Раздел: Документация
0 1 2 3 4 5 6 ... 30 2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИНФОКОММУНИКАЦИЯХ 2.1 Принципы стандартизации Информационные сети и системы очень сложны (современное телекоммуникационное оборудование названо самыми сложными из когда-либо созданной аппаратуры) и требуют повсеместной и постоянной работы по стандартизации, для обеспечения взаимодействие между отдельными элементами сетевой архитектуры. Процесс стандартизации обладает как преимуществами, так и недостатками, приведем их. Наиболее значительным преимуществом стандартизации является то, что стандарты обеспечивают существование большого рынка для конкретного оборудования или программного обеспечения. Это способствует серийному производству и использованию технологий интеграции высокого (Large-Scale-Integration, 1ST) или сверхвысокого уровня (Very-Large-Scale Integration, VLSI), что приводит к уменьшению стоимости производства. Стандарты позволяют взаимодействовать изделиям различных производителей, что дает покупателю большую гибкость в выборе и использовании оборудования. Взаимодействие также необходимо между различными составляющими информационных сетей, то есть между сетевыми элементами. Однако растущее число национальных и международных корпораций, работающих вне стандартов и рекомендаций в области телекоммуникаций, является противниками стандартизации. Принципиальные недостатки стандартизации заключаются в том, что стандартизация часто приводит к "замораживанию" технологий. Пока стандарт пройдет стадии разработки, проверки, переделки и опубликования, могут появиться более эффективные технологии. Кроме того, один и тот же предмет может описываться несколькими стандартами, хотя это является недостатком не стандартов, а существующего положения дел. К счастью, за последние годы различные организации, занимающиеся проблемами стандартизации, стали более тесно сотрудничать. Несмотря на это, еще существуют области, в которых имеется по нескольку противоречивых стандартов. Стандартизационные организации предназначены для разработки рекомендаций и стандартов. Понятия рекомендации и стандарта упрощенно могут быть объяснены следующим образом; Рекомендация - это совет, который, если ему следует большинство, принимается в качестве стандарта. Поскольку придерживаться стандартов и рекомендаций - дело добровольное, не существует международных законов, принуждающих поставщиков оборудования следовать им, но поставщики и операторы сети должны приспосабливаться к стандартам и рекомендациям, учитывая требования, например такие [9]: если продукт не соответствует рекомендации, он не может быть представлен для продажи на нашем рынке; если телефонная система не подчиняется рекомендации, вы не сможете соединиться с международной сетью; Гайворонская Г.С. Инфокомлгуникацки если вы не имеете отношения к этой специализированной рекомендации, мы не можем принять во внимание ваше предложение. Стандартизация сетевых элементов и интерфейсов сделала открытой конкуренцию между поставщиками оборудования. Рекомендации должны учитываться для определения объема продуктов на рынке и для достижения и поддержания должного уровня качества. Специальные правила составлены для того, чтобы добиться конкуренции на равных условиях. По определению, рекомендация - это нечто менее влиятельное, чем стандарт, но на практике она функционирует также как и стандарт. Продукт, быстро охватывающий рынок, получает статус фактического стандарта, особенно, если это ключевой продукт или первый продукт на новой территории, на которой еще не существует стандартов. Когда специфический продукт захватывает весь рынок, другие поставщики начинают приспосабливаться к фактическому стандарту, созданному этим продуктом. Типичный пример фактического стандарта - Windows. Компания может создать фактический стандарт, если; еще нет стандартов в данной сфере; продукт первый в своем роде на рынке; продукт является ключевым; продукт охватывает достаточно большую долю мирового рынка. В стандартизации заинтересованы и пользователи, поскольку появляется возможность использовать одновременно оборудование различных фирм; продукты могут применяться во всем мире; конкуренция между двумя или более поставщиками делает продукт менее дорогим; сотрудничество при стандартизации благоприятствует выбору правильного решения. И пользователи, и поставщики получают выгоду от стандартизации (за исключением поставщиков, успешно продающих фактический стандарт). Поставщики могут конкурировать на равных условиях и при равных шансах на успех, поскольку пользователи могут совмещать оборудование различных поставщиков. Уменьшение числа рыночных вариантов автоматически увеличивает объем производства и делает более эффективным исследование рынка и развитие новых технологий. Быстрое технологическое развитие вызывает ускорение производства новых стандартов (которое становится все сложнее). Общие интересы объясняют, почему даже жесткая конкуренция объединяет различных лиц в стандартизации. Все рекомендации ведут к компромиссу, но рекомендация, основанная на компромиссе лучше, чем вообще ничего. Следует отметить досадное, но уже многократно проявившееся и оказавшее влияние на развитие телекоммуникационной техники обстоятельство [! 2]: стандартизация не является только техническим вопросом. Иногда бывает невозможно принять глобальные стандарты из-за противоположных политических интересов и часто для Европы, Америки и Японии принимаются разные стандарты, Европа не хочет принимать американскую технологию, а Америка не желает принимать европейскую. Все это происходит либо из соображений защиты местной промышленности, либо по другим далеким от техники причинам. Примером такого политического решения был выбор в семидесятые годы особого закона кодирования И КМ для Европы, отличающегося от уже существовавшего американского закона кодирования. Более свежими примерами могут служить американские и европейские решения относительно технологий GSM, DAMPS и CDMA для цифровой подвижной связи. Есть и обратные примеры. Так, стандарт Digital Enhanced Cordless Telecommunications, DECT, спецификации которого разработаны европейским институтом стандартизации ETSI, получил развитие и в США под названием Personal Wireless Telecommunications, PWT. Стандарты ЦСИО - еще один крупный совместный проект ETSI и МСЭ-1, признанный во всем мире. В телекоммуникационной индустрии давно принято, что для регулирования физических, электрических и процедурных характеристик средств связи требуются определенные стандарты. В компьютерной индустрии эта точка зрения ранее не признавалась. Производители средств связи давно поняли, что их оборудование должно сопрягаться с оборудованием других поставщиков и взаимодействовать с ним, тогда как производители компьютеров традиционно пытались добиться монопольного положения среди пользователей. Быстрое распространение компьютеров и распределенной обработки данных сделало эту позицию несостоятельной. Компьютеры различных производителей должны взаимодействовать друг с другом и, несмотря на то, что стандарты протоколов постоянно развиваются, пользователи уже не согласны приобретать специализированные программы для преобразования протоколов. В результате стандартизация в настоящее время распространилась на все технологические области, рассматриваемые в книге, 2.2 Функционирование стандартизационных организаций В мире существует большое количество организаций, занятых вопросами стандартизации. Их заинтересованность в этой проблеме диктуется социальными и коммерческими задачами: защитить безопасность граждан; избежать технических барьеров в связи с существованием различных национальных требований; поддерживать развитие технологий и рынков. Охарактеризуем наиболее важные из этих организаций и рассмотрим кратко процесс разработки и утверждения международных рекомендаций. Это позволит нам понять, почему так часто процесс стандартизации тормозит идеологическое и техническое развитие в области телекоммуникаций. В последние годы крупные поставщики телекоммуникационного оборудования опасаются начинать коммерческое производство дорогостоящих систем и программ, до тех пор, пока не будут утверждены международные стандарты на используемые в них технические решения. Слишком много было случаев, когда, вложив очень большие средства в производство определенного продукта, компания сталкивалась с тем, что использованная технология не отвечает утвержденным через некоторое время рекомендациям. В своей работе по стандартизации МСЭ осуществил за четырехлетний период 1989 - 1992 гг. столько же изменений, сколько в течение 20-летнего 0 1 2 3 4 5 6 ... 30
|