Раздел: Документация
0 ... 48 49 50 51 52 53 54 ... 84 зопасности необходимо с определенной частотой просить пользователя повторно вводить аутен-тификационную информацию (ведь на его место мог сесть другой человек), а это не только хлопотно, но и повышает вероятность того, что кто-то может подсмотреть за вводом данных. В-третьих, чем надежнее средство защиты, тем оно дороже. Современные средства идентификации/аутентификации должны поддерживать концепцию единого входа в сеть. Единый вход в сеть - это, в первую очередь, требование удобства для пользователей. Если в корпоративной сети много информационных сервисов, допускающих независимое обращение, то многократная идентификация/аутентификация становится слишком обременительной. К сожалению, пока нельзя сказать, что единый вход в сеть стал нормой, доминирующие решения пока не сформировались. Таким образом, необходимо искать компромисс между надежностью, доступностью по цене и удобством использования и администрирования средств идентификации и аутентификации. Любопытно отметить, что сервис идентификации/аутентификации может стать объектом атак на доступность. Если система сконфигурирована так, что после определенного числа неудачных попыток устройство ввода идентификационной информации (такое, например, как терминал) блокируется, то злоумышленник может остановить работу легального пользователя буквально несколькими нажатиями клавиш. Если в сети не хранятся сверхсекретные данные, то для доступа к ресурсам обычно достаточно логина и пароля. Управление такими системами обычно не представляет сложностей. В Windows 2000/ХР и Server 2003 можно создавать обособленные защищенные зоны управления -домены. Сетевой администратор может предоставить пользователям домена права доступа к ресурсам любого компьютера, будь то сервер или рабочая станция. Кроме того, при сотрудничестве администраторов между доменами могут быть установлены доверительные отношения, в результате чего пользователи получат доступ к сетевым ресурсам другого домена по той же учетной записи и паролю. В Windows 2000 и более поздних версиях для разграничения доступа к важным ресурсам могут применяться групповые политики. В Novell NetWare для этого применяется служба Novel Directory Services, которая предоставляет пользователю регистрационное сетевое имя. Каждый пользователь представляется в каталоге объектом User, в свойствах которого содержится информация о его паролях и соединениях. В операционных системах Unix концепция домена отсутствует. Вместо этого каждый хост Unix содержит файл паролей, где хранится информация о каждом пользователе, включая шифрованный пароль. Для доступа к ресурсам других сетевых хостов пользователь Unix должен либо зарегистрироваться на этом компьютере, либо использовать прокси. Утилиты TCP/IP, такие как FTP и Telnet, часто пересылают пароли пользователей по сети открытым текстом и поэтому являются легкой добычей для хакера. В Unix для выполнения обычных сетевых операций, таких как копирование или печать файлов, или регистрация на удаленной системе, используются утилиты удаленной работы, обычно называемые r-командами (их имена начинаются буквой г). Такие утилиты очень полезны в сетевой среде, где один пользователь работает на нескольких компьютерах, но часто вызывают проблемы с безопасностью: ведь для выполнения команды на удаленном хосте пользователю достаточно иметь действительную для этого хоста учетную запись. Вместо пароля право доступа определяется записью в файле /etc/hosts.equiv nnH.rhosts. Удаленный компьютер доверяет компьютеру, на котором пользователь выполняет r-команду, если находит в одном из этих файлов соответствующую запись. Каждая запись файла /etc/hosts.equiv содержит имя хоста и имя пользователя и позволяет идентифицировать пользователей и хосты, которым разрешено выполнять соответствующие команды. Поэтому ввода пароля не требуется. Считается, если пользователь зарегистрировался на удаленном хосте, то он уже прошел аутентификацию. Файл rhosts работает подобным образом, но находится в домашнем каталоге пользователя. Удаленные пользователи, указанные в этом файле, могут выполнять действия на основании своих учетных записей. Несмотря на то, что в большинстве операционных систем Unix и Linux сохранились базовые г-команды, теперь у них появилась альтернатива - утилиты защитной оболочки (Secure Shell, SSH), обеспечивающие передачу данных подобно r-командам, но с аутентификацией и шифрованием. Все это очень напоминает механизм доверительных отношений Windows NT/2000/Server 2003/ХР - но все же это разные механизмы. Злоумышленник легко может выдать себя за удаленный узел и получить доступ к системе Unix/Linux посредством г-команд. Сервер аутентификации Kerberos Kerberos - это программный продукт, разработанный в середине 1980-х годов в Массачусетс-ком технологическом институте и претерпевший с тех пор ряд принципиальных изменений. Клиентские компоненты Kerberos присутствуют в большинстве современных операционных систем. Kerberos предназначен для решения следующей задачи. Имеется открытая (незащищенная) сеть, в узлах которой сосредоточены субъекты - пользователи, а также клиентские и серверные программные системы. Каждый субъект обладает секретным ключом. Чтобы субъект С мог доказать свою подлинность субъекту S (без этого S не станет обслуживать С), он должен не только назвать себя, но и продемонстрировать знание секретного ключа. С не может просто послать S свой секретный ключ, во-первых, потому, что сеть открыта (доступна для пассивного и активного прослушивания), а, во-вторых, потому, что S не знает (и не должен знать) секретный ключ С. Требуется менее прямолинейный способ демонстрации знания секретного ключа. Система Kerberos представляет собой доверенную третью сторону (то есть сторону, которой доверяют все), владеющую секретными ключами обслуживаемых субъектов и помогающую им в попарной проверке подлинности. Чтобы с помощью Kerberos получить доступ к S (обычно это сервер), С (как правило - клиент) посылает Kerberos запрос, содержащий сведения о нем (клиенте) и о запрашиваемой услуге. В ответ Kerberos возвращает так называемый билет, зашифрованный секретным ключом сервера, и копию части информации из билета, зашифрованную секретным ключом клиента. Клиент должен расшифровать вторую порцию данных и переслать ее вместе с билетом серверу. Сервер, расшифровав билет, может сравнить его содержимое с дополнительной информацией, присланной клиентом. Совпадение свидетельствует о том, что клиент смог расшифровать предназначенные ему данные (ведь содержимое билета никому, кроме сервера и Kerberos, недоступно), то есть продемонстрировал знание секретного ключа. Значит, клиент - именно тот, за кого себя выдает. Подчеркнем, что секретные ключи в процессе проверки подлинности не передавались по сети (даже в зашифрованном виде) - они только использовались для шифрования. Как организован первоначальный обмен ключами между Kerberos и субъектами и как субъекты хранят свои секретные ключи - вопрос отдельный.
Рис. 6.1. Проверка сервером S подлинности клиента С. Здесь с и s - сведения (например, имя), соответственно, о клиенте и сервере, d\ и ей - дополнительная (по отношению к билету) информация, Tc.s - билет для клиента С на обслуживание у сервера S, Кс и Ks - секретные ключи клиента и сервера, {info}К- информация info, зашифрованная ключом К. Приведенная схема - крайне упрощенная версия реальной процедуры проверки подлинности. Система защиты данных - S4Enterprise . Эта система характеризуется нижеперечисленными функциями: •Защита, шифрование и программное обеспечение разграничения доступа •Централизованное администрирование и внедрение через сеть •Защита ключей реестра Защита команд MS-DOS •Защита рабочего стола •Защита на уровне файлов •Контроль приложений •Контроль доступа •Установки мастера •Частные папки •Шифрование •Защита приложений. Возможность запрета запуска любых приложений. •Защита дисков. В числе возможных ограничений: нет доступа, доступ только для чтения, не запускать приложения с этого диска. •Защита папок. Нет доступа, доступ только для чтения, скрытые папки, шифрование. •Защита файлов. Нет доступа, доступ только для чтения, скрытие шифрование. •Шифрование. Полностью прозрачное - не требуется ручного шифрования и расшифровывания. 0 ... 48 49 50 51 52 53 54 ... 84
|