8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Раздел: Документация

0 1 2 3 4 5 6 ... 84

шом объеме, чем соединившиеся жидкости". Автор корреспонденции особо подчеркивал, что "успех тушения превосходит, по крайней мере, в 10 раз способы тушения водой. Этим аппаратом снабжены все пожарные части Санкт-Петербурга, не говоря о казенных и частных заводах, правительственных учреждениях, театрах, железных дорогах..."

Блестящие результаты огнетушитель "Эврика" (уже под названием "Лорантин") показал и в ходе проведения в Санкт-Петербурге в 1909 г. сравнительных испытаний пенных и жидкостных огнетушителей немецких фирм "Минимакс" и "феникс". Программой предусматривалось два вида испытаний: тушение деревянных конструкций и железнодорожного вагона. В первом виде испытаний разница во времени у всех огнетушителей была невелика: "Эврика" и "Феникс" показали время 15 сек., а "Минимакс" - 20 сек. Пожар в вагоне выявил победителей: "Эврика" потушила за 30 сек., "феникс" - за 95 сек., а "Минимакс" с задачей вовсе не справился. Получившие благодаря рекламе мировую известность немецкие огнетушители "Феникс" и "Минимакс" так и не смогли превзойти детище Лорана.

Высокие результаты "Эврика" показала и на испытаниях огнетушителей в Москве. Правда, по прочности и удобству использования "Эврика" заняла последнее, пятое место. После испытаний Лоран продает патент частному промышленнику Беленькому, который за короткий срок совместно с Г. Листом выпустил в Москве огнетушитель "Эврика-Богатырь". Усовершенствовав его конструкцию, предприниматели расторгли договор с автором, ив 1911 г. Лоран продает патент на огнетушитель немецкой фирме "Залькоттен". Дорогу пенному огнетушению, которое родилось в России, помимо царских чиновников, преграждали и конкурирующие фирмы. 19 июня того же года представитель фирмы "Минимакс" Э. Безенбрух обратился с письмом в совет Российского пожарного общества, в котором писал о непригодности огнетушителей "Эврика" и ходатайствовал о прекращении их выпуска...

Открытие Лорана имело огромное значение для всего мира. Широкое распространение химической и воздушно-механической пены как средства для тушения пожаров горючих жидкостей, стало возможным лишь благодаря изобретению нашего соотечественника.

Не менее важным было и изобретение русского инженера И.А. Вермишева. Во время пожара на Бакинских нефтепромыслах в 1893 г. он обнаружил, что в локализованном амбаре с нефтью произошло необычное явление - на поверхности горящей нефти вдруг местами начали лопаться огромные шары пара. Через несколько минут вся горевшая масса запенилась, перелилась через края амбара и потухла. Вермишев объяснил это явление кипением дождевой воды, за многие годы собравшейся на дне амбара. Это навело его на мысль использовать кипящую воду для тушения нефтепродуктов. Однако местные техники не поддержали Вермишева, решив, что суть заключается не в кипящей воде, а в паре, огнетушащие свойства которого давно известны. Не обратило внимание на это явление и Русское техническое общество, куда обратился автор. Несмотря на это, в 1896 г. Вермишев успешно использует кипящую воду для тушения пожара в Одесском порту. После этого изобретатель вновь настаивает на мнении, что "огнегасительная сила капли воды проявляется только в момент кипения". Создается комиссия, проводятся сравнительные испытания тушения паром и кипящей водой, наглядно показавшие преимущество последней.

Однако дальше этого дело, к сожалению, не пошло. В 1900 г. Вермишев обращается к Д.И. Менделееву с просьбой подвергнуть критике предложенный способ тушения пожара и высказать свое мнение. Выдающийся ученый заинтересовался предложением инженера и после проведения проверочных опытов пришел к заключению, что в основе способа "лежит правильная идея", а для внедрения надо провести крупномасштабные опыты. Менделеев дает автору рекомендательное письмо к Санкт-Петербургскому брандмайору, а затем и к вице-председателю Императорского пожарного общества. Технический отдел общества 4 ноября 1900 г. организовал сравнительные


опыты по тушению нефти. В три ямы залили по 70 пудов нефти. Обыкновенной водой разгоревшаяся нефть была потушена за 30 сек., струей кипящей воды (от парового котла) - за 10 сек., а пульверизированной (распыленной)струей из брандспойта "Победа" - за 10 сек. При повторном испытании распыленной водой удалось потушить нефть за 7 сек. Расход воды для тушения пламени при использовании этого способа сокращался на треть.

Выступая на заседании химического отдела Российского технического общества 26 марта 1903 г. Н.А. Вермишев сказал: "...Если предположить, что будем пускать воду из водопровода через брандспойт не в виде сплошной струи, а разбивать каким-либо пульверизатором на мельчайшие капли, то, несомненно, эти капли, проходя через пламя горящего предмета, будут нагреваться значительно быстрее, чем частицы воды полной струи... Теоретически легко представить, что пульверизацией воды капли могут быть доведены до такой величины, при которой от соприкосновения их с поверхностью горения они успеют закипеть. ...Опыты открыли края завесы того будущего, которое ожидает пульверизация холодной воды в пожарном деле".

Техническая реализация этой идеи тормозилась отсутствием надежного способа получения распыленной воды. Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы русского исследователя из Санкт-Петербурга Ф.И. Шидловского. Проведенные им исследования показали, что наиболее приемлемый результат может быть получен при использовании распылителей, в основу которых положена идея турбины. Тонкая струя воды под давлением 5-6 атм., ударяясь в наклонные плоскости, приводит их во вращение. При этом сама вода превращается в тончайшую пыль, которая рассеивается в окружающее пространство за счет центробежной силы.

XVII-XVIII вв. подготовили почву для небывалого научно-технического прогресса. Большие успехи науки позволили достичь значительных результатов и в создании пожарно-технического оборудования. Начиная со второй половины XVIII в., появляется техника, изменившая тактику и способы борьбы с огнем. Меняется и облик пожарных формирований. Начинается период повсеместного образования профессиональных команд.

1.1. Насосы и пожарные машины до 1917 года

До 30-х годов XIX столетия ручные водозаливные (водоливные) трубы были основным техническим средством тушения пожаров. Над их созданием работал ряд выдающихся механиков того времени. Только в России использовалось свыше 20 типов ручных насосов собственного производства. Тщательное хранение секретов производства, отсутствие обмена информацией приводило к тому, что изобретатели независимо друг от друга создавали несовершенные насосы.

Например, насос английского производства 1766 г. и немецкий образца 1785г. объединял один недостаток- вода из них выбрасывалась через стационарный ствол, который мог вращаться только вокруг своей оси. А так как дальность действия водяной струи этих насосов составляла примерно 6-7 метров, то приходилось их устанавливать на минимальном расстоянии от очага пожара. По этой причине очень много воды попадало на огонь. Большая ее часть разливалась бесцельно. В то же время еще в 1672 г. братья Ван дер Хейде предложили заменить неудобную поворотную шейку рукавами, при этом дальность действия водяной струи уже составляла примерно 10 метров.

Заливные пожарные трубы (не насосы, а именно трубы, т.к. под трубой подразумевали устройство только для тушения огня, тогда как термин "насос" употребляли для обозначения механизма для перекачивания не только воды, но и других жидкостей) не имели рукавов для всасывания воды из естественных водоисточников, а снабжались специальными заливными ящиками, куда вода подавалась ведрами. Подача воды на пожарах с помощью подобных насосов требовала


больших затрат ручного труда. Например, в середине XVIII в. для обслуживания одной трубы необходимо было примерно 50 человек. Из них 30 человек ведрами носили воду в короб, 12 - в две смены качали коромысло насоса, и 8 - обслуживали выкидные рукава и ствол.

Различали большие, средние и мелкие заливные трубы, производительность которых была соответственно 18, 15 и 12 ведер в минуту (в литрах соответственно 216, 180 и 144 л/мин). В комплект большой и средней труб входили рукава длиной 40 м, а малой - длиной 16 м. Малая труба -это одноцилиндровый поршневой насос, переносимый двумя пожарными. Ее использовали для тушения огня на верхних этажах зданий. Воду к ней подавали большой и средней трубами, первая из которых устанавливалась возле здания и подавала воду в короб средней трубы. В зависимости от местонахождения очага пожара средняя труба устанавливалась либо на первом этаже, либо выше. А уже отсюда воду качали в короб малой трубы. Позднее ведра заменили бочками, которые вместе с трубами перевозились на повозках. Компоновка таких повозок была разной. В Венгрии, например, трубно-бочечный ход запрягали парой лошадей, а насос размещали между сиденьем кучера и бочкой. Такая компоновка имеет ряд недостатков.

Во-первых, площадку для перевозки насоса целесообразно устраивать позади бочки - легче снимать трубу с хода. Кроме того, при этом имеется возможность использовать для перевозки людей и другого снаряжения три свободных стороны (слева, справа и сзади). В Польше получили широкое распространение (особенно в малонаселенных районах) одноконные двухколесные конно-бочечные хода. С их помощью доставляли емкости, рассчитанные на 180-216л воды. Использовались также и четырехколесные пароконные повозки с большой бочкой, вмещавшей 48 л воды. На таких повозках перевозили также лестницы и пожарных. В России в XIX в. перевозку людей и инструментов осуществляли на конных линейках, представляющих собой четырехколесную рессорную повозку, в которую впрягали четверку или тройку лошадей. В начальный период использования их изготовляли почти целиком из древесины, а затем ряд элементов стали делать из металла. Это повысило прочность линеек и сделало их более легкими. Этими и другими усовершенствованиями добивались сокращения времени прибытия на пожары. ,

У американских пожарных в 1882 г. использовался для перевозок трубо-линеечный ход. В отличие от известных у этого хода больше диаметр колес, а под скамейками на уровне задней оси предусматривалось место для ручной трубы. Такая компоновка позволила перевозить больший набор пожарных инструментов.

Общей деталью всех ходов являлась их яркая окраска. В начале XX в. конные хода тщательно отделывали и использовали для покраски красные эмали. Отдельные металлические части окрашивались в черный цвет, а деревянные детали покрывали лаком. Германские мастера, например, украшали ободья двухметровых деревянных колес, кузова и дышла ходов затейливым орнаментом и резьбой, сам насос расписывали. Словом, конный ход своим обликом напоминал дворянскую карету.

Весь пожарный обоз в начале XXI в. был выкатным. По тревоге повозки выкатывались вручную на улицу; одновременно выводились из конюшен лошади. При этом способе закладки обоза время сбора по тревоге составляло 90-105 секунд. С помощью различных усовершенствований (подвесная сбруя и т.п.) время сбора было снижено и составило 50 секунд. Эта работа требовала постоянных тренировок и была очень тяжелой, так как типовой обоз пожарных команд был очень громоздким. Например, обоз петербургской команды состоял из линейки для боевого расчета и инструмента (отсюда название: линеечный или трубо-линеечный ход при наличии ручной трубы); насосно-бочечных или бочечных ходов (40-ведерной бочки с ручным насосом или без него) и повозки для багров (багорного хода). Позднее в состав обоза включили и механические лестницы.

Работы по модернизации поршневых насосов в конце XVIII -начале XX вв. не внесли принци-



0 1 2 3 4 5 6 ... 84