8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Раздел: Документация

0 1 2 3 4 5 ... 17

гармоник, за исключением k-fi, а в знаменателе — действующее значение соответствующей k-й гармоники.

Коэффициент гармоник измеряют с помощью специальных приборов при номинальном токе дросселя. Обычно дроссели проектируют с величиной fer15%.

3. Коэффициент формы кривой напряжения

Приложенное к зажимам напряжение оценивают коэффициентом формы кривой &ф; под ним понимают отношение

где U, иср — соответственно действующее и среднее значения напряжения.

4. Мощности дросселя Q№ и Q

Следует различать две мощности дросселя — габаритную мощность С?др и расчетную реактивную мощность Q. Под габаритной мощностью дросселя (2ДР [ва] подразумевают величину

QW = UI;(1.3)

под расчетной реактивной мощностью — величину

Q = kJJIsin ?,(1.4)

где ka = 1г/1-~ коэффициент искажения формы кривой тока.

Величина Q№ определяет размеры сердечника дросселя. Зная требуемую величину габаритной мощности проектируемого дросселя, можно выбрать для него нормализованный сердечник. Заметим, что у обычных дросселей величины С?дР и Q отличаются незначительно. Номинальные значения Qnp и Q следует измерять при номинальных величинах напряжения и частоты.

5. Добротность дросселя и угол потерь

Эти параметры характеризуют качество дросселя с точки зрения потерь в нем. Чем больше добротность и чем меньше угол потерь, тем лучше качество дросселя. Заметим, однако, что чем больше добротность дросселя, тем больше его размеры и вес. 12

Добротность дросселя равнаотношению величины

реактивной мощности дросселяк сумме потерь в его сердечнике и обмотке:

Д=4-(1-5)

Удобно ввести понятие о частных добротностях или, иначе, о добротности по сердечнику дс и добротности по обмотке д0:

Дс=4-- л»=4-.(1.50

с о

Добротности д, дс и до связаны между собой следующим соотношением:

д-жтк-(1-5")

При малых потерях в стали, когда Дс—*оо, имеем Д ** До-

Номинальную величину добротности рекомендуется измерять при номинальном напряжении на зажимах дросселя и частоте. Обычно дроссели имеют добротность порядка 10—15.

Иногда о качестве дросселя судят не по добротности, а по углу потерь дросселя а. Наличие потерь в дросселе приводит к тому, что сдвиг между синусоидой приложенного к нему напряжения и эквивалентной синусоидой тока отличается от я/2. Угол а, дополняющий угол сдвига фаз ф до я/2, называют углом потерь. Последний при заданной частоте и величине приложенного напряжения можно определить из показаний измерительных приборов {69]:

р

a — arcsm(1.6)

Величины Д и а связаны соотношением

Для обычных дросселей угол се порядка 3—5°.


6. Технико-экономические показатели дросселя

Основные показатели следующие: вес G, стоимость Ц, физический объем V и габаритный Г. Вес и габаритные размеры играют особенно существенную роль для дросселей переносной аппаратуры.

Удобно ввести, как это сделано для маломощных трансформаторов [6], понятие об обобщенном удельном технико-экономическом показателе:

(1-7)

где Э — либо габаритный объем, либо вес, либо стоимость дросселя.

Обобщенный коэффициент э широко использован в главах, посвященных проектированию дросселей.

У обычных дросселей радиоэлектронной аппаратуры (/=50=400 гц) на 1 ква мощности прихбдится 5—10 кг веса активных материалов.

Дроссель может характеризоваться и величиной, обратной з, т. е. его мощностью приходящейся, например, на единицу его веса.

1.3. Требования, предъявляемые к дросселям радиоэлектронной аппаратуры. Степени жесткости

При эксплуатации на дроссели могут оказывать вредное воздействие нагрев, изменение температуры и влажности среды, пониженное давление, пыль, туман, пары и газы, плесень, насекомые и солнечная радиация в условиях тропиков, вибрации и удары. Все эти факторы могут действовать как в отдельности, так и одновременно [54].

Ряд явлений может оказать влияние непосредственно на параметры дросселя. Так, изменение температуры ведет, в частности, к изменению сопротивлений обмоток дросселя. Понижение атмосферного давления резко снижает электрическую прочность. Вибрации и удары могут привести к изменению зазора и, как следствие, к изменению режима цепи, в которую включен дроссель.

Другие факторы оказывают существенное влияние на надежность дросселя.

Наиболее опасно для дросселей воздействие влаги. При проникновении влаги в катушку резко снижается электрическая прочность обмотки, в результате чего дроссель может выйти из строя. При длительном воздействии влаги и циклических изменениях температуры возможны нарушения наружного влагозащитного покрытия и обрыв провода, особенно в случае его малого диаметра. Требования, предъявляемые к влагоустойчивости, следующие: дроссели должны работать устойчиво при относительной влажности воздуха 95—98% и температуре в 40° С. Продолжительность испытаний 30 или 56 суток.

Требования, предъявляемые к механической прочности дросселя, разделяются на четыре категории. Дроссели должны выдерживать без механических повреждений:

1)воздействие вибрации в заданном диапазоне частот и при определенных ускорениях;

2)определенные многократные ударные нагрузки;

3)одиночные удары с большим ускорением при длительности ударного импульса 1—10 мсек и числе ударов, равном трем, в каждом из трех положений дросселя;

4)линейные ускорения.

Конструкция дросселя должна быть такой, чтобы он мог надежно работать и устойчиво выполнять свои функции в течение всего заданного срока службы. Особенно большие требования в последнее время предъявляют к надежности дросселей. Кроме того, конструкции дросселей должны удовлетворять:

1)технико-экономическим требованиям;

2)условию технологичности;

3)требованию малого расхода дефицитных материалов при изготовлении;

4)требованию малых эксплуатационных расходов. К дросселю часто предъявляют и другие требования:

малые габариты, бесшумность работы, малые поля рассеяния и др.

В настоящее время в радиоэлектронной промышленности действуют частные технические условия с указанием требований, предъявляемых к дросселям, прежде

15


Линейные ускорения S

OS

<N

«ары

0)

в;

Я

с

ООО

о о т

о m

>•

О)

3

Однночн]

длительность ударного импульса, мсек

1—80

1—80

1—80

удары

в; а

0S1

ю t-

ia

CO

й>

уск(

1

Многокра!

число ударов

4 000

4 000

10 000

0) 5!

ации

ускоре!

е

ia t-"

ia

la t-

Вибр

диапазон частот,

5—2 ООО

5—1 000

5—600

5—200

Атмосферное

давление, мм рт. ст.

+1 ю

15+1

33+2

64+2

400+5

720—780

1

ура окру-среды, °С

предельная отрицательная

Ю CD 1

•I-О CD

1

—55+2

—40+2

Температ жающей

предельная положительная

250±10

200+10

155+5

125+5

100+2

85+2

CM

t-l

о

Степень жесткости

о

III

>

>

>

всего к электрическим параметрам. Кроме того, дроссели должны удовлетворять эксплуатационным требованиям: разным степеням жесткости (табл. 1.1) в зависимости от того, в какой аппаратуре должен быть применен дроссель, и от условий его работы.

Дроссели должны сохранять свои параметры и после длительного хранения (до 11 лет). Очень жесткие требования, иногда предъявляемые к дросселю, практически можно удовлетворить только при применении современных обмоточных проводов и магнитных материалов.

1.4. Устройство маломощных дросселей переменного тока

Дроссель любого типа и конструкции состоит в основном из катушки, намотанной изолированным проводом или фольгой, и сердечника из ферромагнетика. Как правило, в магнитопроводах дросселей есть поперечные зазоры — прокладки из немагнитного материала.

Характерным для броневых дросселей является наличие в них лишь одной обмотки (рис. 1.1,а, г, д). Стержневые дроссели (рис. 1.1,6) делают с двумя или одной катушкой. В тороидальных дросселях обмотка распределяется по всему периметру сердечника (рис. 1.1,в).

Крепление дросселя к шасси прибора чаще всего осуществляется с помощью обжимной обоймы, стягивающей сердечник и имеющей вид скобы (рис. 1.1,а, г). Эту обойму лучше всего изготовлять из немагнитного материала. При магнитном материале шунтируется зазор, что ведет к изменению индуктивности дросселя. Заметим, что при металлических креплениях резко возрастают потери в дросселе, поэтому крепления иногда делают из пластмассы.

Для обеспечения надежной работы и защиты от влаги дроссели пропитывают и покрывают разными лаками и компаундами: ФЛ-98, КГМС, 100 АСФ и др. Для работы в тяжелых условиях, особенно при повышенной влажности, дроссели заливают компаундами или эпоксидными смолами, а в некоторых случаях обволакивают эпоксидными смолами. Сердечники дросселей показаны на рис. 1.4. Их изготовляют из электротехнических ста-2—224617



0 1 2 3 4 5 ... 17