![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
"Формирование системы охраны и безопасности объектов. Ведомственные подходы и техническое регулирование"Вопросы антитеррористической и противокриминальной защиты объектов (зданий, строений или сооружений) и имущества являются сейчас объектом повышенного внимания. Скорейшему решению этих вопросов должна способствовать разработка группы технических регламентов (ТР) С.М. Вишняков В настоящее время активно ведется работа по разработке ТР по требованиям к системе антитеррористической и противокриминальной защиты объектов, имущества (далее - системы защиты), информация о которых была представлена в № 63 (№ 3-2005) журнала "Системы безопасности". Можно напомнить, что предполагаемые ТР направлены на установление общих принципов формирования систем на объектах и на их подтверждение соответствия установленным требованиям и положениям. Общие обстоятельства Как принято на данный момент говорить, главное - это обеспечение определенного уровня безопасности от предполагаемых угроз террористического и/или криминального характера, внешнего и/или внутреннего воздействия при оптимальных затратах на организацию соответствующих служб и применение технических средств и систем. Однако, как мы уже упоминали, это лишь один из видов безопасностей, необходимых для нормального функционирования объектов. Виды безопасностей достаточно полно определены Федеральным законом "О техническом регулировании" № 184-ФЗ. Реализация требований, обеспечивающих эти виды безопасностей, может являться предметом технического регулирования при разработке как общего, так и специальных технических регламентов. Особенностью настоящего положения является наличие многочисленных нормативных ведомственных актов, решающих вопросы охраны и безопасности в сфере своей деятельности. С одной стороны, это правильно и необходимо, так как соответствующие службы, в том числе службы охраны и безопасности, несут прямую ответственность за функционирование и эксплуатацию объектов. В то же время имеется много общих вопросов, решаемых этими же службами, но с различными затратами и эффективностью. В настоящее время, в ситуации повышенной террористической и криминальной опасности, есть необходимость консолидации сил и средств различных структур, и исключения необоснованного дублирования их функций. Последнее замечание в достаточной мере относится к имеющейся нормативной базе и ее применению. Учитывая направленность статьи, целесообразно рассмотреть состояние нормативной базы в вопросах охраны и безопасности (далее - охраны) объектов. Действующие нормативные документы по этим вопросам носят ведомственный характер, но, учитывая характер угроз и способы противостояния, практически во многом идентичны. Это и понятно, так как подходы к решению подобных вопросов вырабатывались многими десятилетиями. Однако ведомственная разобщенность оказывала значительное влияние на разработку новых технических средств и систем охраны (ТСО) и на их внедрение в сфере защиты и охраны объектов. В связи с установлением рыночных отношений расширилось представление на рынке систем безопасности продуктов зарубежного производства, что оказывает серьезное влияние на выбор продуктов при формировании систем комплексной безопасности (СКБ). Можно считать главной особенностью в формировании подобных систем отсутствие нормативных документов по обоснованию, выбору и применению средств и систем охраны для решения конкретных задач по защите объектов. Среди отечественных организаций, много десятилетий работающих в создании нормативной базы по обеспечению защиты и охраны объектов, можно назвать ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России, ФГУ ВНИИПО МЧС России и ФГУП СНПО "Элерон" Минатома России. В эту работу вносили значительный вклад организации ВО "Союзспецавтоматика", ныне ведомые международными организациями "СистемСервис" и "Академия комплексных систем безопасности". С образованием МЧС России существенный вклад вносит ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России. Учитывая многоплановый характер обеспечения безопасности объектов, мы изучим состояние нормативной базы только по вопросам защиты и охраны объектов. Предъявляем документы... Прямых нормативных документов, рассматривающих защиту объектов комплексно, как анти-террористическую и противокриминальную систему, нет. Существуют Федеральные законы, подзаконные акты и ведомственные нормы по борьбе с террористическими и криминальными акциями. Но, как видно из множественных публикаций не только в настоящем журнале, назрела необходимость создания прямых нормативных документов. Эту задачу можно успешно решить с использованием уже существующей ведомственной нормативной базы, на что и направлены усилия разработчиков ТР в настоящее время. В журнале "Системы безопасности" было опубликовано большое количество материалов о действующих нормативных документах по названным вопросам, поэтому приведем дополнительно названия только наиболее необходимых и предполагаемых к использованию при разработке технических регламентов:
Несомненно, что разработка технических регламентов по вопросам формирования систем охраны и безопасности, антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества будет идти с учетом и применением положений и требований таких Федеральных законов, как:
В аналитической статье "Угрозы и защищенность объектов системами комплексной безопасности. анализ по некоторым материалам журнала "Системы безопасности" (№ 2-2004) был представлен анализ мнений и предложений по вопросам формирования систем комплексной безопасности во взаимосвязи с предполагаемыми видами угроз и представлением характера самих угроз за период 1999-2003 гг. Приведенные предложения и мнения специалистов отражали подходы к формированию СКБ для объектов особой важности и во множественных позициях являлись схожими. Отмечалось, что для охраны особо важных объектов существуют разного рода ведомственные требования и инструкции по организации противостояния возможным или допустимым угрозам. Вместе с тем имеются и определенные различия, обусловленные как отношением к предполагаемым угрозам, так и к способам и методам их предупреждения и ликвидации. Анализ статей показывал, что в связи со значительным осложнением обстановки, вызванным имеющимися террористическими актами, методы и способы защиты особо важных объектов могут быть распространены на объекты общественного значения. К ним в первую очередь были отнесены школы, больницы, театры, гостиницы и тому подобные объекты. В решении этого вопроса могут быть полезными и необходимыми рекомендации и инструкции, нормативные документы и государственные стандарты. Можно упомянуть о предложениях, высказанных в следующих статьях:
В первой аналитической статье анализ уязвимости рассматривался как необходимый этап в создании эффективной системы охраны и должен был проводиться с целью установления возможных последствий воздействия нарушителей на элементы объекта, оценок показателей уязвимости объекта (эффективности охраны), выявления слабых мест и недостатков существующей системы охраны или рассматриваемых проектных вариантов системы, а в итоге - выбора наилучшего варианта системы охраны объекта. Под уязвимостью объекта автор понимал степень его незащищенности к воздействию нарушителей, а в анализ уязвимости включал:
Отмечалось, что модель нарушителя может иметь разную степень детализации, но в целом она должна определять:
При рассмотрении категорий нарушителей обращалось внимание на необходимость определения зон, которые могут быть предметом атаки и целью нарушителя. Во второй аналитической статье были определены задачи системы безопасности, комплексность решения проблем безопасности, и расширенно представлены вопросы анализа уязвимости объекта. По мнению автора, комплексное решение проблем безопасности подразумевает:
При этом комплексность реализуется совокупностью правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий и достигается:
В аналитической статье также обращалось внимание на анализ уязвимости объекта. При этом в цикле выявления, анализа и прогнозирования потенциальных угроз интересам объектов аэропорта учитывались объективно существующие внешние и внутренние условия, влияющие на их опасность. В анализ уязвимости автор включает:
Едва ли не главное в использовании моделей -это формализация процедур оценок и анализа, снижение субъективности в оценках, ясное представление эффекта реализации конкретной системы охраны. В указанных выше нормативных документах были в совокупности отражены многие подобные предложения, которые и должныбыть использованы при разработке ТР. Использующиеся документы РД 78.36.005 устанавливает порядок обследования объектов, подлежащих охране, и предназначен для оказания методической помощи специалистам вневедомственной охраны, занимающимся вопросами организации обследования объектов. Изложены порядок и последовательность обследования объекта, подлежащего принятию под охрану, определены основные задачи, решение которых необходимо для организации надежной системы охраны объекта. Целью обследования является определение категории охраняемого объекта, разработка комплекса мероприятий и технических предложений по организации охраны объекта с учетом сформированных типовых решений, обеспечивающих достаточную безопасность имущества собственника по доступной цене. По результатам обследования разрабатываются предложения по организации охраны объекта, структуре комплекса охранной сигнализации, необходимости применения средств усиления охраны, проведению мероприятий по инженерно-технической укрепленности, объемам монтажных работ на объекте. В приложении представлены группы и подгруппы по категорированию объектов. РД 78.36.004 представляет порядок организации и проведения технического надзора за выполнением проектных, монтажных и пуско-наладочных работ при оборудовании объектов техническими средствами охраны. Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников вневедомственной охраны и специалистов служб безопасности различных организаций, занимающихся вопросами проектирования, монтажа и наладки технических средств охранной и тревожной сигнализации. Требования Рекомендаций распространяются на работы, выполняемые при оборудовании ТСО объектов различных форм собственности, охраняемых или передаваемых под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. При осуществлении технического надзора за выполнением монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объекта ТСО проводится комплекс проверок, в том числе экспертиза проектно-сметной документации, если таковая не проводилась ранее, и контроль сертификатов, удостоверяющих качество оборудования и материалов. Пособие предназначено для использования при проектировании высотных зданий и комплексов г. Москвы различного функционального назначения (в том числе и смешанного) высотой от 75 до 400 метров. Пособие ориентирует заказчика и проектировщика в части функционального состава, современной нормативной базы и требований к составным частям систем комплексного обеспечения безопасности, автоматизации, связи и жизнеобеспечения, применяемых в современных зданиях. С целью оптимального расходования средств на обеспечение безопасности должен реализовываться принцип адекватной и разумной достаточности, подразумевающий, что все принятые мероприятия и решения соответствуют Концепции комплексного обеспечения безопасности и принятому перечню угроз и моделей нарушителя. Многофункциональные высотные здания и комплексы должны оборудоваться системами комплексного обеспечения безопасности, в состав которых должны входить:
Подготовка предложений для включения в техническое задание на создание систем комплексного обеспечения безопасности конкретного объекта включает:
Утверждается, что технические средства систем комплексного обеспечения безопасности должны иметь соответствующие сертификаты, быть безопасны для обслуживающего персонала и удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.007.0. Конкретно излагаются общие требования по обеспечению электробезопасности и электромагнитной совместимости. Если ТС участвуют в обработке информации, составляющей государственную тайну, то они в обязательном порядке должны иметь сертификаты соответствия требованиям Гостехкомиссии России. Особое внимание уделено структурированной системе мониторинга и управления инженерным оборудованием. Более значимым по созданию и применению СМИС является ГОСТ Р 22.1.12 (5). Стандарт устанавливает:
Сама СМИС, построенная на базе программно-технических средств, предназначена для осуществления мониторинга технологических циклови циклов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и для передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, и для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в том числе вызванных террористическими актами. В состав СМИС должны входить следующие компоненты:
Положения стандарта должныбыть применены при формировании требований к системе защиты и охраны объектов. Приведенные отдельные моменты из содержания представленных нормативных документов подчеркивают их взаимосвязь в формировании ипредставлении систем охраны и безопасности на объектах. В то же время можно отметить дублирование отдельных положений, которое может быть устранено в цикле разработки технических регламентов при привлечении специалистов, работающих над проблемамикомплексной безопасности объектов.
Читайте далее: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |