Раздел: Документация
0 ... 84 85 86 87 88 89 90 ... 127 исключается, но скорее можно прогнозировать региональную экспансию операторов «большой тройки». Высокая конкуренция на рынке привела к снижению тарифов и, соответственно, к снижению показателя среднего дохода, полученного от одного абонента (ARPU). Это положение иллюстрирует рисунок 69. Эксперты предсказывали, что в 2005 г. ARPU должен стабилизироваться за счет внедрения дополнительных услуг, в первую очередь — «мобильного досуга» (игры, знакомства, гороскопы и т.д.) и разнообразного мобильного контента. Тем не менее, этого не случилось и падение продолжилось. Основной причиной низкой популярности дополнительных услуг в российских сетях, по мнению автора, является недостаточная покупательная способность населения. Отметим, что лояльность российских абонентов низкая, и в условиях высокой конкуренции достаточно большое число абонентов мигрирует между операторами. Другой тенденцией российского рынка является снижение подключения числа абонентов сотовой связи. После рекорда декабря 2004 года — 8,8 миллиона абонентов — наблюдается тенденция ежемесячного снижения этой цифры, что свидетельствует о переходе рынка в фазу насыщения. Естественно, на фоне снижения ARPU и низкой лояльности абонентов, уменьшения объемов подключения операторы направляют усилия на расширение номенклатуры услуг. Так, в последние годы в России началось внедрение услуг на базе технологий GPRS и EDGE. Существенным недостатком российских сетей сухопутной подвижной связи стандарта GSM является отсутствие национального роуминга между ними. В Российской Федерации в соответствии с мировыми тенденциями ведутся работы по созданию виртуальных операторов мобильной связи MVNO [98]. Однако в законодательстве России не определен смысл понятия «виртуальный оператор», что приводит к конфликтным ситуациям. Так, два года назад — весной 2004 — у контролирующих органов возникли претензии к компании «Корбина Телеком», выкупившей сети сотовой связи стандарта D-AMPS у ОАО «ВымпелКом» и Те1е2. «Корбина Телеком» обслуживает порядка 70 тысяч абонентов (на 1 января 2006 года), но предоставляет услуги от имени «ВымпелКома» и Tele2. ОАО «МегаФон» в Камчатской и Магаданской областях использует сетевую инфраструктуру ОАО «Дальсвязь», и некоторые специалисты считают, что в этих регионах «МегаФон» является «виртуальным оператором». Однако такая ситуация больше похожа на аренду технических средств, нежели на использование ресурсов одного оператора другим. Иногда к «виртуальным операторам» относят компанию «Центральный телеграф», по проекту «Центел» работающую вместе с ОАО «МегаФон». Вслед за ней договоры с «МегаФоном» заключили «Матрикс Телеком», «КантриКом», «Гарс Телеком» и другие (в сумме они обслуживают порядка 30 тысяч абонентов). Однако, по сути, они предлагают не услуги сотовой связи, но услуги FMC (Fixed-Mobile Convergence) — т.е. услуги доступа к фиксированной и мобильным сетям по единому номеру телефона. Научно-технический совет Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации в феврале 2005 г. поручил ЗАО «Евросеть» и ООО «Народный мобильный телефон» организовать проведение работ по созданию и исследованию опытной зоны сети MVNO. В конце 2005 г. компания «Евросеть» запустила сеть MVNO в опытную эксплуатацию в г. Самара и Самарской области на базе сети компании «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» (СМАРТС). В рамках реализации проекта построения сети виртуального мобильного оператора «Евросеть» планирует вложить в развитие виртуальной сотовой связи примерно 30 млн. долл. в течение 5 лет и привлечь уже в первый год работы 100 тыс. абонентов. СМАРТС и «Евросеть» договорились работать под разными брэндами, тщательно разграничивая свои целевые аудитории. ООО «Народный мобильный телефон» провело в 2005 году испытания тестовых зон на сетях связи компаний Tele2, СМАРТСа и «Нижегородской сотовой связи» и планирует вложить на первом этапе 5 миллионов долларов США для начала работ по предоставлению услуг пользователям. У автора возможный успех российских «виртуальных операторов мобильной связи» вызывает сомнение. Вряд ли «большая тройка» захочет добровольно делиться своими сетевыми ресурсами, тем более при таком низком ARPU. В начале XXI века в Российской Федерации началась реализация проекта по созданию единой федеральной сети сотовой связи стандарта IMT-MC-450 (CDMA 450), выбранного в качестве замены аналогового стандарта NMT-450. Базовыми структурами для реализации этого проекта стали Санкт-Петербургская компания «Дельта Телеком» и компания «Московская сотовая связь», объединившиеся под именем «СкайЛинка». Создатели проекта позиционировали его, в основном, как продукт для высокоскоростного доступа пользовате- 0 ... 84 85 86 87 88 89 90 ... 127
|