Раздел: Документация
0 1 2 3 4 ... 36 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ С ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИЕЙ ДАННЫХ Среди информационных систем можно выделим, класс, который связан с обработкой данных, имеющих пространо ленную локализацию. Пространственной локализацией щи им к iiiiii.iii.hot процесс соотнесения разных видов информации к некой мросфапоненно определенной системе. Такой системой может быть декиршмп система координат; reoipu-фическая система координат; классифицирошншан соиокупность территориальных объектов и т.п. Локализация может осуществляйся применением специальных классификаторов или на основе привязки к мыбршший системе координа). Атрибутивной называется локалиишии, осуществляемая на основе классификации свойств объекта или его местоположения в заданной сис п-ме классификаторов. Примером такого подходя Moiyi служить классифнь.!горы, применяемые в официальной статно нк* Позиционной называется локалишцпм, осуществляемая на ншове привязки точек объекта к системе коордипш Позиционированием называют процеч привязки точек o&mtm.i к системе координат. Примером позициопироншшя может служить протес привязки объектов к координатной сетке при построении чертежей в CAIII Пространственная локализация применяем см для анализа различных типов объектов: локализованных (точечных), j.....сйпых, сетевых или пли щадных объектов. 1.1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Среди информационных систем работающих с пространственно -локализованными данными наиболее известными являются статистические информационные системы [26]. Статистические информационные системы (СтИС) являются частью и основой государственной статистики - одного из важнейших звеньев в системе регулирования и управления экономикой страны. Основными задачами СтИС являются: сбор, обработка и представление статистической информации различным пользователям о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий, расположенных на различных территориях; обработка статистической информации на основе научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам; гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации; контроль и комплексное согласование статистических данных на основе отраслевых, территориальных, локальных и специальных наблюдений; предоставление статистической информации путем представления различных форм и видов информационных документов. Все данные, применяемые в ходе обработки в СтИС, имеют три группы характеристик: "время", "место", "тема". Результатом обработки информации в СтИС является информация, предназначенная для поддержки принятия решений, т.е. для получения управляющей информации. Управляющая информация предназначена для воздействия на объект управления. Под объектом управления в системе управления понимается элемент системы, который для нормального функционирования нуждается в контро- ле и регулировании. Объектами управления в системе народного хозяйства страны выступают отрасли экономики, их предприятия и организации. Для управления объектами создается управляющая система, которая обеспечивает их своевременное приведение к нормальному функционированию. Органы управления воздействуют на объекты управления посредством прямой связи (задания) и обратной связи (отчетность) через органы государственной статистики, т.е. через СтИС. Таким образом, СтИС как информационные системы, работающие с пространственно локализованными данными, являются звеном обратной связи в системе государственного управления. Пространственная локализация данных обеспечивает привязку различных экономических показателей к объектам управления, имеющим территориальный характер. Для СтИС как систем, работающих с пространственно локализованными данными, характерно понятие уровня и масштаба действия. Уровень определяется местом СтИС в системе управления (горизонтальные связи), масштаб действия определяется: сферой действия, степенью обобщения информации и соотношением входной и выходной информации. Например, СтИС регионального уровня собирают и обрабатывают информацию, касающуюся данного региона. СтИС отдельного предприятия обрабатывают информацию, касающуюся деятельности данного предприятия, которая может включать региональные и межрегиональные данные. Отраслевые СтИС обрабатывают и обобщают информацию данного министерства или отрасли по тем регионам, в которых расположены предприятия данной отрасли. Наконец СтИС Госкомстата обобщают информацию по всей стране. Это определяет СтИС как разномасштабную по действию систему. Данные в СтИС организованы в виде атрибутивных таблиц, содержащие описательную информацию по каждому из пространственных объектов. Одним из способов представления статистических данных таблиц является деловая графика. 1.2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Региональной эколого-экономической системой (РЭЭС) называют информационную систему, организованную на основе устойчивых управленческих, технических, экономических, биологических и других типов связей, между предприятиями, относящихся к данному региону. Целью функционирования РЭЭС является гармоничное развитие региона с сохранением его экологического баланса. Достижение этой цели осуществляется путем сбора, обработки, хранения и анализа информации об эколого-экономической ситуации в данном регионе. Таким образом, масштаб действия данной системы ограничен регионом. Данные, собираемые и хранимые в системе, включают три обобщающих группы характеристик: "место", "время", "тема". В отличие от рассмотренной выше статистической информационной системы в РЭЭС осуществляет не только сбор и анализ данных, но и выработка управляющих решений для гармонизации эколого-экономической ситуации. Другим отличием от СтИС, в которых по мере повышения уровня анализа все большее место отводилось задачам обобщения, в РЭЭС является наличие задач анализа и дифференциации. В качестве одного из методов дифференциации используется сегментация, как отдельных задач, так и региона. Сегментация региона означает деление его на более мелкие части на основе выбираемых признаков. Региональная сегментация, включающая экономическое, политическое и другое деление на основе поведенческих и психологических особенностей покупателей, а также сегментация по разности конечных потребителей образуют сложную систему региона. В отличии от СтИС эти системы не только являются звеном обратной связи в системе управления, но и включают в себя звено управления. Кроме того, в них основными являются не только задачи обобщения данных, но и противоположные задачи дифференциации. В отличие от СтИС, имеющих разные уровни управления и масштабы сбора данных, в РЭЭС фиксирован уровень управления и масштаб собираемых данных. В качестве третьего вида системы, работающей с пространственно локализованными данными, рассмотрим маркетинговую информационную систему (МИС). В современном маркетинге маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы. 1.3. МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА Маркетинговой информационной системой (МИС) называют систему, содержащую комплекс процедур и методов, предназначенный для сбора, обработки и анализа информации, необходимой для поддержки или принятия маркетинговых решений. Современные маркетинговые системы должны хранить большой объем информации. Для этой цели применяют встроенные или внешние базы данных. База данных маркетинговой информационной системы должна содержать информацию: о размещении объектов; о транспортных потоках и сетях перемещения товара или продукта; о финансовом положении клиента или посредника; о конкурентах их сфере деятельности; о структуре рынка и размещении потенциальных потребителей; о динамике спроса и предложения; о состоянии курсов валют и др. Можно свести эти параметры к трем группам характеристик: "время", "место", ценность ("тема"). Кроме базы данных для обработки и анализа данных маркетинговая информационная система должна содержать банк моделей и банк методов статистических исследований. Банк методов статистических исследований - совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках подборки данных и установить степень их статистической надежности. Банк моделей - набор экономико- математических моделей, способствующих принятию более оптимальных маркетинговых решений. МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб, принимающих соответствующие решения. Данные из внешних источников получаются на основе проведения маркетинговой разведки и маркетинговых исследований. Маркетинговая разведка - сбор текущей информации на основе использования разнообразных процедур и источников информации об изменении внешней среды маркетинга. Она необходима как для разработки, так и корректировки маркетинговых планов. Маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой разведки предполагают тематический сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми столкнулось предприятие. В МИС входит подсистема поддержки маркетинговых решений, в которой с помощью определенных методов (например, моделей корреляционного анализа, расчета точки безубыточности) на основе созданной базы маркетинговых данных осуществляется доступ к информации, необходимой ру- 0 1 2 3 4 ... 36
|