сигнализации, линии питания, линии и каналы связи) и для аппаратуры, различных устройств. Принятые виды эксплуатационного обслуживания Для технических средств систем пожарной автоматики и охраны применяются:
Это в комплексе вспомогательные, контрольно-проверочные, регулировочно-настроечные и профилактические работы. Любые регламентные работы проводятся по подготовленным методикам, нередко включающим в себя специальные технологические карты. Вспомогательные работы заключаются в подготовке контрольно-измерительной аппаратуры, инструмента, оснастки, рабочего места и т.п. Контрольно-проверочные работы заключаются в контроле готовности технических средств к применению, в определении необходимости настройки, регулировки, выявлении повреждений, неисправностей и частичных отказов. Регулировочно-настроечные работы состоят в доведении параметров и общего состояния технических средств до требуемых по НТД. Профилактические работы обеспечивают предупреждение отказов путем диагностирования и прогнозирования. Плановое обслуживание Согласно принятой в отрасли доминирующей стратегии плановое обслуживание проводится циклически, с нормированной периодичностью. Объем ("глубина") и периодичность работ по обслуживанию различные, фиксированные в зависимости от вида и принципа действия технического средства. Применяют в основном следующие виды и периодичность работ по обслуживанию.
Для одних установок пожаротушения и средств связи применяет ежедневное обслуживание. это только внешний осмотр и проверка общей работоспособности. Для других установок пожаротушения применяют обслуживание с периодичностью в три и три с половиной года: проверка сопротивления изоляции и заземления электрических цепей, гидравлические и пневматические испытания коммуникаций подачи огнетушащих веществ, метрологическое освидетельствование КИПиУ, проверка гарантийных сроков составных частей подсистем. Неплановое обслуживание Для средств сигнализации:
В остальных случаях:
При закладке технического средства на длительное хранение основными видами обслуживания являются:
Организационно-методическое обеспечение эксплуатационного обслуживания Работы выполняются техническими специалистами различных квалификационных уровней или разрядов (инженерно-техническим персоналом, электромонтерами, наладчиками, настройщиками) в зависимости от сложности обслуживаемой техники и условий ее эксплуатации. В качестве инструктивно-методических материалов в отрасли на данный момент применяют: стандарты, ведомственные нормы и справочные пособия, специально разработанные типовые регламенты, и инструкции, руководства и/или технические описания предприятий-производителей технических средств. Нормирование и оценка трудозатрат производятся на основе технологической документации и пооперационных прейскурантов. Трудозатраты и нормы обслуживания определяют хронометражем. При планировании загрузки обслуживающего персонала учитывают затраты времени на:
Для выполнения работ составляют сетевой месячный план-график. Форма графика - ведомственная. Перед проведением работ по обслуживанию в соответствии с графиком проводится инструктаж и осуществляется:
По результатам работ по обслуживанию должна вестись специальная документация по установленным формам отчетности: планы, паспорта, акты, ведомости (например, дефектные), журналы. Нормативно-методическое обеспечение эксплуатационного обслуживания Следует отметить, что по уже вышеназванным обстоятельствам отраслевые целевые работы в данном направлении для объектов гражданского назначения практически не ведутся с конца 80-х годов ХХ века. Одними из последних можно считать выполненные по решениям Совмина СССР работы МГО "Защита", получившие по окончании децимальные номера серии 2661. На на данный момент условно эксклюзивными, с учетом начатого реформирования отечественной НТБ, в порядке хронологии являются следующие:
Менеджмент качества эксплуатационного обслуживания общемировая практика в области менеджмента качества последних лет свидетельствует, что основным фактором профессионального роста в различных областях деятельности становятся уже не экономические мотивы, а знания и навыки, обеспечивающие качество, за которое потребитель готов платить (!). Менеджмент качества обеспечивает постоянную ориентированность на удовлетворение потребностей всех субъектов производственных отношений, стимулирует быстроту принятия квалифицированных управленческих решений, повышает гарантии успеха деятельности, оказывает мобилизующее действие на субъектов-исполнителей. Внедрение систем менеджмента качества (СМК) в области обеспечения безопасности объектов по ISO серии 9000 версии 2000 предполагает использование соответствующей нормативной базы, недостатки которой компенсируются целевыми разработками, например, в ранге стандартов предприятия или инструкций по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Сертифицированное по ISO 9000 эксплуатационное обслуживание объектовых средств безопасности повышает доверие к предприятию-исполнителю, позволяет достигнуть "прозрачности" услуг для потребителя, становится одним из существенных показателей долговременной рыночной устойчивости. Поэтому разработка и внедрение сертифицированных СМК в сервис технических средств пожарной автоматики и охраны становятся уже не рекламным ходом, а осознанным шагом, экономически обоснованным решением. Читайте далее: Адресно-аналоговое -значит самое передовое стоимость обещает быть выгодной. Какова будет польза? СМС-блок фирмы Pyronix с охранной системой Inm Local Security Network BOSCH -универсальная шина для систем безопасности Матричная система голосового оповещения и эвакуации SINAPS-XM Мировые тенденции развития адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации Мониторинг охраны промышленных предприятии Надежность охраны объектов Ох, нелегкая это работа... Новая концепция охранных систем от компании Visonic Ltd Новейшие технологии в системах эвакуации. Возможности определения пути эвакуации по аудиосигналу Новый блокбастер года в системах речевого оповещения и озвучивания от компании ТОА (Япония) Все на улицу Остановить пожар на ранней стадии. К вопросу о применении газовых пожарных извещателей Панель Easy Series: безопасность PowerMax Plus
|