Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
О нормативном обеспечении защищенности объектов и систем комплексной безопасности
Продолжающиеся кражи, разбойные нападения, убийства, террористические акты заставляют более ответственно относиться к формированию систем обеспечения комплексной безопасности любого объекта, особенно к выбору и обоснованию технических средств и систем От выставки к выставке увеличивается количество предложений оборудования с расширенными возможностями использования и применения. Прошедший в феврале IХ Международный форум "Технологии безопасности" отразил некоторые тенденции, связанные с применением систем комплексной безопасности (СКБ), особенно в области телевизионных средств для видеонаблюдения, видеоконтроля и охранных телевизионных систем. Их применение анализируется как принцип. возможность не только получения подтверждения о происшедшем событии, но, в первую очередь, для обнаружения и предупреждения о возможной опасности. Это правильно, хотя применение устройств CCTV является только частью усиления охраны объектов как от несанкционированного проникновения, так и от пожара. На вышеупомянутом форуме остро обсуждались проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности и, в частности, защитой от несанкционированного доступа к информации. В рамках работы форума прошла презентация нового журнала компании "Гротек" Information Security, посвященного вопросам информационной безопасности. Вместе с тем на основании происшедших только в марте этого года событий можно предположить, что рост затрат на средства и системы обеспечения безопасности не адекватен снижению опасности террористических актов на государственных и промышленных особо важных объектах, уменьшению числа тяжких и особо тяжких преступлений, не говоря уже о кражах и менее значительных преступлениях. Пути повышения эфф. систем безопасности Возникает вопрос: какие меры могут быть предприняты для уменьшения затрат при повышении эфф. применения систем комплексной безопасности? Решение вопроса зависит от реальной оценки предполагаемых угроз, разработки определенных критериев, категорий и уровней защищенности объектов и формирования на их основе системы обеспечения комплексной безопасности. Несомненно, главным фактором при сигнале тревоги должна быть организация взаимодействия всех служб, обеспечивающих безопасность граждан и защиту объектов от чрезвычайных происшествий. В качестве одной из возможных мер для формирования системы комплексной безопасности является составление перечня возможных угроз для объектов определенного назначения, модели нарушителя и его возможных действий при совершении разбойных нападений или террористических актов, и построение, учитывая взаимодействия служб и сил охраны и безопасности. От ведомственных к общим документам по угрозам и СКБ Анализ возникающих ситуаций показал, что многие проблемы с характеристиками потенциальных нарушителей решены или решаются в методиках по организации и защите от их возможных, допустимых или недопустимых действий на особо важных объектах, например на объектах Министерства атомной энергетики. По представленной в обзоре информации можно предположить, что имеющиеся подходы и методы могут быть приемлемы для решения проблемы повышения эфф. защиты и охраны любых объектов. В настоящее время отсутствует оценка подобных объектов по предполагаемым и/или допустимым угрозам, их характеру и возможным действиям внешних или внутренних нарушителей. Этому могут способствовать определенные рекомендации или нормативные документы общего, а не ведомственного применения. Положения ведомственных документов В настоящее время для объектов различных форм собственности, но подлежащих охране подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел на территории Российской Федерации, существуют целый ряд рекомендаций и руководящих документов по выбору и применению технических средств укрепленности и охранно-пожарной сигнализации. Об этих документах уже неоднократно была представлена информация в журнале "Системы безопасности". В связи с этим хотелось бы отметить, что среди них имеются документы, на базе которых можно создать новые рекомендации, учитывающие возможные модели нарушителей и характер их действий. К таким документам, разработанным НИЦ "Охрана" и ГУВО МВД России как ведомственные, можно отнести:
В первый документ в раздел "Обследование объекта" может быть введен пункт, обязывающий как "заказчика", так и "исполнителя" заказа на создание системы охранной сигнализации или системы комплексной безопасности установить, от какого уровня подготовленности нарушителя они защищают и какие возможные цели могут преследовать злоумышленники при проникновении на объект. В данном пособии уже есть требования о необходимости при обследовании объекта выявлять количество уязвимых мест, способы и маршруты проникновения на объект нарушителя, характеристики размещения предметов преступных посягательств и возможный ущерб от его действий. В Р 78.36.007-99 правильно отмечено, что чем раньше можно обнаружить возникшую угрозу объекту, тем эффективнее ее можно пресечь. Это достигается путем правильного выбора и использования технических средств охранно-пожарной сигнализации (ТС ОПС), их оптимальным размещением в охраняемых зонах в оптимальном сочетании со средствами технической укрепленности. Применение средств технической укрепленности увеличивает время, необходимое нарушителю для их преодоления, что делает более вероятной принцип. возможность его задержания. Выбираемая группа технических средств защиты от взлома конструктивных элементов должна соответствовать стоимости и значимости имущества (ценностей), находящегося в помещении, значит соответствующей категории помещения. При этом необходимо учитывать месторасположение объекта и доступность проникновения в его помещения. Для повышения надежности охраны объекта и его помещений определяют структуру комплекса ТС ОПС исходя из:
Для выполнения этих требований приведены характеристики основных ТС ОПС и предложения по их выбору и размещению. При рассмотрении рекомендаций, учитывая современные условия, были сформулированы следующие предложения:
Эти замечания в некоторой степени были учтены в РД 78.36.003-2002. Данный руководящий документ, как и выше представленные, распространяется на объекты различных форм собственности, охраняемые или подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Руководящий документ не распространяется на объекты федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих ведомственные или отраслевые нормы и требования по их защите, согласованные в установленном порядке с ГУВО МВД России, и на объекты, оборудуемые в соответствии с приказами, нормами и требованиями МВД России. Подобного рода разграничения существуют и в документах других ведомств. Вместе с тем можно заметить, что технические средства и системы, применяемые для создасистем комплексной безопасности, могут быть использованы и используются из числа тех, которые широко представлены нарынке систем безопасности. Различие в их применении будет определяться уже организацией охраны на объекте в целом. Конечно, имеются определенные специальные требования к объектам, например, по взрывобезопасности или защите от радиоактивного излучения. К техническим средствам охраны, применяемым на таких объектах, предъявляются и свои специфические требования исходя из условий эксплуатации. В рассматриваемом документе также подтверждается, что основой обеспечения надежной защиты объектов от преступных посягательств является надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации. Применение систем контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения допустимо для усиления защиты объекта и оперативного реагирования, но не является обязательным. С данным утверждением можно согласиться лишь частично. Многие объекты (например, школы, детские дошкольные учреждения, жилые дома и учреждения с большим количеством людей) требуют в настоящее время другого подхода, что может быть подтверждено реализацией в Москве городской целевой программы по созданию систем безопасности населения города. Об этой программе достаточно хорошо изложено в интервью с Н.В. Куликовым, начальником Управления по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы (журнал "СБ" № 6, 2003 год). Из него можно узнать, что при разработке программы были учтены возможные виды угроз и соответственно были приняты меры по технической оснащенности требуемого противостояния им на объектах различного назначения, например на массово-зрелищных мероприятиях, по охране жилых зданий и объектов социальной сферы. При разработке нормативных документов по обеспечению комплексной безопасности, очевидно, потребуются также дополнения и в нормативные документы по пожарной безопасности. В действующих нормах основу классификации объектов по взрывопожарной и пожарной опасности составляют огнеопасные вещества и материалы, находящиеся в помещении или обращающиеся в производстве и их количество. Конечно, на объектах существуют определенные правила и инструкции, но насколько они ограничивают принцип. возможность преступных действий, на данный момент в условиях, когда требуются повышенные меры защиты. Эти меры реализуются с помощью технических средств и систем, применяемых в целом для охраны объекта. Но нет рекомендаций и требований по применению систем контроля и управления доступом, охранного телевидения в системах противопожарной защиты в сочетании с применением пожарной сигнализации, средств автоматического пожаротушения, дымоудаления и противопожарных конструкций. Этому может способствовать разработка требований к интегрированным системам безопасности и их реализация в устройствах и системах. Особое внимание должно быть уделено применению телевизионных систем для обнаружения пожара, особенно во взрывоопасных и подобных им помещениях. О необходимости совершенствования нормативных требований по классификации объектов по взрывопожарной и пожарной опасности говорилось в выступлении В.И. Попова на ХVI Научно-практической конференции ФГУ ВНИИПО МВД России (Материалы конференции, часть 1, 2001 год). Для создания единой системы и методов оценки пожарной опасности, и дифференциро ванного подхода к раз работке противопожарных требований было предложено:
Именно по последнему пункту предложений напрашивается рассмотрение видов угроз для групп помещений, объектов, которые могут принести ущерб и поэтому должныбыть учтены при формировании систем комплексной безопасности. Для усиления охраны объектов и выбора средств и систем, обеспечивающих комплексную безопасность объекта, необходимо также комплексно рассматривать виды возможных угроз и организовывать противостояние им с применением всех возможных на на данный моментшний день средств и систем, но при оценке их эффективности. Вопросы угроз и безопасности на "круглом столе" Для обсуждения этих вопросов редакцией журнала "Системы безопасности" был организован и проведен круглый стол по теме "Категории, уровни технической защищенности объектов и системы комплексной безопасности". На заседании были проанализированы вопросы, связанные с обоснованием выбора систем для обеспечения комплексной безопасности объектов, исходя из предполагаемых для них угроз вследствие их назначения, значимости, стоимости, места расположения и других возможных фактов:
Насколько имеющиеся в настоящее время условия страхования имущества, интеллектуальной собственности, отдельных помещений, зданий, сооружений как объекта в целом определяют выбор технических средств или систем безопасности? Информация о результатах рассмотрения поставленных вопросов будет представлена в ближайших номерах журнала. Ждем Ваших предложений по поставленным вопросам. Редактор раздела "Комплексные системы безопасности", председатель ПК 3 ТК-234 Госстандарта России Читайте далее: А кому легко? Российская индустрия безопасности: ломая лед, не наломать бы дров! Вопросов больше, чем ответов Безопасность Навстречу переменам Ну и ну!
|