Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Построение системы видеонаблюдения и управления доступом в аэропорту пулковоАэропорт Пулково представляет собой важнейший элемент в организации авиаперевозок нашей страны. Он связывает в единую сеть ряд воздушных, железнодорожных и автомобильных магистралей и образует транснациональный центр, пропускающий через свои терминалы огромные массы пассажиров. Совершенствование системы безопасности аэропорта — процесс непрерывный, она создается поэтапно в течение многих лет. Наша компания пришла в Пулково в 2001 году, поэтому можно сказать, что сегодня мы находимся в середине пути. Тем не менее, все основные концептуальные идеи выработаны специалистами ЗАО СКН давно. В настоящее время часть из них уже реализована, другие предстоит профинансировать, а еще часть находится в стадии проектирования. В данной статье не содержатся рекомендаций для руководителей, ответственных за безопасность аэропорта, — их можно найти в соответствующем распоряжении Министерства транспорта РФ и Федеральных авиационных правилах Требования авиационной безопасности к аэропортам. Мы только показываем, как на практике реализованы требования этих документов. Система контроля и управления доступом Авиация, как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, не таит в себе изначальной опасности, но подобно грозному морю не прощает небрежности или беззаботности. Поэтому для обеспечения полной безопасности пассажиров доступ на служебно-техническую территорию аэропорта должен постоянно контролироваться. Создавая систему контроля и управления доступом (СКУД), мы ориентировались на внедрение самых современных технологий безопасности, как отечественных, так и зарубежных. На территории аэропорта работают сотрудники с различными полномочиями, выполняющие различные функции, поэтому для него необходима мощная, гибкая и отказоустойчивая СКУД. Сам аэропорт представляет собой крупный объект с распределенной структурой, для которого необходима универсальная СКУД. Этот термин введен ГОСТ Р 51241-98 Средства и системы контроля и управления доступом для сетевых систем, способных переходить в режим автономной работы при возникновении отказов управляющих компьютеров, сетевого оборудования или обрыве связи с контроллером СКУД. С учетом значительного удаления отдельных объектов аэропорта друг от друга каждый из них должен иметь свой контроллер, поскольку необходимо обеспечить автономное управление доступом на каждый объект в случае нарушения связи между ними. Поэтому архитектура аппаратных средств СКУД аэропорта должна быть распределенной. Количество подключаемых считывателей на один контроллер также должно быть значительным, чтобы мощности одного контроллера хватило для создания СКУД отдельного объекта. В то же время, требования к интерфейсу обмена информацией между контроллером и другими устройствами СКУД не столь критичны, поскольку в Пулково широко внедряются волоконно-оптические методы передачи информации, с гарантированным запасом обеспечивающие требуемую дальность передачи и помехозащищенность. После всестороннего обследования рынка мы остановили свой выбор на оборудовании Apollo (CША), работающем под программным обеспечением Итриум (Россия). Подобный выбор не отличается оригинальностью, но позволяет получить функциональное, эффективное и надежное для заказчика решение. В такой системе центральный сервер должен обладать значительной вычислительной мощностью, большим объемом памяти и дисковым пространством. Однако при этом появляется возможность задействовать маломощные компьютеры с дисками малой емкости в качестве клиентских рабочих станций. Достоинства подобного построения системы очевидны: простота установки, обслуживания и контроля линий связи, так как все оборудование подключено к одному компьютеру. Кроме того, в этом случае влияние человеческого фактора на систему сведено к минимуму — права каждого из операторов СКУД максимально ограничены. Важной частью проектных работ стали вопросы использования существующей инфраструктуры аэропорта в будущей системе контроля доступа, так как это в большой степени сокращает затраты на установку и эксплуатацию СКУД. ЗАО СКН удалось обеспечить интеграцию устанавливаемого оборудования в существующую систему коммуникаций, соединяющую терминалы Пулково-1, Пулково-2 и административное здание ФГУАП Пулково Дополнительно по объекту нами были проложены десятки километров волоконно-оптического и медного кабеля, что позволило создать универсальную транспортную среду для будущей системы безопасности. В качестве активного волоконно-оптического оборудования была использована аппаратура финской компании Teleste. Подробно мы на ней рассказывать не будем — о ней мы неоднократно говорили на страницах журнала БДИ и других изданий. В качестве основного средства доступа на объекте использованы бесконтактные карты с индивидуальными правами доступа. В качестве дополнительной меры безопасности на каждую карту помещена фотография владельца. В общей сложности было установлено более 50 терминалов считывания. Персональные карты получили более 8000 сотрудников, в то время как система рассчитана на 20 000 пользователей, что в дальнейшем позволит обеспечить рост числа сотрудников аэропорта в условиях планируемого увеличения авиаперевозок. Используемое программное обеспечение обеспечило назначение зон доступа и определение индивидуальных полномочий для каждого из владельцев карт. На территории аэропорта нами было организовано 12 рабочих мест операторов СКУД (посты централизованного наблюдения, бюро пропусков, все КПП). На каждом рабочем месте установлено программное обеспечение фотоидентификации. В результате при предъявлении пользователем карты на проход считывателя на экране появляется его фотография. По событию со считывателя выводится окно с информацией, соответствующей поднесенной к считывателю карточке, с вовлечением оператора к принятию решения. Это значительно снижает ошибки второго рода (допуски незарегистрированных пользователей) в зоны с ограниченным доступом. Система телевизионного наблюдения Одним из принципов создания системы безопасности аэропорта является широкое использование средств видео-наблюдения в интересах службы авиационной безопасности и правоохранительных органов. В аэропорту Пулково система телевизионного наблюдения функционирует на привокзальной площади, во всех залах терминалов аэровокзала, пунктах досмотра, паркингах и т. п. Она контролирует также места стоянок самолетов, взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки. Творческий подход к проектированию позволил нашей компании разработать ряд специализированных решений для аэропорта, оптимизировав затраты как на телевизионную систему, так и на транспортную среду передачи видеоинформации. В ходе работ нами установлено одиннадцать скоростных поворотных камер и более семидесяти стационарных камер в уличном и внутреннем исполнении. Регистрация видеоинформации осуществляется на цифровые регистраторы c аппаратным JPEG-кодированием, что обеспечивает высокое качество записанных изображений и позволяет создать недельный архив на доступных твердых дисках. Особенностью системы видеонаблюдения Пулково является широкое использование интеллектуальных детекторов движения. Аэропорт нередко сталкивался с проблемой того, что не все охраняемые зоны стоянки самолетов и взлетно-посадочных полос доступны для обозрения диспетчерам авиационной безопасности. Система управления телекамерами, расположенными на территории летного поля аэропорта, базируясь на видеодетекторе движения с развитыми алгоритмами обработки видеосигнала, позволила максимально автоматизировать процесс обнаружения движения и слежения за передвижением объекта в охраняемой зоне, например VIP-стоянке. В первую очередь необходимо было реализовать следующие функции:
Мы на практике убедились, что эффективная работа цифровых детекторов движения в большой степени зависит от корректности расчета полей зрения ТВ-системы, правильности выбора конкретной модели детектора, а также точности его настройки. В рассматриваемом случае на телевизионной дальности обнаружения на вертикальный размер изображения человека приходится не менее двух ячеек обнаружения. Соблюдение этого правила позволило существенно снизить уровень ложных тревог, вызванных вибрациями наружных ТВ-камер под действием ветра, перемещениями в поле зрения птиц и т. д. Вероятность правильного обнаружения человека определялась экспериментальным путем — многократным пересечением человеком зоны контроля бегом, быстрым и медленным шагом в полный рост или согнувшись и для всех контролируемых зон превышала 0,9. Необходимо подчеркнуть, что синхронизация процессов обнаружения нежелательного движения и видеорегистрации при помощи рекордеров не только сохраняет событие для последующего просмотра, но и позволяет при необходимости передать изображения по сети любой службе аэропорта: диспетчерской службе, наряду милиции, службе авиационной безопасности и т. д. Наряду с обычным видеонаблюдением при помощи фиксированных камер, оснащенных широкоугольными объективами, а также поворотных камер с ручным управлением, интеллектуальный видеодетектор обеспечивает автоматическое отслеживание объектов на летном поле. Для этого сканирующие камеры с предустановками, оснащенные объективами-трансфокаторами, по сигналам детектора могут автоматически наводиться на передвигающийся объект, выбирая оптимальный масштаб изображения (рис. 1, а и б). Большое внимание при разработке системы видеонаблюдения аэропорта Пулково было уделено программным средствам обработки и отображения видеоинформации. Требования технического задания предусматривали создание пяти рабочих мест (три — в Пулково-1 и два — в Пулково- с программным обеспечением, работающим в операционной системе Windows. Необходимые условия — обеспечение, как минимум, дуплексного режима работы (синхронный просмотр текущих видеосигналов от телекамер и записанной информации) и поддержка графического интерфейса пользователя. Остановимся на этих условиях более подробно. Возможности клиента просмотра должны были включать в себя:
Кроме того, графический интерфейс пользователя должен предоставлять оператору следующие ресурсы:
После тщательного анализа широкого спектра системообразующего ТВ-оборудования мы остановили свой выбор на аппаратуре германской фирмы Geutebruck —детекторах движения VS-40, цифровых рекордерах Multiscope-III и программном обеспечении MULTIVIEW / MULTIMAP. Это позволило ЗАО СКН полностью выполнить требования заказчика и создать эффективную и дружественную пользователю систему регистрации и отображения видеоинформации. Пример экрана монитора оператора c MULTIVIEW показан на рис. 2, а, MULTIMAP — на рис.2, б. Рис. 2, а Рис. 2, б Системная интеграция Для оперативного получения полной и достоверной информации о происходящем на объекте и анализа имеющихся данных в аэропорту Пулково необходимо было организовать интегрированную систему безопасности с единой информационной средой для мониторинга и управления всеми системами объекта. Для этого был разработан специализированный драйвер видеорегистраторов Multiscope. Он является частью программного обеспечения Итриум и предназначен для интеграции аппаратуры Geutebruck в систему Итриум по сети TCP / IP. Интеграция позволила:
В заключение отметим, что комплексное применение средств видеонаблюдения и управления доступом, в принципе, обезопасило воздушные суда и их пассажиров от различных угроз, в том числе террористического характера. Однако важнейшим условием эффективности системы авиационной безопасности (впрочем, как и любой системы) является высокий уровень подготовки персонала, осуществляющего текущий мониторинг. В связи с этим ЗАО СКН предложило службам аэропорта индивидуальную техническую поддержку уже на этапе проектирования системы безопасности, включающую обучение работников аэропорта. В рамках послегарантийногосервиса службе авиационной безопасности аэропорта Пулково были предложены такие услуги, как настройка параметров видеодетекторов движения и цифровых систем записи, установка дополнительного аппаратно-программного обеспечения, телефонная горячая линия и ряд других. В ближайших планах нашей компании — установка дополнительного оборудования видеонаблюдения и СКУД в связи с подготовкой к очередной встрече глав ведущих государств мира в июле этого года, а также организация рабочего места для удаленного мониторинга в ситуационном центре Санкт-Петербурга. Совершенствование системы безопасности аэропорта — процесс непрерывный, поэтому и в дальнейшем мы ориентированы на внедрение в Пулково лучших отечественных и зарубежных охранных технологий. Читайте далее: 3.3. освещение объектов наблюдения Цифровые видеокамеры, видеосерверы и видеорегистраторы компании axis communications Ключевые моменты эффективной круглосуточной работы Асферические объективы Цифровые видеорегистраторы в 2004 году Сравнение аналоговых и цифровых систем охранного телевидения Испытания систем передачи видеосигналов по кабелю витой пары Аналого-цифровое преобразование видеосигналов Особенности современного состояния рынка охранного телевидения великобритании Зоны обзора видеокамер. дальняя зона Система оцифровки пикселей dps компании pixim Часть 8. технология контроля санкционированности событий Использование инфракрасного освещения в видеосистемах принципы, выбор и использование Последний robot америки Новейший скоростной видеорегистратор авангард
|