Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Статьи - ЗАДАЧИ УРАЛЬСКОГО ЭНЕРГОНАДЗОРА.В декабре 2006-го заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по УрФО, почетный энергетик России Юрий ЮДИН в своем интервью для нашего журнала сформулировал задачу на 2007 год: в полной мере начать работать как межрегиональное управление, контролировать процесс энергонадзора по всему УрФО. В начале 2008-го мы обратились к нему с вопросом: удалось ли воплотить намеченное? - Юрий Иванович, как сейчас обстоят дела с энергонадзором в целом по округу? - До появления межрегиональных территориальных управлений специалистам центрального аппарата Ростехнадзора было непросто обобщить отчеты, предложения по организации энергетического надзора, другие данные, приходившие от семидесяти с лишним УТЭН. В настоящее время им приходится анализировать и обобщать информацию, поступающую всего от восьми МТУ. Плюсы этой системы для организации энергетического надзора в Уральском федеральном округе несомненны. Во-первых, вырабатывается общая стратегия проведения энергетического надзора в целом по Российской Федерации, во-вторых, стала лучше управляемость этого процесса, контроль за выполнением поручений центрального аппарата Ростехнадзора, обработка всех данных, которые стекают в наши отделы с мест, их обобщение. За прошедший год нашему межрегиональному управлению удалось выстроить работу так, чтобы стать надежным связующим звеном между центральным аппаратом Ростехнадзора и УТЭН. В 2007 году служба Энергонадзора МТУ Ростехнадзора по УрФО стала шире применять такой метод надзорной деятельности, как совместные проверки. Наряду со специалистами МТУ в них принимали участие как представители центрального аппарата, так и инспектора УТЭН. Наиболее широко это практикуется при надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений и межсистемных электрических сетей. Например, в 2007 году представители центрального аппарата с привлечением наших инспекторов провели комплексную поверку ООО «Уралтрансгаз». совместно с УТЭН по Челябинской и УТЭН по Тюменской областям МТУ проконтролировало состояние энергетической безопасности на ОАО «ТГК-10» Кроме того, была проверена организация работы по энергонадзору в управлениях по Курганской и Челябинской областям. - На проходившей в октябре 2007 года в Москве конференции в рамках Международной энергетической недели руководитель Ростехнадзора Константин Пуликовский заявил о том, что подготовка к зиме половины российских энергоснабжающих предприятий вызывает тревогу. А как подготовились к отопительному сезону 2007-2008 года предприятия в регионах Уральского федерального округа? Каков процент получения паспортов готовности к осенне-зимнему периоду (ОЗП)? - Предприятия УрФО подготовились к зиме удовлетворительно. Паспорта готовности получили 99,5 процента организаций. Не имеют этих документов восемь предприятий, из них четыре - в Свердловской области, два - в Ямало-Ненецком автономном округе и два - в Ханты-Мансийском автономном округе. Надо заметить, что в нынешнем году подготовка к ОЗП велась более организованно, чем в прошлом. Правительство страны уделило этому вопросу особое внимание. А потому главы субъектов Федерации и муниципалитетов более активно начали подготовку к отопительному сезону. Проблемы, конечно, были, в основном связанные с несвоевременным выделением средств. Так, в Дегтярске начали строить новую газовую котельную перед самым началом отопительного сезона. Ее запустили только в декабре. до этого момента с теплоснабжением в городе была очень напряженная ситуация. - В 2007 году инспекторами Ростехнадзора России в ходе плановых обследований технического состояния и организации безопасной эксплуатации энергетического оборудования практически везде было выявлено, что большая часть энергетического оборудования морально и физически устарела, работа по продлению его эксплуатационного ресурса практически не ведется, программы по реконструкции и техническому перевооружению энергохозяйств не выполняются, схемы электроснабжения технологических объектов не соответствуют принятым проектным решениям. Скажите, это в полной мере относится и к УрФО? - Да, оборудование устарело, последние 15 лет новые мощности не вводились, плохо выполнялись мероприятия по повышению ресурсов, по предупреждению нарушений в ЖКХ по-прежнему остро стоит проблема изношенных тепловых сетей. Предприятия до сих пор не могут выйти на нормальный уровень их капитального ремонта или замены. Было 60 процентов износа, стало, может быть, 58 процентов. Но этого недостаточно. Если говорить об электроэнергетике, дело обстоит лучше, больше выделяется средств на модернизацию, реконструкцию, строительство новых объектов. Что касается проблем, то одной из них является то, что схема электроснабжения потребителей не всегда соответствует их категорийности. Вместо двух необходимых источников электроэнергии на предприятии зачастую присутствует один, вместо трех - два. Вопрос наличия резервных источников электроснабжения последние два года не снимается с контроля. Мы выявляем такие нарушения, выдаем предписания об их устранении. Если они связаны с риском для жизни людей, направляем документы в прокуратуру. Должен отметить, что в УрФО все субъекты РФ заключили соглашения с РАО «ЕЭС России» о строительстве на их территории объектов электроэнергетики, которыми предусмотрен ввод новых мощностей. Все энергетические компании сегодня имеют планы развития. Строятся новые линии электропередачи, подстанции, генерирующие блоки. Если эти программы не будут сорваны, то к 2010 году проблем с энергоснабжением не будет. - В 2007 году на предприятиях страны, эксплуатирующих энергоустановки, а также в энергоснабжающих организациях в результате несчастных случаев погибло 175 человек. Каков уровень аварийности и травматизма в энергетике УрФО? - За 11 месяцев 2007 года произошло 28 несчастных случаев на объектах электроэнергетики и электроустановках потребителей УрФО. Из них 14 смертельных, 1 групповой и 13 тяжелых несчастных случаев. К сожалению, это хуже, чем в прошлом году, когда за этот же период произошло 20 несчастных случаев, в том числе 11 - со смертельным исходом. Серьезная авария произошла 2 декабря 2007 года на ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» в Верхней Салде. Разорвался наполнитель, сосуд, работающий под давлением, пострадали шесть человек, два - смертельно. Главные причины несчастных случаев - низкий уровень дисциплины и недостаточная квалификация персонала. Зачастую работник самовольно расширяет зону производства работ. Например, ему поручается деятельность на определенном участке, на конкретном оборудовании, а он решает попутно еще что-то поправить, подрегулировать, попадает под напряжение и погибает. Необходимо постоянно повышать квалификацию персонала, разъяснять, что работа ведется в условиях повышенной опасности. Высокой должна быть ответственность руководителей среднего звена и требовательность со стороны первых руководителей предприятия, их нетерпимость к малейшему отступлению от правил ОТ и ТБ. Независимо от того, привело это к несчастному случаю или нет, любое нарушение должно быть расследовано, оценено и доведено до всех работников. Но прежде чем требовать, надо научить. - Одна из проблем последних лет, влияющая на надежность электроснабжения, - бесхозность энергообъектов и, как следствие, отсутствие их надлежащего технического обслуживания. Что удалось сделать для ее решения в 2007 году? - Ситуация улучшилась. Сейчас нет массового банкротства предприятий, которое было в 90-е годы, когда оставались бесхозными сети, снабжавшие электроэнергией целые микрорайоны. Но, тем не менее, проблема остается. Мы до сих пор выявляем бесхозные объекты, в основном это небольшие участки линий электропередачи. Сегодня появилась система, позволяющая такие объекты сделать хозяйственными: муниципалитеты принимают их на свой баланс, а затем передают предприятиям. - В скором времени РАО «ЕЭС России» прекращает свое существование. Как надзорная служба готовится к реформированию отечественной энергетики? - Сегодня существует вертикально интегрированная структура РАО «ЕЭС России», есть департамент генеральной инспекции РАО «ЕЭС России», который ведет надзор, анализирует причины технологических нарушений, несчастных случаев. Поэтому Ростехнадзор может туда обратиться, если предприятия, входящие в эту структуру, не выполняют предписания, недофинансируют необходимые мероприятия. С уходом этого энергетического гиганта Ростехнадзору будет труднее воздействовать на собственников объектов энергетики. Но наиболее острые проблемы даже не эти. Главная сложность в том, что сегодня работа электрических станций и сетей в основном построена на нормативных документах, утвержденных РАО «ЕЭС России»: всевозможные инструкции, методические указания, циркуляры. Все они исполняются, поскольку это пока еще единый холдинг. А когда вместо РАО «ЕЭС России» будет образовано множество компаний, станут ли они придерживаться этих норм? Поэтому в мае прошлого года была образована комиссия из представителей РАО «ЕЭС России» и Ростехнадзора, которая занимается вопросами придания государственного статуса этим нормативным документам. Какие-то будут отсеяны, какие-то доработаны, пересмотрены и либо приказами по Ростехнадзору, либо постановлениями правительства утверждены. Эту работу нужно будет завершить до 1 июля 2008 года, до того как РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование. - Какие задачи Энергонадзор МТУ Ростехнадзора по УрФО будет решать в наступившем году? На что хотелось бы обратить особое внимание? - Должно быть еще больше усилено взаимодействие между МТУ и УТЭН. Будем проводить совместные проверки, обмениваться опытом, вырабатывать единые методы и подходы к проведению энергетического надзора. Особое внимание придется уделить контролю за предприятиями, которые еще входят в РАО «ЕЭС России», чтобы при их переходе в самостоятельные юридические лица не ослабла работа по безопасному обслуживанию оборудования, по переподготовке персонала, не упущены намеченные мероприятия, выданные предприятиям предписания, выполнены планы по модернизации и перевооружению. Информационно-консультативное издание Ростехнадзора «ТехНАДЗОР», №1 (14) за 2008 год Читайте далее: Хроника чрезвычайных происшествий - Информация за ноябрь-декабрь 2007 г Статьи - Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Хроника чрезвычайных происшествий - Информация за январь 2008 г. Статьи - Проектирование и эксплуатация опасных производственных объектов. Статьи - Проблемы и перспективы осуществления государственного строительного надзора. Опыт и практика - Виктор ИШАЕВ: Переход от сырьевой политики к созданию мощного сектора переработки. Хроника чрезвычайных происшествий - Информация за март 2007 г. Статьи - Об организации надзора в области промышленной безопасности на объектах, эксплуатирующих авт Аварии : причины и следствия - Авария в Керченском проливе как системная ошибка. Опыт и практика - Геннадий СОЛОМАНИДИН: Уникальным и высотным объектам – инновационные технологии бе Аналитика - Паспорта безопасности опасных объектов
|