8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности

Бесполезные проверки на дорогах



Смена номеров, подделка документов, моментальная перекраска кузова – сюжеты для художественных фильмов. В нашей стране ничего этого не требуется, чтобы свободно раскатывать по стране на угнанном авто.

Много лет специалисты НИИ СпецЛаб сотрудничают с органами Госавтоинспекции в области поставки компьютерных систем безопасности. И все это время не пропадает чувство бесполезности всех технических новшеств в этой структуре.

СпецЛаб, как и многие другие, поставил туда не одну сотню своих компьютерных систем как для видеомониторинга, записи переговоров, контроля доступа, так и считывания автомобильных номеров. Дорогостоящие системы различных фирм контролируют поток движения автотранспорта, отслеживают правонарушения, серьезные преступления и обычный документооборот. Такие технологии как SL-Traffic способны считывать автомобильные номера с движущихся автомобилей и сразу проверять их по базе. Но…

Но только преступники никак не находятся, угнанный транспорт не выявляется, правонарушения не уменьшаются… в сети мощной компьютерной техники, как правило, попадаются только мелкие нарушители. И вот уже много лет – просто стена, пробить которую не получается.

Теперь стала понятной и причина. Года три назад сотрудники автоинспекции уже намекали на проблемы в работе с самой засекреченной в этой организации и в то же время самой распространенной на столичных рынках информацией – базами данных ГИБДД. Любая помощь, даже прикосновение отвергались из соображений закрытости. Но очевидная инертность данной структуры, вызванная государственной тайной и прочими секретами, заставила пустить специалистов СпецЛаба в свой огород, чтобы хоть как-то расчистить сорняки. Здесь, как и в других местах, мы не публикуем секретные тексты служебных баз данных, мы раскрываем их социально-технический характер. Этот термин, как нельзя кстати, выражает информационную начинку ГИБДД, влияющую на все наше общество. Возможно, излагаемые факты покажутся некоторым структурам секретными, но долг любого гражданина вскрывать такие секреты.

На сегодняшний день на вооружении ГИБДД около двух десятков различных баз данных:
  • Зарегистрированный автотранспорт.
  • Зарегистрированный мототранспорт.
  • Нарушители правил дорожного движения (Административная практика).
  • Выданные водительские удостоверения.
  • Федеральная база угнанного транспорта.
  • Областная база угнанного транспорта.
  • База проведенных тех. осмотров.
  • Федеральная база разыскиваемых лиц.
  • Областная база разыскиваемых лиц.
  • База данных водителей, ограниченных в управлении.
  • Федеральная база утраченной спецпродукции ГИБДД.
  • Федеральная база распределения спецпродукции.
  • База временных ориентировок.


Разделение данных по этим категориям проведено, судя по всему, в соответствии со структурой подразделений ГИБДД, которые эти базы составляют и ведут. И все бы казалось правильно, если не одно маленькое но: одновременный поиск по всем базам невозможен. Т.е., если кого-либо остановили на посту и решили проверить, не угнан ли автомобиль, то проверка пройдет только по этой категории. А если при этом гражданин второй год в розыске или документы его давно аннулированы, или… и т.д., то для каждого или нужно составлять индивидуальный запрос, что, естественно, мало кто будет делать, т.к. на обслуживание одного клиента уйдет битый час времени. Вот и проходят все проверки выборочно не только по автомобилям, но и по виду базы.

Любого водителя, конечно, больше интересует, как быстро смогут найти его автомобиль в случае угона. Пусть хоть базу угнанных автомобилей почаще проверяют! – мысль добросовестного владельца (часто уже бывшего) автотранспорта. Но здесь все еще более запущено. Когда понимаешь всю процедуру работы в этом направлении, честно говоря, приходишь в недоумение, что в наш развитой век можно так нарочито кустарно производить поиск, чтобы не дай бог, кто-нибудь не попался на этом деле.

Смена номеров, подделка документов, моментальная перекраска кузова – сюжеты для художественных фильмов. В нашей стране ничего этого не требуется, чтобы, по крайней мере, месяц свободно раскатывать по стране на угнанном авто.

Опустим процедуру подачи заявления об исчезновении транспортного средства и период начала реагирования органов милиции. В зависимости от региона и ситуации это может занимать от получаса до нескольких дней. Но вот ваш запрос поступил в обработку…

Сначала ваш номер сообщат по открытым каналам связи на стационарные посты ДПС и патрульным службам, где его запишут на листочке, в лучшем случае, в тетрадочке. Некоторые из этих постов уже оборудованы дорогостоящей техникой считывания номеров различных фирм, но, сами понимаете, она не способна проводить сверку с бумажной информацией.

При сегодняшнем количестве угонов сотрудник ГИБДД не в состоянии заучивать наизусть списки всех разыскиваемых автомобилей, поэтому шансы есть, если только поиск идет по горячим следам с объявлением плана Перехват. Но и здесь обольщаться не надо. Эта информация распространяется только в пределах одной юрисдикции – данной области, в которой произведен угон. Стационарные посты обычно оборудуются в нескольких километрах, а то и метрах от города, мобильные же патрули высылаются не намного дальше из экономии бензина и времени. В средних городах на преодоление всех кордонов уходит не более получаса – часа. Если за это время не будет обнаружена пропажа и произведена оперативная подача информации, транспортное средство уйдет в другой регион. Но что, казалось бы, мешает искать его в соседней области?

Если еще не устали, предупрежу заранее, описание займет с целую детективную историю… Допустим, вы не обнаружили свой любимый автомобиль на том месте, где оставили. Время уже начало работать не в вашу пользу и, может быть, стартовало уже давно. Естественная реакция – звоните в милицию. В большинстве городов вы столкнетесь с ситуацией, похожей на рассказы юмористов. Во-первых, вам предложат перезвонить по телефону дежурной службы ГИБДД. Если у вас нет сотового или телефонной карты, то потеряете еще какое-то время на решение этой задачки, т.к. бесплатные звонки городской номер не принимает. Многих может порадовать, что повсеместно вводится бесплатный номер 00 Но как он вводится, также активно и выводится, т.к. его технические особенности очень не устраивают обслуживающий персонал ГИБДД. Одна из проблем – несовместимость с АОНами. Иногда неизвестные телефонные звонки от детей или факс-модемов, давших сбой, парализуют работу этой линии. Определить, кто балуется или чей модем ищет не там Интернет, невозможно. Распечатка истории звонков приходит только раз в месяц, а оперативный контроль возможен только с санкции Прокурора. С трудом сдерживаешь смех, когда слышишь проклятья начальника техслужбы ГИБДД в адрес Ростелекома. В общем, если сотовый под рукой, можно перезвонить и по городскому номеру…

Следующие действия не будут однозначными, вас сначала попросят подробно описать обстоятельства дела, задавая наводящие вопросы, цель которых выяснить, как давно могла произойти кража. Если дежурный сочтет, что прошло уже много времени, то он предложит подождать выезда следственной группы, время прибытия которой может затянуться на несколько часов. Отсюда совет, кричите в трубку, что автомобиль угнали только что и на ваших глазах.

По всем правилам дежурный по области должен объявить план с громким названием Перехват, сущность которого попытка блокировать в крупных городах район происшествия, в обычных – выезд из города. В реальности же это небольшое костюмированное шоу с проверками на дорогах. Как уже говорилось, это действо ограничивается небольшим участком местности, на котором еще можно что-то найти, если у злоумышленников кончился бензин или полетел генератор. Из самой дальней точки такого среднего для России города как Иваново можно выехать за 40 минут.

Далее ваш номер заносится в Областную базу угнанного транспорта, не сразу – сначала надо подъехать в соответствующий орган и написать заявление по этому поводу (никто не позволит себе самоуправства). Да, и делается такое занесение обычно только раз в сутки или, как максимум, с 9 утра до 6 вечера. База записывается на какой-нибудь переносной магнитный носитель и развозится со сменами по постам. Наверное, вы уже догадались, что это тоже делается не сразу, до некоторых пунктов она докочевывает раз в несколько дней. Вот тут уже могла бы вступить в бой и дорогая техника по считыванию номеров – казалось бы. Хотя сроки прошли немалые, но, может быть, все равно удастся поймать в этом регионе? Ведь до соседней области база дойдет ой как не скоро!

Но почти все определители номеров могут производить поиск только по одной базе и, естественно, они настроены на самую главную – Федеральную базу угнанного транспорта. Поэтому не будем торопиться, итак мы остановились на том, что угнанный номер попал на компьютер поста ГИБДД. Останавливаем подозрительные автомобили, проверяем данные, может, это что-то даст? А как проверяем-то, по каким базам? На все уйдет очень много времени, а их, как мы говорили уже, около двадцати. В общем, выборочно, чтобы не закипел компьютер или водитель.

История продолжается. Периодически, надо отдать должное, в последнее время чаще (от нескольких дней до месяца – в зависимости от региона), производится обмен данными каждого субъекта федерации с Москвой. Вот тут-то и попадает ваш угнанный номер в самое главное хранилище – Федеральную базу угнанного транспорта. В следующем периоде обмена он попадает в регионы, в том числе и обратно – в местный, только уже в составе другой базы.

И вот теперь шансы опознать ваш номер значительно повышаются! Даже и техника может помочь, если не будет дождя, снега, тумана или грязи, при которых номера проезжающих автомобилей не читаются. А также если угонщику не придет в голову подменить паленый номер от другой машины.

Похоже, все-таки, что и при использовании техники все выглядит не так реалистично. Жаль, что на постах, где она есть, снижают количество персонала для досмотра автотранспорта, наверно, в целях компенсации затрат. Но там, где процесс поиска не автоматизирован, резко повышаются шансы за счет ручной работы с компьютером.

И вот теперь, когда не прошло и месяца, в одной из компьютерных баз поста ГИБДД соседней области, куда через час после угона уехал преступник, четко зафиксирован ваш родной, но уже далекий, номер. Жаль только, что уже невозможно сказать, сколько он проехал таких областей.

Вы думаете, что это конец, номера уже перебиты? В первом вы наверно правы, а вот со вторым, как показывает практика, еще не все потеряно. Да и зачем торопиться перебивать номера? Легче документы подделать или угнать вместе с документами, как сейчас часто и делается (выкинув владельца из автомобиля). При наличии документов шансов на то, что этот автомобиль найдут в базе угонов, гораздо меньше, чем попасть в аварию. Базы ГИБДД пробиваются выборочно: захотел инспектор, проверил по Федеральной базе разыскиваемых лиц, где водитель может и не числиться; захотел – по Базе проведенных тех. осмотров, где можно найти более прибыльную информацию, чем ловить преступников; захотел – не захотел… Господа угонщики могут ездить спокойно!

Вся техническая мощь наших правоохранительных органов работает вхолостую! Трудно даже представить, что в век всеобщей компьютеризации в органах ГИБДД нет обычной программы для нормальной работы этой структуры. Элементарная задача – одновременный поиск по всем базам – никак не решается. Коммерческие структуры сюда не допускаются из соображений секретности. Нашим программистам долгие годы невозможно было получить даже структуру баз данных без их содержания. Хотя и то и другое легко найти на рынках Москвы и Интернета без оформления формы допуска.

Централизованного распределения материальных средств уже давно нет, все структуры ГИБДД имеют собственный бюджет, у которых собственное только название – закупки, в основном, навязываются свыше. Недавно нам стало и понятно – почему. Наконец, в верхах предложили такую программку для субъектов федерации. Во-первых, ее цена оказалась сравнимой с бюджетом некоторых областей, а во-вторых, внедрение ее требует полного обновления всего парка компьютеров этих организаций. Поняв всю безысходность ситуации, руководство ГИБДД г. Иванова и Ивановской области вспомнило, что на его территории существует центр разработки программного обеспечения для сферы безопасности – НИИ СпецЛаб.

Совершенно бесплатно СпецЛаб написал программное обеспечение СпецЛаб – Проверка регистрации для нормальной работы сотрудникам автоинспекции по быстрой проверке всего комплекса данных проезжающего автотранспорта и управляющих им лиц. Первые полгода работы этой, в общем-то, несложной программы на всех постах ГИБДД Иванова и области продемонстрировали резкое повышение выявляемости правонарушений. Только по фигурантам крупных преступлений эффективность поиска возросла в 12 раз! Для работников СпецЛаба было настоящим откровением узнать, как реально обстоят дела в этой области. Оказывается, можно десятилетиями спокойно жить, ходить на работу, ездить по стране и при всем при этом быть в федеральном розыске. Некоторые уже забыли вовсе, что они когда-то совершали преступления и давно вели спокойную жизнь. Обычная смена своих данных в какой-либо редко используемой базе сводила на НЕТ все остальные. Лишь случайный проезд через Ивановскую область их неприятно удивил и заставил вспомнить прошлые грехи. Никто даже не претендует на веру этим словам, потому что, сами бы мы тоже в это не поверили, не столкнись так вплотную. Наша страна – просто раздолье для преступников, им можно жить спокойно. Другое дело – честным людям!

При написании и обкатке своей программы специалистам СпецЛаба пришлось вникнуть во всю кухню работы правоохранительных органов. Такой печали не знала компания, работающая на безопасность. Весь процесс следствия построен так, чтобы преступник мог безнаказанно уходить от ответственности. В Ивановской области почти не осталось леса! Вы думаете, потому что никто не борется с бригадами черных лесорубов? Посты и патрули ГИБДД ежедневно останавливают их десятками и передают в следственные органы. Но все душегубы природы получают только штраф, смешной по сравнению с лесоприбылью. Просто закон так устроен, что первичное такое нарушение решается в административном порядке, а чтобы отправить дело в уголовное судопроизводство, необходимо иметь подтверждение данного рецидива. Оказалось, это сделать не просто. Все ведется в бумажном виде, тонны протоколов ложатся на полки, переработать которые не в состоянии небольшой следственный отдел ГИБДД области. При каждом новом задержании профессиональный лесоруб юридически попадается в первый раз. И так каждый раз!

По собственной инициативе СпецЛаб ввел в программу дополнительную базу Задержанного автотранспорта и сопровождающих лиц. В нее заносятся все задержания, а также данные расследования и вынесенных решений. За первый месяц работы получен ошеломляющий результат. Еще до рассмотрения дела по первому задержанию, привыкшие к безнаказанности лесорубы стали попадаться еще по несколько раз. Таким образом, автоматически менялась юрисдикция дела, а в Суд приходил уже многократный рецидив. Жаль, только лес уже не вернешь в этой жизни.

Другим откровением стала База временных ориентировок. Неплохая в принципе задумка по отслеживанию преступных лиц опять же столкнулась с несовершенством программного обеспечения. Простая вещь – замена автотранспорта – делает ее бесполезной, т.к. ориентировка дается под конкретный автомобиль, а покупка подозреваемым нового уже никак не отражается. Оперативный контроль за преступными элементами практически невозможен, т.к. они меняют своих железных коней, как перчатки. Казалось бы, чего проще – просто заносить вновь купленный автотранспорт этими лицами в эту же базу? Но… это разные базы. При оформлении нового автомобиля, отдел, его оформляющий, работает только с базами регистрации автотранспорта. Никаких перекрестных поисков он проводить не может. СпецЛаб ввел такую возможность в свою программу.

Следующим, можно сказать, разбазариванием госимущества можно назвать Федеральную базу утраченной спецпродукции ГИБДД и Федеральную базу распределения спецпродукции. К сожалению, мы не можем в открытой прессе раскрыть всей технологии, как можно зарабатывать миллионы на оплачиваемых нашими с вами налогами материальных ценностях. Да, в общем, мы и не знаем, существуют ли вообще такие утраты. Мы можем судить лишь о технической стороне дела: сама структура учета и поиска устроена так, чтобы госимущество пропадало бесследно. СпецЛаб установил заплатку и на эту дыру в казне. Ввиду этого, правда, программа немного потеряла в коммерческой ценности – кому из гос. чиновников захочется приобрести такой контроль!

Не знаем, сколько горя принесет наша программа преступникам и коррупционерам, но свою работу в своей области безопасности, мы выполнили. Программа СпецЛаб – Проверка регистрации начала служить на пользу честным людям, проживающим в Ивановской области.




Читайте далее:
Что выбрать аппаратный видеорегистратор или видеорегистратор на базе компьютера?
Мой дом – мои ворота
Что нужно знать о волоконной оптике?
Как там моя дача?
Перспективы развития волоконно-оптических средств передачи видеоинформации
Эй, эй - рух-нем!!!
Кто там?
Политики хранения и ввода ключевой информации шифрования данных. требования к системе защиты данных
Практические советы по применению серии леонардо
Антивирусное противодействие механизмами защиты информации от несанкционированного доступа. требован
Особенности работы с видеограммами, полученными камерами видеонаблюдения
Размышления о периметровом телевидении
Методологическая основа сравнительного анализа средств защиты конфиденциальной информации ,часть 1,
Методологическая основа сравнительного анализа средств защиты конфиденциальной информации ,часть 2
Особенности использования видеокомпрессии mpeg-4 в сетевом видеонаблюдении