Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Системы противодымнои защиты зданий: проблемы проектирования С.С. Абраменков В соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования" п.п. 1.2-1.3 объекты должны иметь системы пожарной безопасности, назначение которых - сведение к минимуму вероятности возникновения пожара и предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожаров, в том числе их вторичных проявлений. Один из способов обеспечения пожарной безопасности объектов заключается в применении систем противодымной защиты Нормативные документы В цикле рассмотрения существующих нормативных документов, регламентирующих про-тивопожарные требования, предъявляемые при проектировании к системам противодымной защиты зданий (ПДЗ), выявлено, что многие из этих требований нуждаются в значительной доработке и корректировке, и взаимной увязке их с другими противопожарными требованиями (например, к устройствам противопо-жарных преград, противовзрывной защиты, объемно-планировочным и конструктивным решениям и т.п.). Наличие недостатков в противопожарных требованиях по устройству в зданиях систем ПДЗ не позволяет создать целостную систему обеспечения пожарной безопасности зданий, в которой система ПДЗ находилась бы в единстве с другими системами защиты. В подтверждение вышеизложенных выводов можно привести следующие примеры. Так, относительно вопроса практического применения ряда строительных норм и правил (СНиП), принятых бывшим Госстроем России в 2001-2003 гг. до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 г. № 1 84-ФЗ "О техническом регулировании" (далее Федеральный закон), в совместном информационном письме Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (№ АР - 6893/08 от 29.11.2006 г.) и Министерство регионального развития Российской Федерации (№ 12325 - ЮТ/08 от 29.11.2006 г.) со ссылкой на письмо Ми-нистерства юстиции России (№ 01/3472-ЕЗ от 28.04.2006 г.) сообщали, что Минюстом принято решение не рассматривать СНиПы на предмет их государственной регистрации с учетом их нормативно-технического характера и положений указанного Федерального закона "О техническом регулировании".Указанные строительные нормы и правила подлежат, обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее и зарегистрированными Минюстом России в установленном порядке, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов. Вышеизложенное подтверждает тот факт, что вступивший в силу СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" (далее по тексту СНиП) отменил ранее действовавший СНиП 2.04.05-91* со всеми приложениями и разработанными под него Пособиями, в том числе теми, в которых излагались методики расчетов систем ПДЗ, приводились необходимые справочные и расчетные показатели для систем ПДЗ, схемы устройства этих систем и т.п. Новый СНиП и неразрешимые задачи В СНиП 41-01-2003 требования к противо-дымной защите при пожаре изложены в разделе 8, состоящем из 16 пунктов, что само уже говорит об оста-точном принципе и недостатке внимания к такому важному направлению, как устройство системы ПДЗ зданий. Но даже эти 16 пунктов при внимательном рассмо-трении не столько помогают при проектировании систем ПДЗ, сколько создают труд-ности и препятствия, а в ряде случаев - не-разрешимые задачи. Назовем только неко-торые из них. В п. 8.2 е) СНиП приведено требование о необходимости устройства системы дымоудаления из "ат-риумов высотой более 1 5 м" и "атриумов зданий высотой более 28 м". Возникает два вопроса: 1) разве для атриумов меньшей высоты не надо предусматривать систему ПДЗ; 2) как можно указывать требования по системе ПДЗ для объекта, на который нет норм проектирования? Здесь следует обратить внимание разработчиков СНиП на то, что на данный момент (как и во времена существования СССР) отсутствуют строительные нормы и правила, по которым можно проектировать подобные помещения (атриумы). В соответствии с требованиями пп. 1.5* и 1.6 СНиП 21 -01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" для объектов с атриумами и атриумных помещений необходимо разра-батывать специальные "Технические усло-вия", которые должны согласовываться с Управлением Государственного пожарного надзора МЧС России и утверждаться в ООО ЦНС (правопреемник Госстроя России). Ка-кой должна быть система ПДЗ для каждого конкретного атриума, будет определяться именно в указанных надзорных органах. Особняком стоит Москва, где атриумы про-ектируются по "Московским городским строительным нормам", в которых оговаривается их ПДЗ, однако, естественно, применение данных норм в других регионах России невозможно. В п. 8.4 СНиП указывается, что расход про-дуктов горения, удаляемых системой ПДЗ, следует рассчитывать с учетом удельной пожарной нагрузки, температуры удаляемых продуктов горения и т.д. Но в связи с отменой старого СНиП 2.04.05-91 * с его Пособиями, из каких документов проектировщик систем ПДЗ теперь может брать эти сведе-ния? Требование, изложенное в п. 8.8 СНиП, говорит о необходимости разделения помещений, которые имеют площадь более 3000 м2 и в которых предусматривается дымоудаление, на дымовые зоны площадью не более 3000 м2. При этом не указано, каким образом выполняется это деление, с помощью каких устройств. В старом СНиП 2.04.05-91 * хотя бы говорилось о каких-то плотных вертикальных завесах из негорючих материалов, спускающихся с потолка к полу. Правда, к слову сказать, эти требования не выполнялись. Если уж на данный момент уделять этому внимание, то необходимо указать требования к огнестой-кости данных завес, к скорости их опускания, изложить порядок сертификации данного оборудования и т.п. В п. 8.14 СНиП приведено требование к обеспечению системой ПДЗ избыточного давления не менее 20 Па в незадымляемых лестничных клетках типа Н2, при условии открытых дверей, выходящих на лестничную клетку на этаже пожара и из здания (наружу), но при закрытых дверях на всех остальных этажах здания. Здесь необходимо напомнить, что эвакуация людей при пожаре из здания осуществляется одновременно со всех его этажей. Вполне очевидно, что никто не будет пережидать (отсиживаться) в помещениях и на этажах, смежных с теми, где произошел пожар. Следовательно, расчетная схема устройства системы подпора воздуха в лестничную клетку типа Н2 не будет работать, и речь идет об уже заведомо недееспособной системе. Вывод: необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности применения таких лестничных клеток или ограничить их применение. В п. 8.15 б) СНиП приведены параметры избыточного давления воздуха, подаваемого в шахту лифтов, эти параметры составляют не менее 20 и не более 150 Па. Например, в лестничных клетках типа Н2 это требование выполняется путем устройства рассечек на определенной высоте. Возникают вопросы: каким образом обеспечить соблюдение наз-ванных показателей для лифтов, особенно верхнего его предела, и для чего это нужно, если лифт не относится к путям эвакуации? Из нового СНиП исключена имевшаяся в СНиП 2.04.05-91 * позиция, говорившая о возможности не предусматривать систему дымоудаления для помещений, время заполнения которых дымом превышает время безопасной эвакуации людей. В этом видится прямое противоречие с п. 8.1 СНиП, в котором указано, что система ПДЗ предусматривается для обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. согласно п. 8.2 з) СНиП для "почти всех" производственных помещений с постоянными рабочими местами теперь необходимо предусматривать систему дымоудаления (исключение сделано для помещений категории В4, Г и Д, располагаемых в зданиях I, II и III степени огнестойкости). Некорректным в данном требовании видится и отсутствие указания о классе конструктивной пожарной опасности зданий. В соответствии с п. 8.2 а) СНиП требуется устройство системы дымоудаления из коридоров общественных зданий высотой более 28 м, а по п. 8.2 в) - из коридоров длиной более 1 5 м, не имеющих естественного освещения и располагающихся в общественных зданиях высотой 6 этажей и более. но спрашивается, требуется ли устройство системы дымоудаления из коридоров длиной бо-лее 15 м общественных зданий высотой менее шести этажей, без естественного освещения? Надо ли руководствоваться п. 1.158 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", где указывалось на требование устанавливать систему дымоудаления в зданиях менее 10 этажей для не имеющих естественного освещения коридоров, по которым возможна эвакуация 50 человек и более, не-зависимо от длины и площади этих коридоров. В СНиП не нашли своего отражения требования к устройству ПДЗ для пожаробезопасных зон в зданиях с маломобильными группами населения согласно СНиП 35-01-2001 "До-ступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Из анализа требований СНиП, касающихся устройства систем ПДЗ, можно сделать вывод, что основная цель требований, изложенных в них, направлена на устранение последствий пожара. В рассматриваемом аспекте - это удаление распространившегося дыма. Этой цели подчинены предлагаемые расчеты по устройству систем ПДЗ и целый ряд нормативных требований к правильному расположению в защищаемых помещениях (например, в коридорах) клапанов дымоудаления. Изложенная цель, которая преследуется существующими нормами, представляется не вполне отвечающей условиям безопасности. Этот вывод, в частности, следует из приведенных ниже данных. В соответствии с требованиями п. 3.5. ГОСТ 12.1.004-91 система ПДЗ объектов должна обеспечивать защиту от задымления, снижение температуры в помещении, удаление продуктов горения и термического разложения на путях эвакуации в течение времени, достаточного для эвакуации людей, коллективную защиту людей и, в соответствии с п.3.6 этого же ГОСТа, защиту материальных ценностей. Исходя из указанного требования, в коридорах (как одном из участков путей эвакуации) не должно быть задымления. но п. 8.2 СНиП предусматривает наличие ситуации, при которой дым проникает в коридор, причем при проектировании систем дымоудаления из коридоров принимается расчетная температура дыма 400 °С (НПБ 253), но уже при температуре в 183 °С излуч. от слоя дыма опасно для жизни человека., температура 400 °С является не бесспорной, так как не учитывается вся динамика развития пожара в помещениях исходя из их функциональной пожарной опасности. Проведенные ранее исследования свидетельствуют, что в зависимости от конкретного объекта данный показатель может быть в 2-3 раза больше. Одновременно с этим обойдены вниманием такие опасные факторы пожара, как, например, токсичные продукты горения, термического разложения и др. (см. п. 1.5. ГОСТ 12.1.004-91), которые не учитываются при проектировании систем ПДЗ. В связи с этим производить расчет системы дымоудаления и не учитывать при этом воздействие на людей других опасных факторов пожара представляется неверным. Более того, в п. 8.2 и) сделано допущение о возможности удаления продуктов горения из помещений категорий В1-В3 и площадью до 200 м2 через примыкающий коридор (путь эвакуации), что является в корне неверным требованием. СНиП - работа должна быть продолженаM На основании вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности рассмотрения возможности изменения концепции построения схемы системы ПДЗ зданий. базовой акцент этой концепции должен быть направлен на ограничение распространения дыма за пределы зоны (очага) пожара для обеспечения безопасной эвакуации людей и осуществления действий по тушению пожара пожарными подразделениями в течение необходимого для этого времени. Нужно запроектировать такие решения, которые будут обеспечивать ограничение области распространения дыма в зоне его образования, не допуская проникновения в другие зоны (помещения). В качестве таких решений выступают мероприятия по созданию барьеров на пути дыма, локализующих очаг пожара. Эта концепция удовлетворяет требованиям, изложенным в ГОСТ 12.1.004-91. Одно из приемлемых решений может быть представлено в следующем виде. При проектировании системы ПДЗ коридоров зданий, используемых в качестве эвакуа-ционных путей, следует предусматривать устройство пассивных и активных барьеров на пути дыма, действующих в комплексе друг с другом. Пассивные барьеры подразумевают проектирование ограждающих конструкций рассматриваемых коридоров с нормируемым пределом огнестойкости, достаточным для предотвращения распространения пожара через них в течение времени, необходимого для эвакуации людей из здания и выполнения пожарными подразделениями задачи по тушению пожара. В качестве активных барьеров могут выступать, например, системы создания подпора воздуха в коридорах (при пожаре). Коридоры при этом делятся перегородками на зоны.
Все вышеизложенное указывает на необходимость продолжения соответствующей корректировки нормативных документов, касающихся устройства систем ПДЗ зданий и сооружений. Эти документы должны обеспечить единое толкование и подход в изложении противопожарных требований, направленных на обеспечение пожарной безопасности зданий в части оборудования их системами противодымной защиты. Наилучшим решением могло бы стать создание единого отдельного документа по системам ПДЗ. Читайте далее: iTС ESCORT Системы оповещения нового поколения (продолжение) Из письма нашего читателя Как отразится на российском рынке безопасности вступление России в ВТО Контролируемая надежность Линейные пожарные дымовые извещатели Магнитометрические средства обнаружения Мировые тенденции развития рынка пожарных извещателей Модульная пожарная панель BOSCH соответствует вашему бизнесу Мультисенсор -эффективное решение проблемы ложных срабатываний систем пожарной сигнализации На государственной службе ГУ "Центр обеспечения деятельности ФПС МЧС России" ADT: современные технологии обеспечения безопасности Hoвый взгляд на ист. бесперебойного питaния Новый поверхностный инфракрасный извещатель "Икар-4" Оборудование ТОА. Комплексные решения Охранные системы SUNWAVE: элегантная безопасность
|