Раздел: Документация
0 ... 42 43 44 45 46 47 48 ... 57 при монтаже звук и изображение легко разделяются, а затем вновь совмещаются. Звуковой канал видеомагнитофона, обладающий недостаточно хорошими частотными характеристиками, может быть отключен, а на сигналы изображения могут накладываться разнообразные сигналы источников звука и т. д. В настоящее время область применения 80-битового адресно-временного кода настолько расширилась, что здесь мы не берем на себя смелость делать даже схематический обзор. Широкое распространение данного адресно-временного кода стало возможным благодаря тому, что он позволил преобразовать управление видеомагнитофонами в логические и арифметические операции, а для этого в распоряжении потребителей имеется широкий набор средств вычислительной техники. 2.6. ФОРМАТЫ ЗАПИСИ Формат записи — это упорядоченное расположение на поверхности ленты строчек и дорожек, намагниченных под действием разнообразных сигналов. Описание формата дает однозначное указание, каким образом производится запись или воспроизведение. Стандартизация форматов записи позволяет обеспечить взаимозаменяемость записей, изготовленных различными фирмами, и возможность их воспроизведения на различных видеомагнитофонах. За короткий 20-летний период развития магнитной видеозаписи было разработано большое количество разнообразных форматов записи, и только в профессиональной области наблюдалась определенная стабильность, где долгое время господствовали четырехголовочные системы (поперечно-строчные) . В настоящее время имеется много форматов записи. После продолжительного периода возникли условия, которые поколебали единоличное господство поперечно-строчных форматов, на смену им приходят новые однодюймовые наклонно-строчные форматы, а 3/4-дюймовые форматы, которые до настоящего времени считались непригодными для профессиональных целей, ставят под сомнение и будущее поперечно-строчных форматов. Их создание стало возможным благодаря новейшим достижениям в области магнитной записи — разработке миниатюрных записывающих систем, встраиваемых в видеокамеры*. В этих кассетных устройствах используется новая, отличная от предыдущих система записи: вместо записи полного цветового телевизионного сигнала производится компонентная запись сигнала яркости и цвето-разностных сигналов, которая по качеству удовлетворяет требованиям профессиональных систем. Возникающие новые форматы записи всегда имеют целью устранение каких-либо недостатков предыдущих форматов. Первостепенной задачей в бытовых аппаратах является сокращение расхода ленты. Это возможно * В современных видеокамерах запись осуществляется на 1/2-дюймовую или 8-миллиметровую ленту. — Прим. ред. при уменьшении скорости движения ленты и ширины ленты, т. е. уменьшении граничной длины волны записи, ширины строчек записи и ширины межстрочных промежутков (лента лучшего качества, более качественные видеоголовки, лучшее регулирование, более сложные схемы). А в этих областях наблюдается исключительно быстрый прогресс, чем и объясняется значительное увеличение разнообразных форматов записи. Цель уменьшения расхода ленты — не только снижение эксплуатационных расходов, но и уменьшение габарита, что важно и для профессиональных устройств. Вместе с тем здесь имеют такое же важное значение и улучшение качества, расширение функциональных возможностей, снижение эксплуатационных требований и упрощение обслуживания устройств. Ниже будут отдельно рассмотрены профессиональные форматы (поскольку между ними существуют главные различия), а бытовые форматы будут рассмотрены в обобщенном виде. Естественно, что здесь нельзя рассмотреть все в полной мере. Например, совершенно ничего не говорится о требованиях, предъявляемых к параметрам схем или к механическим характеристикам лент, и о кассетах. Задача состоит в том, чтобы только проиллюстрировать вышеизложенное, а не подробно описывать форматы. Профессиональные форматы Поперечно-строчной формат. Четырехголовочные магнитофоны с поперечно-строчной системой записи появились в 1956—1957 гг. Это были первые устройства магнитной записи сигналов изображения, которые до настоящего времени широко используются для профессиональных целей. Общее количество устройств, находящихся в эксплуатации, оценивается в 10 ООО штук, а количество записанных программ, находящихся в архивах, — более чем в 100 ООО штук. Для интереса отметим, что только в архиве Британской радиовещательной корпорации в 1976 г. находилось на хранении свыше 36 ООО катушек, что в денежном выражении составляет несколько миллиардов долларов. Только одно это говорит о том, что данные системы будут еще долго находиться в эксплуатации. Для лучшей иллюстрации и разъяснения понятия формата записи на рис. 90 показана схема лентопротяжного механизма четырехголовочного видеомагнитофона. Лента шириной 50,8 мм (2 дюйма) с помощью подающей катушки 1 с регулируемым моментов вращения, касаясь стирающих головок каналов изображения 2, проходит через систему вращающийся диск-видеоголовок — вакуумная направляющая. Вакуумная направляющая 3 формирует поверхность ленты вдоль ее продольной оси в виде каноэ. По этой каноэобразной поверхности на оси, параллельной продольной оси ленты, вращается диск видеоголовок 4 с четырьмя находящимися в одной плоскости и сдвинутыми относительно друг друга на 90° головками. Затем лента касается головки записи-воспроизведения сигналов управления 5, которая размещается в блоке вращающихся головок. После этого лента, проходя мимо стирающих головок звуковых сигналов и сигналов управления 6, а также мимо головок записи и воспроизведения звуковых и режиссерских сигналов 7, попадает в Рис. 90. Схема лентопротяжного механизма четырехголовочного видеомагнитофона: 1 — двигатель подающей катушки; 2 — система стирающих головок телевизионного сигнала и сигналов управления; 3 —вакуумная направляющая; 4 —диск видеоголовок — скоростной двигатель, вращающийся трансформатор; 5 — головка записи-воспроизведения сигналов управления; 6 — система стирающих головок режиссерских и звуковых сигналов; 7 — система головок записи-воспроизведения режиссерских и звуковых сигналов; 8 — узел ведущий вал — прижимные ролики; 9 — двигатель приемной катушки Рис 91. Формат записи четырехголовочных видеомагнитофонов: 1 — строчки записи телевизионного сигнала; 2 — звуковая дорожка; 3 — дорожка сигналов управления; 4 — дорожка сигналов режиссерских пояснений; 5 — базовый край ленты; 6 — начало кадрового синхроимпульса второго поля; 7 — монтажный импульс; 8 — форма тока записи сигнала управления 0 ... 42 43 44 45 46 47 48 ... 57
|