Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Негосударственная охрана и безопасность в Российской ФедерацииНемного истории
При крупных предприятиях, банках, появились свои охранные фирмы по обеспечению собственной безопасности. Большинство сотрудников частных охранных структур - бывшие сотрудники правоохранительных органов, уволившиеся по различным причинам: начиная от сокращения штатов и уходом на пенсию и заканчивая желанием получать достойную заработную плату. В большинстве своем, эти сотрудники частных охранных структур являются профессионалами достаточно высокого класса. За десять лет существования охранный бизнес сделал значительный рывок в своем развитии. Частными охранными предприятиями охраняется более 66 тыс. объектов. Для оказания охранно-сыскных услуг ими используется 95,6 тыс. единиц огнестрельного и газового оружия, в том числе 55,4 тыс. единиц служебных пистолетов и револьверов. Ряд министерств и ведомств создали собственные охранные организации. есть более двухсот структур, которые имея свою клиентуру, входят в различные объединения, направляют свои усилия в усовершенствование законодательной базы охранной и детективной деятельности. Руководители подобных объединений входят в координационные советы органов внутренних дел. В настоящее время на рынке выживают те фирмы, которые имеют наибольшее количество охраняемых объектов и предлагают наибольшее количество услуг по обеспечению безопасности предприятий и охране коммерческой тайны. В Москве и других городах России появились фирмы, оказывающие услуги охраны на высоком уровне. Развился рынок личной охраны. Несмотря на это, основная часть заказчиков предпочитает защищать свои интересы через вневедомственную охрану МВД России. Это, видимо, обусловлено менталитетом российского народа. Во-первых, в нашей стране большинство граждан считает более надежным все, что является государственным, а не частным. Во-вторых, частные охранные предприятия настолько закрыты, что порой ни в каких справочниках невозможно найти их адрес - отсюда недоверие к ним. В настоящее время назрела необходимость изменить ситуацию, при которой отделы вневедомственной охраны МВД России на рынке охранных услуг являются, по сути дела, монополистами. Тем не менее крайне не желательно недооценивать участие вневедомственной охраны в обеспечении общественного порядка наравне с патрульно-постовой службой органов внутренних дел. Государственные структуры, ослабленные в результате многократных реформирований, раздробленные службы, выполнявшие единые задачи, не могут свыкнуться с мыслью, что охранные предприятия намного меньшие по размерам и не имеющие информационной базы данных, способны обеспечить охрану и безопасность граждан и юр. лиц не хуже, чем милиция. Пока органы внутренних дел будут не в состоянии обеспечивать охрану общественного порядка, а отделы внутренних дел районов будут отгорожены от населения бюрократическими барьерами, не дающими потерпевшим возможности обращаться туда с заявлениями, боясь пострадать так же больше от волокиты и непрофессионализма сотрудников внутренних дел, потребность в охране имущественных и неимущественных интересов граждан и юр. лиц будет сохраняться.
Законодательство Наличие отдельного Федерального закона, регулирующего правоотношения в сфере охраны и сыска, свидетельствует о наличии единой государственной политики в охранной и сыскной деятельности. Закон о негосударственной охране позволяет осуществлять государственный контроль за правомерным использованием огнестрельного оружия и специальных средств сотрудниками охранно-сыскных организаций и создает условия для развития цивилизованного рынка охранных и сыскных услуг, препятствует вхождению в рынок неподготовленных и недобросовестных хозяйствующих субъектов, служит защите прав и законных интересов граждан. Частные охранные предприятия и детективная деятельность регулируются Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г.). В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, применения технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, и средств оперативной радио- и телефонной связи (ст. 5 Закона "О частной детективной и охранной деятельности..."). Если услуги оказываются в рамках закона, и при их оказании достигается нужный заказчику результат, то ему не важен правовой статус исполнителя. Это может с одинаковым успехом быть и детектив, и адвокат, и частный предприниматель-юрист. Если систематизировать спрос на информационные, аналитические, консультационные, адвокатские услуги, то можно сделать вывод, что частный детектив ущемлен в своих правах, по сравнению с адвокатами и юристами-предпринимателями без лицензий. Например, со слов сотрудников некоторых охранных предприятий они, не выходя за рамки закона, достигают тех же результатов и оказывают те же услуги, что и детективы. Видимо, поэтому частных детективов весьма мало. Данный закон определяет основные принципы деятельности частного охранника, детектива и охранного предприятия. Отсутствие в Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" прямого указания на то, что базовой целью создания и деятельности частных охранных и детективных организаций является извлечение прибыли, обусловливает настоятельную потребность в определении базовых понятий в данной сфере. Законодатель в ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" выделил возмездность в качестве существенного признака частной детективной и охранной деятельности. Но даже если не рассматривать извлечение прибыли, как основную цель осуществления охранной деятельности, факт осуществления субъектами детективной и охранной деятельности только на возмездной основе является серьезным доводом против того, чтобы считать частную детективную и охранную деятельность правоохранительной.
Все чаще поднимается вопрос о неравных возможностях охранных фирм и вневедомственной охраны, которая имеет на вооружении боевое автоматическое оружие. В соответствии с законодательством РФ частные охранные предприятия имеют право на специальный пистолет охранника Иж-71, созданный Ижевским заводом, гладкоствольные ружья, газовые пистолеты, наручники и резиновые дубинки. В настоящее время лицензионно-разрешительная система МВД - единственная структура, которая имеет право выдавать оружие и контролировать его оборот. Нарушить этот порядок, значило бы убрать государственный контроль над оружием и подорвать основы государственной безопасности. Здесь важно отметить другое: лицензировать охранные предприятия, выдавать разрешения на охранную и сыскную деятельность должно Министерство юстиции. Если бы у МВД на данный момент не было вневедомственной охраны и министерство не являлось бы субъектом коммерческой деятельности, такой порядок был бы справедливым и обоснованным, чего крайне не желательно сказать в настоящее время. Поэтому предложение таково: выдачу разрешения на оружие должно контролировать МВД, а лицензии выдавать должен Минюст, его регистрационные палаты. Законодательство о частной охранной и детективной (сыскной) деятельности постоянно усовершенствуется Комитетом по безопасности Государственной думы при участии экспертов - представителей правоохранительных органов, общественных организаций, крупных негосударственных (частных) организаций безопасности, ученых, осуществляющих научную деятельность в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. При внесении в законодательство изменений и дополнений учитываются результаты научных исследований по данной тематике, положительный десятилетний опыт охранно-сыскных организаций, и зарубежная практика и законодательство. Конкуренция По словам Геннадия Владимировича Гудкова, председателя Подкомитета по вопросам охранной и детективной деятельности Комитета по безопасности Государственной думы ФС РФ, фактически на рынке этих услуг есть конкурентная борьба, одной из сторон которой являются западные охранные фирмы, а другой - отечественные. В настоящее время конкуренция на этом рынке довольно высока из-за стабилизации криминогенной обстановки в стране и, как следствие, снижения спроса на охранно-детективные услуги. Охранный бизнес имеет свою специфику и поэтому осуществляется на основе четких правил. В своей основе он имеет личные доверительные отношения м. заказчиком и исполнителем. Договоры в этой сфере как правило заключаются через знакомых, по рекомендации. Крупные охранные предприятия в основном занимаются поиском новых способов извлечения прибыли и весьма мало уделяют внимание защите интересов клиента. Договоры на предоставление охранных услуг содержат статьи об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств, но реальных гарантий возмещения вреда причиненного вследствие некачественного оказания услуг по охране нет. Ответственность, наступившая в соответствии с Гражданским кодексом, не обеспечивает возмещение вреда так же и потому, что у большинства охранных структур нет собственного имущества и достаточных финансовых средств, которые могли бы обеспечить возмещение ущерба. В условиях жесткой конкуренции частные охранные фирмы вынуждены совершенствовать предоставляемые услуги. Исходя из спроса предприятиям приходится формировать новые направления услуг, совершенствоваться в обеспечении безопасности, круглосуточно оказывать услуги "группы экстренной помощи", совершенствоваться в физической охране объектов и грузов, в личной охране. Оказываются услуги по внутренней безопасности, подбору, изучению и проверке кадров, по технической защите помещении и средств связи, по выявлению технических каналов утечки информации, источников радиоактивного излучения и т.д.; оказываются информационные и консалтинговые услуги в сфере защиты экономической безопасности клиентов; осуществляется аудит объектов на безопасность, и в случае необходимости проводятся расследования по фактам утечки коммерчески ценной информации.
В заключение Подводя итоги, можно вывести некоторые усредненные характеристики предприятий, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью: охранное предприятие имеет в своем составе высококвалифицированных специалистов с соответствующей подготовкой и опытом и обладающих необходимыми лицензиями. Штатный состав предприятия, включает в себя: охранников, охранников-водителей и телохранителей, которые в любой момент могут быть поддержаны силовыми группами быстрого реагирования, несущими круглосуточную оперативную службу, технических специалистов, способных защитить клиентов от электронного шпионажа, оборудовать охраняемые объекты необходимыми техническими средствами защиты, охранной сигнализацией и системой наблюдения. Руководители предприятия обладают необходимыми юридическими и специальными знаниями в области оказания детективных и охранных услуг, и большим опытом работы на этом рынке. Сотрудники проходят строгий профессиональный конкурсный отбор и психологическое тестирование, постоянно совершенствуют свою специальную подготовку. Подобно частным охранным предприятиям ряд министерств и ведомств создали свою ведомственную охрану и службы безопасности. Например, создало службу безопасности Министерство путей сообщения Российской Федерации, несмотря на то, что есть транспортная милиция, транспортная прокуратура. Охрану объектов по-прежнему осуществляет неведомственная охрана. Около пятнадцати министерств и ведомств имеют свои охранные подразделения. Впрочем, такая тенденция идет на убыль. М.С. Газиев, Читайте далее: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|