Раздел: Документация
0 ... 15 16 17 18 19 20 21 ... 37 Рис. 3.28. Регистратор проезжающего автомобиля более, лучший выход. Но когда" охрана территории иными методами обременительна, на первое время можно обойтись и такой, пока не будет готова более совершенная система. Предлагаемая конструкция может войти в состав другой, более сложной системы по той причине, что все же способна разбудить переутомившуюся охрану. Схема устройства показана на рис. 3.28. Основу его .составляет мост, где сравнивается неизвестная величина индуктивности с известной емкостью. Их разница первоначально балансируется переменными резисторами. Мост зашпъгаают от источника переменного напряжения к по уровню сигнала на выходемоста опреде-. ляют разбаланс. Он происходит из-за незначительных изменений индуктивности катушки, когда мимо нее проезжает массивный автомобиль. Описание и работа-схемы. Теперь, когда вы знаете, как работает измерительный мост, обсудим функции остальных компонентов схемы. На транзисторе Q1 и сопутствующих деталях собран генератор "низкой частоты (ГНЧ), работающий на частоте около 10 кГц. Он подключен к измерительному мосту через вторичную обмотку трансформатора 77. Измерительный мост балансируется переменными резисторами R1-R3 по окопонупевому сигналу на его выходе. Сигнал снимается с точки соединения резистора R5 и катушки индуктивности L1 и поступает на двухкаскадный усилитель на транзисторах Q2 и Q3. Усиление первого каскада регулируется переменным резистором R4. С выхода усилителя сигнал поступает на диодный выпрямитель и далее на смещение транзистора Q4, управляющего электромагнитным реле Р1. Когда измерительный мост должным образом сбалансирован, реле в цепи коллектора транзистора Q4 отключено. А теперь предположим, что катушка Ы, намотанная в виде рамочной антенны, скрыта под дорогой. Тогда любой проезжающий автомобиль вызовет изменение ее индуктивности. Это однозначно приведет к разбалансу измершельного моста и срабатыванию реле Р1. Сборка схемы. Детали схемы монтируются на плате из изоляционного материала по. вашему усмотрению. Для настройки устройства удобно все переменные резисторы разместить в линию-на одной из сторон корпуса устройства. Изготовление рамочной антенны. Антенна наматывается наквадратной деревянной или пластмассовой раме с размером сторон 64 см. Форма ее не так важна. Обмотка состоит из 50 витков провода, сечением 0,13 мм2. Если вамие подходят такие большие размеры антенны, можно взять их чуть меньшими и намотать из расчета 105 м провода. Намотку производят внавал. В любом случае параметры полученной антенны будут ненамного отличаться от заложенных в схему. Размещая антенну на расстоянии более 3 м от схемы, обязательно используйте экранированный провод. Ввод схемы в работу. Конечно, самое важное для работы схемы - правильно расположенная антенна. Она закапывается в землю на глубину не более, чем это необходимо во избежание повреждения проезжающими автомобилями. Предварительно ее оборачивают в пленку для защиты от сырости. Слой земли 5-7 см толщиной вполне защитит се. Но перед тем необходимо проверить -работоспособность всего устройства. Подключите антенну к схеме через кабель, который будет использоваться при установке антенны на место. Расположите антенну вдали от металлических предметов и подведите к схеме питание. Каждый переменный резистор установите в среднее положение и посмотрите на реле — вероятнее всего, оно сработало. Между катодом диода D1 и общим проводом подключите вольтметр. Переключатель пределов Измерения поставьте на 5 или 10 Ъ. Последовательно резисторами R1-R3 добейтесь наименьших возможных показаний вольтметра. Самая точная настройка здесь производится резистором R3. Если реле осталось включенным даже при наилучшем балансе, резистором R4 снизьте усиление схемы чуть ниже, уровня, при котором реле отпустит контакты. ДГосле того как вы закопаете антенну в назначенном месте, необходимо будет снова произвести Балансировку. Весьма важна для надежной работы схемы установка надлежащего уровня усиления. Тут неплохо будет, поэкспериментировать с разными видами передвижных средств и установить самое низкое надежное усиление. - Может также оказаться необходимым поправить балансировку схемы в разное время года из-за влияния на антенну перепада температур. Если вы собираетесь становить несколько подобных устройств, следите, чтобы расстояния между их антеннами были не меньше 7,5 м. Иначе будет невозможно добиться баланса мостов. Звукочувствительное устройство сигнализации Этот метод обнаружения злоумышленника может показаться самым сложным в осуществлении. Но при соблюдении всех требований по наладке и применению схема сможет выполнить специальные задачи: не так просто избавиться от влияния посторонних звуков, таких, как гром, шум самолета, клаксоны автомобилей. На рис. 3.29 представлена функциональная схема устройства, которое может обеспечить неплохой уровень надежности в регистрации взлома или обнаружении злоумышленника, не соблюдающего тишину в своей "работе". Два одинаковых микрофона, "подсоединенных к двум идентичным усилителям, располагаются в разных местах помещения. Этим можно, сильно ослабить воздействие шумов сна- 1Усилител± Z2 Первый микрофон \Компаратор\ К пороговому устройству Усилитель J Второй микрофон. Рис. 3.29. Структурная схема эвукочувствительной охранной сигнализации ружи. Два усиленных сигнала преобразуются в постоянное напряжение и поступают на. компаратор, где сравниваются амплитуды и их изменение во времени. Если компаратор находит их равными, он относит это к звуку, пришедшему издалека, с улицы. Если принятый однет микрофоном сигнал отличается от пришедшего по другому каналу, схема делает вывод, что в охраняемой территории что-то неладно и поднимает тревогу. Но это в теории. На практике дело обстоит сложнее. В сравнении со всеми существующими сигнализациями это дает наибольшее количество ложных срабатываний. Зачем же тогда связываться с ней? В некоторых случаях она поможет-задержать злоумышленника, который вместо того, чтобы украсть что-либо, просто производит беспорядок. В другом случае, ее можно использовать как индикатор повышенного, шума в месте, где низкий его уровень — нормальное состояние.*~-- Наверное, ни у кого не возникнет желания постоянно слушать шум работающего электродвигателя или подобного агрегата. Схема Же предоставит такую возможность, только когда уровень шума превысит допустимый уровень, при этом она предоставляет человеку возможность судить о происшедшем и самому принять решение. Исходя из изложенных соображений в части ненадежности автономной звуковой сигнализации, было бы лучше использовать ее в паре с оператором. Изготовив несколько подобных устройств и установив микрофоны в нескольких комнатах здания, можно поручить одному человеку наблюдение за ее работой. Звук для него включался бы только при возникновении неординарной ситуации, выяснить которую можно было бы по видеомонитору. Работа схемы. Схема такого устройства показана на рис. 3.30. Оно переключает звук на аудиопрослушивание оператору только тогда, когда этот звук превышает установленный уровень. -За усиление сигнала отвечает микросхема, содержащая четыре операционных усилителя. Усилитель А выступает как предусилитель сигнала микрофона. Основное усиление дает усилитель В. Для. регулировки усиле- 0 ... 15 16 17 18 19 20 21 ... 37
|