Раздел: Документация
0 ... 77 78 79 80 81 82 83 ... 100 3. Системы контроля и управления доступом (СКУД) 3.1. Общие сведения о системах контроля доступа Любая система контроля и управления доступом (наиболее распространено - система контроля доступа, СКУД или СКД) предназначена для того, чтобы автоматически пропускать тех, кому это положено, и не пропускать тех, кому это запрещено. Одним из положительных и наиболее важных качеств системы контроля доступа (СКД) является ее независимость от персонала охраны, - добросовестности к исполнению обязанностей, уровню профессионализма, внимательности, усталости и т.д. Система контроля доступа (СКД) - беспристрастна и лишена указанных выше недостатков. Она позволяет в любое время обеспечить контроль над ситуацией, порядок, безопасность персонала и посетителей, сохранность материальных ценностей и информации. Системой контроля и управления доступом (СКУД) принято считать совокупность программно-аппаратных средств и организационно-методических мероприятий, с помощью которых решается задача организации автоматизированного пропускного режима на предприятии. Другой основополагающей функцией системы контроля доступа (СКД) является возможность обеспечения документального контроля за перемещением персонала в пределах контролируемых зон предприятия. Система контроля доступа (СКД) - это не только технические средства и программное обеспечение. В первую очередь, это продуманная система управления людскими и транспортными потоками на предприятии. Чем выгодна предприятию установка системы контроля доступа Традиционно принято считать, что система контроля доступа - это инструмент обеспечения безопасности. Действительно, сегодня это один из самых эффективных способов предотвратить проникновение нежелательных лиц на территорию предприятия. Но это только часть функций системы контроля доступа, и, в общем-то, не самая главная. Что же еще дает установка такой системы? Кратко перечислим только самые основные возможности: •повышение трудовой и технологической дисциплины; •рациональное расходование фонда заработной платы (только за реально отработанное время); •сокращение трудозатрат на ведение табельного учета, кадрового учета и выдачу пропусков; •сокращение количества хищений. Как показывает практика эксплуатации, средний срок окупаемости системы контроля доступа составляет от 2 до 4 месяцев. Помимо прямого экономического эффекта, система контроля доступа обеспечивает соответствие предприятия современным корпоративным стандартам, увеличивая инвестиционную привлекательность предприятия и его конкурентоспособность в условиях рыночной экономики. В реальной жизни сложно добиться, чтобы сотрудники постоянно запирали двери, покидая помещение даже на короткое время. Надежно защитить рабочие помещения от нежелательных визитеров позволяет установка системы контроля доступа. Система легко решает эту проблему: покидая помещение, сотрудник захлопывает дверь, а, возвращаясь, простым поднесением карты открывает замок. Для компаний с многочисленным персоналом довольно эффективным решением может стать установка турникета при входе в офис и организация электронной проходной. В офисных помещениях, как пра- вило, используются турникеты-триподы, как наиболее популярный тип турникетов, обусловленный их невысокой стоимостью, компактностью и элегантным внешним видом. Для формирования зон прохода возможно использование специальных ограждений, выполненных в едином стиле с турникетами. 3.2. Принцип функционирования системы контроля доступа (СКД) Каждый сотрудник, клиент, посетитель фирмы получает идентификатор (электронный ключ) - пластиковую карточку или брелок с содержащимся в ней индивидуальным кодом. "Электронные ключи" выдаются в результате регистрации перечисленных лиц с помощью средств системы контроля доступа (СКД). Паспортные данные, фото (видеоизображение) и другие сведения о владельце "электронного ключа" заносятся в персональную "электронную карточку". Персональная "электронная карточка" владельца и код его "электронного ключа" связываются друг с другом и заносятся в специально организованные компьютерные базы данных. У входа в здание или в подлежащее контролю помещение устанавливаются считыватели, считывающие с электронных карточек их код и информацию о правах доступа владельца карты и передающие эту информацию в контроллер системы контроля доступа (СКД). В системе контроля доступа (СКД) каждому коду поставлена в соответствие информация о правах владельца карточки. На основе сопоставления этой информации и ситуации, при которой была предъявлена карточка, система контроля и управления доступом (СКУД) принимает решение: контроллер дает команду на открытие или блокирует преграждающие (исполнительные) устройства, - двери (замки), турникеты, шлагбаумы и пр., переводит помещение в режим охраны, включает сигнал тревоги и т.д. Все факты предъявления карточек и связанные с ними действия (проходы, тревоги и т.д.) фиксируются в контроллере и передаются для долгосрочной регистрации в компьютер. Информация о событиях в системе контроля доступа (СКД), вызванных предъявлением карточек, может быть использована в дальнейшем для получения отчетов по учету рабочего времени, нарушениям трудовой дисциплины и др. На предприятиях можно выделить четыре характерные точки контроля доступа: •проходные, •офисные помещения, •помещения особой важности, •въезды/выезды автотранспорта. Как работает система контроля доступа Проходная, входы в цеха, административные здания и помещения оснащаются преграждающими устройствами (замками, турникетами, шлагбаумами) и считывателями карт доступа или биометрическими считывателями. Все эти устройства подключаются к контроллерам системы -ее интеллектуальной части, которые объединяются в сеть и подключаются к компьютеру, с его помощью осуществляется управление и контроль над их состоянием. Для идентификации людей в системе служат бесконтактные пластиковые карты с индивидуальным кодом или биометрики индивидуальные для каждого человека. Каждой карте, отпечатку пальца или радужной оболочке глаза поставлена в соответствие информация о владельце и уровне доступа. Сотрудники проходят на территорию, в цеха и другие помещения, используя эти карты (биометрики) в качестве пропусков или ключей. При поднесении карты к считывателю, установленному в точке прохода, система сопоставляет информацию, хранящуюся в контроллере с кодом на карте, и определяет, разрешен ли доступ владельцу карты. Если доступ разрешен, система автоматически разблокирует турникет или замок для совершения прохода в случае использования. Контроль доступа для малого предприятия или офиса Часто возникает потребность ограничить доступ сотрудников и посетителей во внутренние помещения: кабинеты руководства, бухгалтерию, склад. Это особенно актуально в том случае, когда необходимо отделить помещения со свободным доступом посетителей от служебных помещений. Позволяя держать двери постоянно закрытыми, даже в рабочее время, эти системы не затрудняют доступ персонала в эти помещения, в то время как при оснащении дверей обычными замками они большую часть времени остаются открытыми из-за неудобства частого пользования ключами. При оборудовании такими системами нескольких помещений одна и та же карточка может служить ключом к нескольким дверям, заменяя неудобную связку ключей. Такая система может функционировать как автономно, так и под управлением компьютера. При подключении к компьютеру можно вести кадровый учет, отслеживать нарушения трудовой дисциплины. Контроль доступа для крупного предприятия Не отличается от принципа построения малых систем контроля доступа. Основу системы составляет сеть контроллеров, управляющих замками и считывателями. Контроллеры подключаются к компьютеру, который с помощью специального программного обеспечения осуществляет централизованное управление системой и обработку данных. Если предприятие располагается на нескольких площадках, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, то возможно построение единой системы контроля доступа без прокладки специальных кабелей, при наличии между этими объектами общей локальной компьютерной сети. Контроль доступа с применением биометрических считывателей Применяется как в малых, так и больших системах контроля доступа. При оборудовании такими системами помещений отпадает необходимость в карточках. Однако в некоторых случаях приходится дополнительно использовать карты и PIN коды для увеличения количества пользователей системы. Биометрики человека настолько уникальны (ошибка ложного пропуска составляет 1:1200000), что дает практическую возможность исключить проникновение постороннего в помещение. Система распознает только человека, а не карточку (которую можно передать другому сотруднику или потерять). 3.3. Возможности систем контроля доступа Разграничение прав доступа Данная функция позволяет разделить персонал на иерархические группы, в зависимости от уровня доступа на объекты. Система позволяет разрешить доступ каждому сотруднику только в те помещения, где он имеет право находиться в соответствии со своими служебными обязанностями, например, руководство предприятия может пользоваться "генеральными" пропусками, права которых ничем не ограничены. Рядовые сотрудники - "стандартными", а посетители "временными" и "разовыми" с ограниченным сроком действия. Можно запретить доступ сотрудников в помещения фирмы в нерабочее время, во время другой смены, выходные или праздник. 0 ... 77 78 79 80 81 82 83 ... 100
|