8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности

Безопасность в китае




Автор статьи Кейт Брэдшер приводит цифры, от которых захватывает дух. Как минимум 20 тысяч камер видеонаблюдения развертывается в настоящий момент на улицах города Шэньчжень. Это -- для полиции. Кроме того, в Шэньчжене уже установлено 180 тысяч наружных и внутренних камер, принадлежащих коммерческим предприятиям и государственным структурам. Полиции дано право по запросу подключать их к своей сети.

О внедрении в Южном Китае новейших достижений техники по контролю человеческих масс в городах сообщила газета New York Times в статье China Enacting a High-Tech Plan to Track People («Китай вводит в действие план по слежению за людьми»).

Одновременно населению Шэньчженя поголовно выдают миграционные карты, а это -- 12,4 млн человек, много даже по китайским меркам. В карте содержится чип для хранения персональных данных ее владельца. Брэдшер скурпулезно перечисляет, какие это будут данные:

Вскоре эта сеть начнет работать под управлением современного программного обеспечения, способного автоматически обнаруживать разыскиваемых полицией лиц и определять нестандартные виды активности в зоне наблюдения.

«Не только имя и адрес владельца, но и история его занятости, сведения об образовании, религиозной и этнической принадлежности, полицейское досье, состояние медицинской страховки и телефонный номер домовладельца. Здесь же будет содержаться и персональная „репродуктивная история“ -- данные о произведенных на свет детях, столь необходимые для реализации весьма спорной „политики одного ребенка“, которой придерживается руководство КНР. Изучается целесообразность включения в перечень прошиваемых в чипе данных кредитной истории физического лица, а также возможность делать с помощью миграционной карты мелкие покупки и оплачивать поездки в метро».

Цель введения миграционных карт -- поставить под контроль сельское население, которое приезжает для работы в города, но по китайским законам не получает здесь прописку и, соответственно, права на постоянное проживание.

Понаехали тут…

Всего же в Китае 150 млн сельских жителей проживают в городах, не имея прописки и права на ее получение. Правительство обязало власти городов выдать им всем компьютерные миграционные карты и усилить полицейский контроль на улицах за счет использования в том числе и телекамер. Западные наблюдатели этому не рады -- на наших глазах создается система тотального контроля населения.

Ежегодно 10 млн китайских крестьян переезжают жить в города, и Шэньчжень -- наиболее заметный результат этого процесса, не случайно, что именно он выбран для внедрения новых технологий. Шэньчжень расположен по соседству с Гонконгом. В начале 80-х он стал одной из первых в стране свободных экономических зон и потому развивался невероятно быстро. За эти годы город вырос «с нуля» и вошел в четверку наиболее развитых в промышленном отношении городов Китая. Все проблемы, связанные с притоком сельского населения, здесь крайне обострены -- в городе проживает 10,5 млн мигрантов и всего лишь 1,9 млн постоянных жителей. Это не мешает Шэньчженю считаться одним из наиболее благоприятных для проживания городов -- за счет высокого уровня развития промышленности, в том числе современных технологий. В 2000 году Шэньчжень был признан самым зеленым в мире городом-миллионером.

Разумеется, опасения, что такой контроль будет установлен, существуют и в странах западной демократии. Там в крупных городах тоже развивается уличное видеонаблюдение, там вводят биометрические паспорта.

Несвобода, неравенство, небратство

Аналогичная работа ведется и в других мегаполисах Европы и Северной Америки. И нередко она вызывает опасения общественности, которая боится, что новые высокотехнологичные инструменты мониторинга кто-то однажды сможет использовать для внедрения тотального контроля граждан.

Полиция Нью-Йорка объявила недавно о том, что к концу года в Нижнем Манхэттене будет установлено более сотни телекамер для считывания номерных знаков автотранспорта. Тогда же будет профинансировано объединение в единую систему трех тысяч общественных и частных телекамер видеонаблюдения. Встраивать ли в нее распознавание лиц, власти Нью-Йорка еще не решили. Есть предположения, что оно недостаточно надежно и его внедрение может вызвать волну ошибочных арестов.

Китай занимает первое место в мире и по численности населения, и по эффективности подавления основных его свобод, и можно долго гадать, до какой степени тесно эти два первых места связаны причинно-следственной связью. А можно не гадать, а постараться воспользоваться ситуацией и извлечь свою долю прибыли, как это делают некоторые западные компании. В том числе и очень известные.

Однако степень тревожности ситуации здесь несопоставима с тем, что наблюдается в Китае, и разумная, вменяемая часть борцов за права человека прекрасно понимает это. Ведь в западных странах издавна существуют развитая традиция общественного противодействия излишнему усилению мощи государства и постоянно ведется широкая публичная дискуссия по всем подобным вопросам. В Китае же ничего этого нет, и можно лишь тешить себя сознанием того, что в течение последних 18 лет, после кровавых событий на площади Тяньаньмэнь, диктатура одной партии носит здесь мирный характер.

В своей статье Кейт Брэдшер называет главного иностранного участника южнокитайского «тоталитарно-технологического проекта». Это официально зарегистрированная в штате Флорида компания China Public Security. Инвестиционный пакет для разработки своих технологий она получила от двух фондов, «прописанных» в техасском городе Плано -- Pinnacle Fund и Pinnacle China Fund. В сборе средств помогли также три инвестиционных банка -- Roth Capital Partners из Ньюпорт-Бич, шт. Калифорния, Oppenheimer из Нью-Йорка и гонконгский First Asia Finance Group.

Туда, где норма прибыли выше. И шире…

Пиар такой компании нужен не совсем обычный. На смену привычному «Мы лучшие» здесь приходит утверждение почти противоположное: «Не мы одни».

«Если граждане не получают миграционных карт, то они не имеют ни прав на проживание в городе, ни каких-либо государственных пособий. К тому же это один из способов контроля власти над ростом народонаселения страны», -- так оправдывает участие China Public Security в этой работе Майкл Лин, вице-президент компании по связям с инвесторами.

Американские компании периодически подвергаются критике за помощь китайским силам безопасности. Менеджеры высшего звена компаний Yahoo, Google, Microsoft и Cisco Systems еще в феврале 2006 года давали показания на слушаниях в конгрессе США. Иными словами, американские народные избранники ругали капиталистов за то, что они стремятся туда, где огромный рынок сбыта. Чего только не бывает на свете!

«У нас очень хорошие отношения с такими американскими компаниями, как IBM, Cisco, HP, Dell, -- говорит Робин Хуанг, операционный директор China Public Security.-- Все они поработали вместе с нами в ходе строительства нашей системы».

По словам Хуанга, компания в своей деятельности пользуется серверами, изготовленными компанией Huawei Technologies of China. Однако China Public Security имеет потребность в создании программного обеспечения, способного работать и на серверах производства IBM, Cisco и HP -- поскольку в полицейских подразделениях КНР уже есть таковые.

На вопрос о том, не создавали ли они свои компьютерные системы специально, чтобы помочь китайскому государству преследовать инакомыслящих в Интернете, все «допрашиваемые» в один голос заявили, что такой цели у них не было. А господин Хуанг утверждал, что China Public Security самостоятельно разработала программное обеспечение силами китайских специалистов, а партнеры -- компания IBM -- поставили для этого проекта оборудование, которое не предназначено специально для правоохранительных органов.

Сама китайско-американская компания, похоже, откупила монопольные права на поставку оборудования и программ для системы тотального контроля над соотечественниками. Как -- остается лишь догадываться. В надежде, что во все еще коммунистическом Китае процедуры принятия решений прозрачны и соответствуют нормам закона. Ведь мы традиционно мало знаем о нашем восточном соседе и, возможно, поэтому верим, что там все лучше и чище: полиция усердно борется с тем, с кем надо, а дорогую технику приобретает не для того, чтобы перекачать куда-то деньги.

Так в чьих руках будут находиться ключи к безопасности 12-миллионного города Шэньчжень -- у зарегистрированной во Флориде фирмы -- партнера IBM? Или у разработчиков самой гениальной в мире операционной системы, периодически доказывающей свою супернадежность красивым голубым свечением экранов?

Москва: безопасен ли город?

А теперь вот поверим и в то, что с помощью такой техники Китай выйдет на первое место еще и по успехам в борьбе со всякими напастями -- теми, с которыми передовая техника слежки все же помогает бороться. Список их известен -- это терроризм, организованная преступность, мелкая преступность, мелкое хулиганство, … Он пробуждает цепочку ассоциаций, которая надежно связывает нас с родным домом, заставляет не просто читать о Шэньчжене, но и невольно оценить с аналогичных позиций соразмерную ему Москву.

В России вводятся так называемые «биометрические» паспорта, однако их выдаче не предшествует ни снятие отпечатков пальцев, ни обследование радужной оболочки глаз. Какого рода информация, кроме ФИО и даты рождения, будет записана в чипы, и какова их емкость -- еще один интересный вопрос. Будет ли вводиться тотальный контроль или он уже вовсю осуществляется? Кого бы об этом спросить-то…

Здесь -- те же самые мигранты, по-старому «лимита», те же отчаянные попытки силовиков снизить криминальную статистику. Внедрение муниципального видеонаблюдения, возможно, кому-то и принесло выгоды, но о результатах его эксплуатации рапортуют в основном пресс-службы участников процесса.

Шэньчжень объединяет в единую систему 200 тысяч камер, и оператор проекта способен, судя по всему, обеспечить хоть какую-нибудь управляемость всего этого хозяйства. Как будет построена система безопасности Москвы? По централизованному принципу или по районам?

Чтобы спросить, да еще и получить ответ, оставляем в стороне глобальные проблемы и некоторое ерничество и возвращаемся к городу Москва. Шесть весьма конкретных вопросов мы задали вновь назначенному заместителю генерального конструктора ГЦП «Электронная Москва» по интеграции систем обеспечения безопасности и ЖКХ Муравьеву Виктору Евгеньевичу.

В итоге московская система будет сверхсовременной и интегрированной. Архитектуру построения системы и организационную схему управления я вам раскрыть не имею права -- это сведения «для ограниченного пользования».

В 2002–2005 годах в Москве развивались локальные системы видеонаблюдения. В результате город получил «зоопарк» программно-технических средств. Начиная с 2006 года было принято решение о внедрении единого технического решения, требования к которому согласованы с ГУВД Москвы. На территории каждого района создан инженерно-технический центр. В эти центры поступает информация от систем безопасности, АСКУПЭ и диспетчерских. Все это объединено высоскоростными каналами связи.

Проект будет считаться выполненным, когда все критически важные для безопасности города зоны окажутся под надежным круглосуточным контролем, и при этом статистика преступлений упадет ниже определенного порога. Камеры -- лишь звено в этом проекте. Их эффективность будет оцениваться в ходе внедрения, и в проект будут вноситься коррективы. По грубым оценкам, речь должна идти о сотне тысяч камер.

Имеются ли оценки потребности города в телекамерах (и, соответственно, камерных каналах)? Сколько камер должно стоять на улицах и в помещениях, чтобы проект «Безопасный город» считался выполненным?

Рассматривается ли вопрос о подключении охранных камер, принадлежащих частным компаниям и госструктурам, к общей городской системе либо к районным подсистемам?

Сейчас в единой системе обеспечения безопасности Москвы находятся 63 000 подъездов. До конца 2007 года будут оснащены средствами охраны еще 24 000 подъездов. В системе экстренной связи работает более 1500 поворотных цветных телекамер. Эффективность системы доказана раскрытием ряда громких преступлений, снижением количества краж и повышением их раскрываемости.

Есть ли уже программное обеспечение, способное взять на себя управление столь сложной и разветвленной системой? Если нет, то кто, по вашему мнению, должен его разработать -- государственные организации, российские частные структуры или компании с участием иностранного капитала?

Пока отсутствует законодательная база, регулирующая отношения сторон при таком взаимодействии. Ждем принятия Закона о видеонаблюдении. Но в нашем списке приоритетов этот вопрос стоит на первых позициях: городской бюджет не резиновый, и любые способы экономии средств будут тщательно рассматриваться.

Кто будет вести мониторинг -- муниципальные служащие или сотрудники милиции? Или все будет поручено так называемой «видеоаналитике» -- средствам компьютерного анализа изображения?

Заказчиками на такого рода решения должны быть государственные структуры, а реализация проектов -- проходить на конкурсной основе с привлечением российских компаний. Однако ключ от этой системы и основу ее построения необходимо держать в ведении госструктур. Безопасность столицы нельзя отдавать в руки рынка.

Будет ли в Москве применена высокотехнологичная система учета мигрантов, аналогичная китайской?

Все, что возможно, мы планируем автоматизировать. Однако, как вы сами пишете в вашем издании, с «видеоаналитикой» нужно быть осторожным. Если по итогам тестов видно, что она утопит нас в ложных тревогах, то нам такая аналитика не нужна. В любом случае, за машинами -- будущее, но решения по каждой конкретной ситуации должны принимать люди. И отвечать за них.




Читайте далее:
Семинар № 10. периметральная система intrepid micropoint. новые возможности
3. архитектура системы
6. программное обеспечение
Политики хранения и ввода ключевой информации шифрования данных. требования к системе защиты данных
Методологическая основа сравнительного анализа средств защиты конфиденциальной информации ,часть 1,
На россиян заведут досье
Передача аналогового видеосигнала... для чайников
Противодействуем внутренним it-угрозам
Противодействие внешним it-угрозам. задачи и способы решения ,часть 1.,
Удобство администрирования сзи от нсд как составляющая эффективности защиты информации в корпоративн
Вопросы комплексирования механизмов и средств защиты информации. системный подход к построению сзи о
Защита персональных данных
Как оценить уровень безопасности системного средства или необходимость комплексной сертификации сист
Защита от инсайдеров. решение может быть только комплексным ,часть1,
Корпоративная vpn. вопросы построения