Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Автоматизированные системы мониторинга и управления безопасностью и жизнеобеспечением зданий и сооружений
СМИС создаются в контролируемых зданиях и сооружениях в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы жизнеобеспечения требуемого качества и выступают как средство информационной поддержки принятия решения диспетчером ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов.
Объекты контроля Объектами контроля и в ряде случаев управления являются:
Контроль основных дестабилизирующих факторов СМИС должны обеспечивать контроль следующих дестабилизирующих факторов(рис. 2):
Функции СМИС СМИС должны обеспечивать:
Компоненты СМИС В состав СМИС должны входить следующие компоненты:
В комплекс контролирующих средств должны входить: сейсмодатчики; аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д. В качестве исполнительных механизмов могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.). В многофункциональную кабельную систему включаются:
В систему сбора и обработки информации входят:
В административную систему входят:
Пример взаимодействия системы пожарной сигнализации с инженерно-техническими системами объекта показан на рис. 3 Взаимодействие с ЕДДС ЕДДС в части решения задач безопасности зданий и сооружений должны решать следующие основные задачи:
Объекты, на которых необходима установка СМИС СМИС обязательно должныбыть установлены в зданиях и сооружениях следующих категорий:
Оборудование указанных выше зданий и сооружений СМИС должно осуществляться:
Программно-технические средства СМИС должныбыть сертифицированы МЧС России. Вопросы лицензирования и сертификации Работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений должны осуществляться только теми организациями, у которых имеется необходимое количество специалистов (не менее 5), прошедших обуч. в специально создаваемом на базе ФЦ ВНИИ ГОЧС учебно-сертификационном центре и получивших соответствующий сертификат. ФЦ ВНИИ ГОЧС может предоставлять право на проведение учебно-сертификационных работ в области СМИС организациям и научным учреждениям, специализирующимся в области создания систем безопасности в ЧС, после проведения обучения и аттестации специалистов (преподавателей) из этих учреждений. В этом случае таким организациям выдается соответствующий сертификат ФЦ ВНИИ ГОЧС на право проведения работ по обучению и (или) сертификации СМИС сроком на 1 год. По истечении указанного срока сертификата он может быть продлен ФЦ ВНИИ ГОЧС сроком на 1, 2 или 3 года. Программы обучения специалистов в области создания взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений составляются учебно-сертификационным центром ФЦ ВНИИ ГО ЧС и утверждаются руководством МЧС России. ФЦ ВНИИ ГОЧС или организации, специально уполномоченные для этого ФЦ ВНИИ ГОЧС, выдают юридическим и физическим лицам сертификаты на проектирование, монтаж, эксплуатацию и модернизацию взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений и ведут их реестровый учет. Сертификаты на право проведения работ по проектированию, монтажу, эксплуатации и модернизации взаимосвязанных систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений выдаются сроком на 1 год. По истечении указанного срока сертификата он может быть продлен ФЦ ВНИИ ГОЧС или организациями, специально уполномоченными для этого ФЦ ВНИИ ГОЧС, сроком на 1, 2 или 3 года. ФЦ ВНИИ ГОЧС ведет общий реестр выданных учебно-сертификационным центрам и юридическим лицам сертификатов и организует их публикацию в специализированных изданиях. Финансирование и экономическая целесообразность СМИС Разработку и совершенствование технических и технологических решений СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС, и подготовку соответствующей нормативно-правовой и нормативно-технической базы целесообразно финансировать за счет средств федеральной целевой программы (ФЦП) "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование плана научных исследований ФЦ ВНИИ ГОЧС. Разработка типовой нормативно-методической документации по созданию СМИС, и их доработка и адаптация в интересах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должна финансироваться за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Разработку конкретных технических и технологических проектов создания СМИС целесообразно проводить за счет средств органов и организаций, которым принадлежат (которыми эксплуатируются) соответствующие здания и сооружения. На всех стадиях к финансированию работ по созданию и развитию СМИС целесообразно привлекать средства организаций, заинтересованных в их разработке, страховых компаний и общественных объединений. К реализации настоящей концепции целесообразно привлекать средства из других внебюджетных источников. Такая организация финансирования работ по созданию и развитию СМИС позволит обеспечить единую научно-техническую политику МЧС России в этом направлении и снизить общие финансовые расходы государства путем исключения возможного дублирования проектных работ в других федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По предварительным расчетам, в результате создания СМИС безвозвратные потери населения в ЧС будут снижены на 10-15%. Автоматизированные системы предотвращения ЧС (прерывание подачи газа, воды, электричества и т.п.), входящие в автоматизированные системы наблюдения и контроля на ПОО, зданиях и сооружениях, могут спасти здоровье и жизнь множественных тысяч людей и (по предварительным оценкам) не менее чем на 15-20% сократить материальные потери от ЧС, а в некоторых случаях полностью исключить их. Исходя из этого, можно предположить, что только за 2002 г. материальные потери от ЧС, вызванных пожарами в промышленных и жилых строениях, сократились бы не менее чем на 8 млрд рублей. Автоматизированная информационная поддержка координации действий по ликвидации ЧС ведомственных ДДС и подчиненных им сил и средств позволит сократить не менее чем на 10-15% материальные затраты на ликвидацию последствий ЧС. Это достигается за счет определения рационального состава и более эффективного применения аварийно-спасательных сил и средств, и их оптимального материально-технического обеспечения. Создание СМИС позволит примерно на 15% уменьшить количество возникающих ЧС и существенно снизить тяжесть их последствий. необходимое количество постоянных сил и средств, требуемых для предупреждения и ликвидации ЧС, может быть снижено примерно на 10%. Данный материал подготовлен на основании готовящегося Технического регламента "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования". Для того чтобы у вас сформировалось наиболее полное представление об этом документе мы публикуем основные приложения к нему в рубрике "Нормативные документы" настоящего раздела (стр. 314). М.А. ШАХРАМАНЬЯН С.А. КАЧАНОВ Читайте далее: 10 мифов информационной безопасности Покупайте, не покупаясь Распределенные системы безопасности Мы рады новой встрече с вами Надеемся, что этот каталог будет вашей настольной книгой Информационная безопасность: время новых решений IP-видеонаблюдение Компромисс активных и пассивных методов виброакустической защиты информации Лауреаты Национальной отраслевой премии "ЗУБР-2006" по категории "Информационная безопасность" Математическое моделирование как способ поддержки принятия решений в случае возникновения чрезвычайн Cамая надежная защита. Профилактика -лучшее средство спасения от хакеров и вирусов
|