8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности

К вто готов? изменения на рынке безопасности при вступлении в вто



Вступление во Всемирную торговую организацию все больше воспринимается как неизбежность. Поэтому от неконструктивной критики (и от не менее неконструктивного восхваления этой организации) эксперты переходят к трезвому подсчету будущих потерь и дивидендов. Очевидно, что членство в ВТО коснется всей экономики страны-новичка. В том числе такой специфической отрасли, как продукция и услуги негосударственных структур безопасности. Как же отразится будущее вступление Украины в ВТО на рынке охранных услуг?

Смутные ожидания

Что произойдет на украинском рынке коммерческих услуг безопасности после вступления Украины во Всемирную торговую организацию? Этим вопросом все чаще и чаще задаются профессионалы охранных структур. Ведь по правилам ВТО, страна-участница организации не в праве ограничивать приход на внутренние рынки иностранных компаний из государств — членов всемирного торгового клуба.

Рынок охранных услуг — весьма специфическая отрасль. В ней нашли себе трудоустройство тысячи бывших сотрудников спецслужб и силовых ведомств. По сути, они занимаются тем же, что делали и на прежних местах работы — разведкой, контрразведкой и обеспечением безопасности, но теперь уже в интересах бизнеса. Что будет, если на этот рынок придут иностранцы — со своими стандартами, методами и персоналом — неизвестно.

Если иностранцы все-таки активизируются на внутреннем рынке охранных услуг, каким образом они будут действовать? По утверждению экспертов, массовая скупка уже существующих компаний маловероятна. Это не тот принцип, по которому работает Запад. На предприятии-резиденте, возможно, 20% настоящих профессионалов, а остальные — посредственности, т.е. их надо выгонять, набирать новых. Еще неизвестно, какая это компания, какие за ней долги. Иностранцы в основном работают с чистого листа. Им легче создать свою компанию и скупить специалистов, нежели работать на какой-то готовой площадке. Если бы речь шла о нефтяной компании — тогда понятно: там активы и серьезная материальная база. А средняя охранная компания — это все на бумаге, там компьютеры, обмундирование и оснащение охранников, несколько машин. Это не те активы, которые следует скупать.

Как и каждый сложившийся национальный рынок, многие участники рынка безопасности с опаской смотрят в будущее, где по правилам ВТО их поле игры безо всяких ограничений может быть оспорено иностранными конкурентами. В дискуссиях по этому поводу поднимаются не только коммерческие, но и национальные интересы — все же сфера безопасности (пусть даже и частной) всегда является болезненной для государства.

Конкретные же страхи участников рынка такие же, как и у всех бизнесменов: конкуренция с сильными иностранными компаниями, финансовые возможности которых, как правило, на порядок выше, чем у их отечественных коллег. Но насколько серьезна угроза? За прошедшие годы по большей части определись возможные проблемы для многих отраслей. В целом понятно, как и где попадет под удар машиностроение и металлургия, отечественный рынок финансовых услуг — банковский сектор и страхование. С безопасностью ситуация менее понятна — в силу специфичности и закрытости рынка. Кроме того, у этой отрасли фактически нет лоббистов в высших эшелонах власти, поэтому тема охранных структур даже не поднималась на переговорах по ВТО.

Однако рынок охранных услуг тоже потребует переосмысления и реструктуризации. В частности, одним из условий вступления в ВТО является упразднение платной милиции. Поэтому обязательно будет поставлен вопрос о том, чтобы реструктуризировать Государственную службу охраны и передать все функции частному охранному бизнесу.

Ближайшие соседи

В России давно обсуждаются перспективы рынка безопасности в связи со скорым вступлением в ВТО. И оценки этого события отнюдь не однозначны.

В частности, председатель совета директоров проекта Сеть пультовой охраны, президент Группы компаний Баярд Николай Краюшенко настроен оптимистично.

— У нас есть закон, О частной охранной деятельности, в котором четко записано, что деятельность иностранных компаний на нашей территории запрещена. И в постановлении Правительства РФ, предписывающем какие законы будут изменены в связи с вступлением в ВТО, закона о частной охранной деятельности нет. Кроме того, в России уже долгое время работают российские представительства иностранных холдингов, которым ничто не помешало прийти на российский рынок ранее.

Исходя из этого, глава одного из крупнейших охранных агентств в России делает вывод: вступление в ВТО на рынок охранных услуг никаким образом не отразится. Кроме того, считает Краюшенко, российский рынок охранных услуг для иностранцев не интересен. Для западных компаний рынок в 4.5 млрд. долларов слишком мал. После 2001 года рынок безопасности США вырос втрое и составил около 150 млрд. долларов. На территории Европы также происходит увеличение рынка. Суммарный рынок услуг всех стран ВТО составляет 1.5 трлн. долларов. В связи с этим российские 4.5 млрд. выглядят каплей в море по сравнению с охранной индустрией других стран.

Но не все участники российского охранного рынка готовы разделить оптимизм своего коллеги.

— То, что для нас иностранные компании будут представлять угрозу — это однозначно, — сказал президент охранного холдинга Альтернатива-М Сергей Морозов. — Все крупные компании, я знаю на примере ИКЕЯ, работают по всему миру с одной юридической компанией, с одной консалтинговой компанией, с одной охранной структурой. Это концепция самой корпорации. Нравится иностранным компаниям, например Group4 (одна из крупнейших в мире частных охранных структур), с ней и работают, нравится им, допустим, Артур Андерсон — их услуг они и придерживаются по всему миру. Насколько они готовы работать в России — это другой вопрос.

Не согласен Морозов и с тем, что иностранным охранным структурам неинтересен российский рынок.

— Когда я был на ежегодной детективной конференции в Лас-Вегасе, там все с большим интересом и большим энтузиазмом смотрят в будущее, надеясь, что они буду работать спокойно, без посредников, в Москве, Санкт-Петербурге и так далее, — говорит Морозов. — Российский рынок весьма привлекателен. Он намного эффективнее в экономическом плане, намного прибыльнее. Поэтому здесь возможен передел рынка, особенно в сфере охранных услуг.

Конкурировать с иностранцами будет нелегко. По мнению эксперта Ассоциации индустрии безопасности, генерального директора компании Хомби Бориса Хомякова, в первую очередь могут пострадать российские производители технических средств безопасности. Говоря о системах пожарной безопасности, генеральный директор System Sensor Денис Себенцов отметил низкое качество значительной части российской продукции, назвав ее защитой от пожарного инспектора, а не пожара. И это при том, что российские технологии в этой сфере развиты на мировом уровне. В то же время основным препятствием для внедрения этих технологий, по его словам, является консерватизм рынка безопасности, устаревшая система норм. По его словам, вступление России в ВТО ускорит модернизацию нормативов по безопасности (в том числе — пожарной), приблизив их к мировым стандартам, что сделает продукцию российских компаний более конкурентоспособной. Рынок будет развиваться, упорядочиваться, станет ближе к потребителям.

Впрочем, низкая стоимость российских услуг и средств безопасности могут оказаться решительным преимуществом в глобальной конкуренции, считает Николай Краюшенко. По его словам, Ассоциация нередко получает заказы из-за рубежа.

— В этом смысле, возможно, в стратегическом плане нам было бы интереснее открыть внешние рынки, чем им залезть к нам, — говорит он. — Я думаю, и внутренний рынок станет намного динамичнее.

Но Сергей Морозов убежден, что россиян не пустят за рубеж:

— Я думаю, ни одна из наших компаний не пройдет сертификацию. Они не соответствуют международным стандартам, к которым привыкли западные клиенты. Поэтому работать на международном рынке и даже говорить об этом нам пока рано. Я не отрицаю, что в российских СБ есть очень сильные специалисты. Могу даже назвать ряд компаний, в которых работают суперпрофессионалы, и не все иностранные компании имеют таких специалистов, — говорит он. — Эти люди прошли закалку в наших спецслужбах. Но иностранные компании будут этих людей просто скупать. Для сферы охранных услуг в России сейчас не лучшее время открывать рынок. У нас сейчас идет очень серьезный переходный процесс. Это переход на другой уровень технологий, развития. И если на этом переходном периоде в Россию придут иностранные охранные структуры, то они принесут свою, качественно иную культуру услуг. Тогда нам места может не остаться.

Наиболее продвинутые и стратегически мыслящие руководители охранных предприятий уже сейчас думают о необходимости конкурировать с западными компаниями после вступления в ВТО. Сегодня на рынке охранных услуг используют два возможных пути укрупнения охранных предприятий: слияние-поглощение и диверсификация бизнеса. Объединение пока не стало массовым, несмотря на предсказания и ожидания экспертов. Случаи объединения и слияния на охранном рынке пока еще большая редкость.

К вступлению в ВТО Россия относится очень серьезно. В рамках подготовки уже начата реорганизация Управления вневедомственной охраны (российского аналога ГСО), поскольку по нормам ВТО государственные структуры не должны заниматься коммерческой деятельностью. На базе УВО создается две новые структуры: Департамент защиты государственного имущества и ФГУП Охрана. В новообразованной структуре ДЗГИ остаются экипажи групп задержания и батальоны, отвечающие за сохранность объектов жизнеобеспечения, то есть сугубо милицейские подразделения, которые отныне должны патрулировать улицы, ловить грабителей и хулиганов. Финансировать его решили из федерального бюджета. А ФГУП Охрана передали все подразделения, которые приносили доход: монтаж и обслуживание охранных систем, сопровождение инкассаторов.

Будем работать

Следует отметить, что Соглашения ВТО не регулируют инвестиционный климат, как таковой, и ни в одной стране не происходило автоматического прихода инвестиций сразу после подписания договора. Для иностранцев кроме вышесказанного также важно приведение законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО. По их мнению, принципиальное следование принципам национального режима (ПНР), режима наибольшего благоприятствования (РНБ), и информационной открытости создают благоприятные и прозрачные условия для функционирования бизнеса.

Специалисты отмечают, что положительные последствия либерализации международной торговли в области доступа на рынок услуг проявятся в большей степени, чем в торговле товарами. Это обусловлено, прежде всего, тем, что услуги находятся еще в стадии становления, и что пока к конкретным секторам услуг не привязаны ни крупные капиталы, ни другие серьезные ресурсы. А это означает, что более высокая подвижность таких ресурсов позволит им в большей мере воспользоваться преимуществами либерализации. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать на него положительное стимулирующее воздействие. При этом возможно ухудшение положения на рынке и ослабление конкурентных позиций некоторых отечественных поставщиков охранных услуг. Однако эти трудности могут испытывать отдельные фирмы, но не экономика в целом.

На вышеприведенные аргументы в первую очередь следует обратить внимание представителям охранного бизнеса. Также следует повторить, что иностранные охранные компании уже давно работают на нашем рынке и до сих пор не предприняли никаких попыток для его захвата. И вполне очевидно, что они выжидают не потому, что Украина не вступила в ВТО.

Применение ПНР и РНБ, если и приведет к некоторому обострению конкуренции на внутреннем рынке, но компенсирующим эффектом станет повышение информационной открытости в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей. А изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности отечественных предприятий за счет устранения некоторых излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности. В этой связи вступление в ВТО должно подтолкнуть государство покинуть охранный рынок в качестве игрока и реорганизовать Государственную службу охраны. Ведь Генеральное соглашение по торговле услугами достаточно четко формулирует, какие услуги власть может оказывать, а какие нет: услуга, поставляемая при исполнении функций государственной властью, означает любую услугу, которая поставляется не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг (Ст.1.2.(с)).

После вступления в ВТО будет постепенно обесцениваться и главное конкурентное преимущество некоторых отечественных компаний — административный ресурс. Международные обязательства заставят правительство начать борьбу с коррупцией, что в свою очередь повлечет за собой ослабление роли чиновников.

Значительным минусом пока видится то, что рабочая сила подорожает и будет в большом дефиците, потому что иностранцы могут предложить высокие зарплаты и лучшие специалисты перейдут к ним.

Опыт показывает, что при отсутствии реальной угрозы конкуренции со стороны иностранных компаний, у охранных предприятий медленнее усваивается необходимость совершенствования своей деятельности. Но у украинских безопасников еще есть некоторое время, чтобы построить такие системы управления, которые позволят нам поспорить с иностранцами в технологическом плане и после их массового прихода на украинский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента.




Читайте далее:
Звуковые системы оповещения о пожаре
Тепловые взрывозащищенные пожарные извещатели, - назначение, особенности, дополнительные возможности
Особенности проведения монтажно-наладочных работ во взрывоопасных зонах. нормативная база
Аспирационные системы пожарной сигнализации сверхраннее обнаружение возгорания
Новые возможности противопожарной защиты – аспирационные пожарные извещатели
Мировые тенденции развития адресно - аналоговых систем пожарной сигнализации
Расстановка пожарных извещателей - теория и практика
Защита взрывоопасных зон
Новейшие технологии в системах эвакуации. возможности определения пути эвакуации по аудиосигналу
Второе переиздание
Извещатели пожарные ручные
Особенности домашних систем охранной сигнализации, производимых на тайване
Надежность систем пожарной сигнализации
Взрывозащищенное оборудование для опс
Пожар отменяется! уникальные разработки московской компании юнитест - прорыв в области производства