Раздел: Документация
0 ... 39 40 41 42 43 44 45 ... 84 •публикации в печати и выступления; •совещания, конференции, симпозиумы и т.п.; •разговоры в нерабочих помещениях; •обиженных сотрудников фирм. Службе безопасности при организации защиты коммерческой тайны необходимо учитывать следующие возможные методы и способы сбора информации: •опрос сотрудников изучаемой фирмы при личной встрече; •навязывание дискуссий по интересующим проблемам; •рассылка в адреса предприятий и отдельных сотрудников вопросников и анкет; •ведение частной переписки научных центров и ученых со специалистами. Для сбора сведений в ряде случае представители конкурентов могут использовать переговоры по определению перспектив сотрудничества, созданию совместных предприятий. Наличие такой формы сотрудничества, как выполнение совместных программ, предусматривающих непосредственное участие представителей других организаций в работе с документами, посещение рабочих мест, расширяет возможности для снятия копий с документов, сбора различных образцов материалов, проб и т.д. При этом с учетом практики развитых стран экономические соперники могут прибегнуть в том числе и к противоправным действиям, промышленному шпионажу. Наиболее вероятно использование следующих способов добывания информации: •визуальное наблюдение; •подслушивание; •техническое наблюдение; •прямой опрос, выведывание; •ознакомление с материалами, документами, изделиями и т.д.; •сбор открытых документов и других источников информации; •хищение документов и других источников информации; •изучение множества источников информации, содержащих по частям необходимые сведения. Аналитические исследования, моделирование вероятных угроз позволяют наметить при необходимости дополнительные меры защиты. При этом следует оценить вероятность их выполнения, наличие методического материала, материального обеспечения, готовность СБ и персонала их выполнить. При планировании учитываются имевшие место на предприятии недостатки в обеспечении сохранности КТ. Планируемые мероприятия должны: •способствовать достижению определенных задач, соответствовать общему замыслу; •являться оптимальными. Не должны: •противоречить законам, требованиям руководителя фирмы; •дублировать другие действия. Организация системы защиты вписывается в обстановку на фирме. В связи с этим крайне важен учет принципиальных проходящих в ней и предполагаемых изменений. Таким образом, система организации защиты КТ включает в себя комплекс заранее разработанных на определенный срок мер, охватывающих совокупность всех видов деятельности, направленных на совершенствование обеспечения сохранности информации с учетом изменений внешних и внутренних условий и предписывающих конкретным лицам или подразделений определенный порядок действий. 5. Контрольно-пропускной режим на предприятии 5.1. Основные понятия Контрольно-пропускной режим - это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств. Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности. Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства. Общие положения Контрольно-пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия. Основными целями создания контрольно-пропускного режима являются: •защита законных интересов предприятия, поддержание порядка внутреннего управления; •защита собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование; •рост прибылей предприятия; •внутренняя и внешняя стабильность предприятия; •защита коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность. Контрольно-пропускной режим как часть системы безопасности позволяет решить следующие задачи: •обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия; •предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения); •своевременное выявление угроз интересам предприятия, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба; •создание надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей предприятия, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции; •пресечение посягательств на законные интересы предприятия, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств для выявления и ослабления источников угроз безопасности предприятия. Контрольно-пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию и как совокупность организационно-правовых ограничений и правил, устанавлива- ющих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей. Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по обеспечению ее безопасности, использования ограничительных мер, применения санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы. Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров. Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, создание благоприятных условий для деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы. Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление контрольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила контрольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Контрольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях. Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контрольно-пропускного режима должно проводиться административное расследование. Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяются в инструкции и в должностных обязанностях контролеров контрольно-пропускных пунктов. 5.2. Должностные обязанности сотрудника охраны Сотрудник охраны обеспечивает безопасность охраняемых объектов и сотрудников, работающих на них (при условии заключения с ними отдельных договоров), в соответствии с положениями, инструкциями, приказами, распоряжениями и другими руководящими документами, регламентирующими деятельность службы по организации охраны объектов в пределах должностных обязанностей. Соблюдает пропускной режим на охраняемом объекте, следит за целостностью и работоспособностью периметральных технических средств охраны, регулярно проверяет территорию объекта с целью выявления нарушений хранения материальных ценностей, пресечения хищений. Принимает участие в проведении совместных с нарядами милиции и администрацией предприятия рейдов по выявлению и задержанию правонарушителей. 0 ... 39 40 41 42 43 44 45 ... 84
|