8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности

Статьи - Надзор за объектами магистрального трубопроводного транспорта.



ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЫБАЛКИ,
или рвется там, где коррозия

Из-за аварии на магистральном нефтепродуктопроводе "Альметьевск - Нижний Новгород" под угрозой оказались река и рыбное хозяйство

  А.В. КОЗИН, заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по ПФО

  Е.Е. НИКОЛАЕВ, начальник межрегионального отдела по надзору за объектами

магистрального трубопроводного транспорта МТУ Ростехнадзора по ПФО

11 марта 2007 года жительница села Запрудное Кстовского района Нижегородской области, отправившись на рыбалку, на заветном месте берега реки Шава обнаружила разлив дизельного топлива. Однако в силу сложившихся обстоятельств сообщение о попадании в водоем нефтепродукта в Управление МЧС по Кстовскому району, администрацию ООО "Рыбхоз "Борок", ОАО "Рязаньнефтепродукт" и в ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" поступило только на следующий день.

На расстоянии около 190 метров от места обнаружения дизельного пятна находится переход магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) "Альметьевск-Н. Новгород" через реку Шава. МНПП проходит по территории Республики Татарстан, Чувашии и Нижегородской области. Его строительство началось в 1954 году, эксплуатируется с 1961 года. Первоначально трубопровод использовался в качестве магистрального нефтепровода, с 1982 года - как магистральный нефтепродуктопровод. Общая длина трубопровода составляет 578 километров , смонтирован из труб диаметром 530 и 508 миллиметров , в основном в однониточном исполнении, но на крупных подводных переходах (реки Кама, Волга, Сура и другие) имеются резервные нитки.

Авария произошла на 554-м километре, диаметр трубопровода на месте происшествия составляет 530 миллиметров , толщина стенки - 8 миллиметров . На момент получения ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" сообщения об аварии перекачка дизельного топлива не проводилась, а предыдущая происходила в период с 4 часов 40 минут утра 10 марта до 3 часов утра 12 марта 2007 года. Давление в трубопроводе на момент аварии по показаниям приборов составляло 14-15 кгс/см2.

В 12 часов 30 минут на аварийный участок прибыли силы аварийно-ремонтной службы, начались работы по локализации разлива нефтепродукта и устранению выхода дизельного топлива из трубопровода.

После первичных мер по недопущению распространения дизельного топлива силами аварийно-ремонтной службы перегонной станции "Воротынец" были произведены земляные работы на месте предполагаемого выхода нефтепродукта. Рытье котлована продолжалось длительное время - с часу дня 12 марта до 2 часов ночи 13-го. Вскрыв около 35 метров трубопровода, наконец отыскали место повреждения, но из-за сложных природных условий - болотистой местности, грунтовых вод, оползания краев земляной траншеи - отверстие в трубопроводе осмотреть не удалось.

Для остановки процесса истечения дизельного топлива из трубопровода на аварийном участке было предпринято несколько попыток. Сначала силами АРС пытались устранить выход продукта методом установки "чопика". Однако в связи с высоким давлением истекающей струи, создавшимся за счет большого перепада высот трассы трубопровода (более 103 метров ), "чопик" установить не удалось. Затем было решено наложить металлическую заплату эллипсовидной формы размером 270х150 миллиметров и прижать ее к телу трубопровода с помощью наружного центратора. Данные работы проводились с 2 до 5 часов ночи 13 марта 2007 года. С 5 до 10 часов утра шла откачка из котлована накопившейся жидкости, с 10 до 12 часов 13 марта 2007 года в котловане проводились работы по приварке установленной заплаты к телу трубопровода, после чего вытекание дизельного топлива из трубопровода прекратилось.

12 марта 2007 года приказом руководителя Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан Б.Г. Петрова была назначена комиссия, которая расследовала обстоятельства аварии и предложила мероприятия по устранению ее причин.

В результате осмотра места повреждения удалось установить следующее: произошла разгерметизация участка трубопровода в районе около 190 метров от перехода МНПП через реку Шава. Вытекающее из трубопровода дизельное топливо пропитало грунт, и после насыщения почвы по естественному рельефу местности нефтепродукт попал в водоем. По течению реки пятно распространилось в сторону прудов ООО "Рыбхоз "Борок", его протяженность составила около 3 километров . Силами работников ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" с привлечением специальной техники проведены мероприятия по ликвидации последствий аварии.

Проанализировав представленную документацию по эксплуатации данного участка МНПП и организации перекачки нефтепродуктов, диаграммы давлений датчиков СОУ, комиссия пришла к выводу, что с началом перекачки дизельного топлива в четыре часа сорок минут утра 10 марта 2007 года произошло резкое скачкообразное изменение давления в трубопроводе с 8,0 до 20,5 кгс/см2, которое вполне могло привести к разгерметизации трубопровода и началу выхода продукта перекачки, продолжающегося примерно до 5 часов утра 13 марта 2007 года (момента наложения ремонтной заплаты на трубопровод). По расчетам, произведенным специалистами ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт", за данный отрезок времени из трубопровода вытекло более 300 кубических метров дизельного топлива.

- сквозное отверстие в стенке трубы образовалось в результате коррозионного разрушения металла трубопровода, развившегося в месте кратковременного внешнего воздействия на трубопровод высоких температур, вызвавших эмиссию металла, что привело к разрушению тела нефтепродуктопровода;

-на данном участке МНПП не проводилось комплексного диагностического обследования различными методами контроля с целью определения технического состояния трубопровода и возможности его дальнейшей безопасной эксплуатации (проведено только комплексное обследование состояния изоляционного покрытия МНПП и степени его защищенности от коррозии);

- на ПС "Воротынец" не организован контроль за состоянием линейной части МНПП в выходные дни;

- в должностных и производственных инструкциях работников ПС "Воротынец" не определен порядок работы по техническому обслуживанию подводных переходов МНПП через малые реки;

- персонал ПС "Воротынец" не обеспечен средствами для организации контроля за состоянием подводных переходов в зимнее время;

- отсутствует контроль со стороны руководства ПС "Воротынец" и ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" за своевременным и качественным проведением работ по техническому обслуживанию линейной части МНПП.

Однако с окончанием работы комиссии дело не закончилось. 16 марта 2007 года специалистами УТЭН Ростехнадзора по Республике Татарстан составлен протокол о временном запрете деятельности магистрального нефтепродуктопровода "Альметьевск-Нижний Новгород", материалы расследования причин аварии направлены в суд. 21 марта 2007 года решением Кстовского городского суда Нижегородской области дело об административном правонарушении в отношении ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" передано в Вахитовский районный суд города Казани, который 11 мая 2007 года наказал ОАО "СВТНП" административным штрафом в размере 200 минимальных размеров оплаты труда.

Впоследствии МТУ Ростехнадзора по Приволжскому федеральному округу была произведена проверка выполнения предписаний по устранению причин аварий, в ходе которой установлено, что не выполнены четыре пункта разработанных мероприятий. По результатам проверки руководству ОАО "СВТНП" было выдано новое предписание, материалы направлены на рассмотрение в суд. 7 августа 2007 года дело об административном правонарушении в отношении ОАО "СВТНП" было рассмотрено Вахитовским районным судом Казани, предприятие подвергнуто штрафу в 20 000 рублей.

8 октября 2007 года состоялась комплексная проверка ОАО "СВТНП" силами работников МТУ Ростехнадзора по ПФО, МВД Республики Татарстан, МЧС, Государственной инспекции труда. Было установлено, что ряд мероприятий, разработанных после технического расследования причин аварии, до сих пор не выполнены. Генеральному директору ОАО "СВТНП" вручен акт-предписание для устранения выявленных нарушений. В отношении ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" вновь возбуждено административное дело, вынесено постановление и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

До сих пор мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации магистрального нефтепродуктопровода "Альметьевск-Нижний Новгород" ОАО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" не разработаны и не представлены на согласование в Ростехнадзор. 12 декабря 2007 года материалы о приостановке деятельности по перекачке нефтепродуктов по магистральному трубопроводу были направлены в Вахитовский суд Казани. Суд ограничился постановлением о наложении штрафа в размере 30 000 рублей.

В настоящее время принято решение о переукладке нефтепродуктопровода "Альметьевск-Н. Новгород", планируется менять по 30 километров труб в год. Очевидно, что при таких низких темпах строительства вероятность аварий на этом нефтепродуктопроводе в ближайшие 10 лет останется очень высокой.

Журнал "ТехНАДЗОР", № 2 (15), 2008 год.




Читайте далее:
Документы ПБ - Новые и отмененные документы Ростехнадзора.
Опыт и практика - Совершенствование оценки рисков нефтеперерабатывающих предприятий
Опыт и практика - О необходимости разработки и реализации комплексной государственной программы по с
Опыт и практика - Экспертиза конфликта. Государство не заинтересовано в цивилизованном воплощении ин
Статьи - Создан общественный совет при Ростехнадзоре.
От полюса до полюса - Штаты погружаются под воду.
Статьи - ЗАДАЧИ УРАЛЬСКОГО ЭНЕРГОНАДЗОРА.
Аварии : причины и следствия - Взрыв в Москве на улице Академика Королева,8. Подробности.
Статьи - Осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности Федеральной службы по э
Статьи - Александр ПОЛЕЩУК: « Специфика Дальнего Востока дает о себе знать»
Хроника чрезвычайных происшествий - Обстоятельства и причины несчастных случаев при эксплуатации лиф
Аварии : причины и следствия - Очередная авария с человеческими жертвами произошла в Кузнецком уголь
Аварии : причины и следствия - Причины аварии, происшедшей 19 марта 2007 г. на филиале «Шахта «Ульян