Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Аварии : причины и следствия - Взрыв на магистральном газопроводе "Уренгой-Помары-Ужгород" в Киевской области.В канун Дня Победы, 7 мая, в Киевской области Украины у села Лука на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород произошел взрыв. Взрывной волной тридцатиметровый кусок трубы диаметром 1420 мм отбросило на 150 м. Газ подавался под давлением 74 атмосферы. Пожар ликвидирован. В радиусе 1 га выгорели зеленые насаждения. Сведений о жертвах не поступало. Ведется следствие. Предлагаем вашему вниманию подборку публикаций на эту тему. В Киевской области Украины на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород произошел взрыв. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в областном управлении МЧС Украины. По предварительной информации, жертв и пострадавших нет. Инцидент произошел у села Лука. Взрывной волной тридцатиметровый кусок трубы диаметром 1420 мм отбросило на 150 м. Газ подавался под давлением 74 атмосферы. Пожар ликвидирован. В радиусе 1 га выгорели зеленые насаждения. Ведется следствие. Прорыв на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород не повлиял на поставки российского газа в Европу, сообщили в пресс-центре "Нефтегаза Украины". "Авария никак не скажется на объемах поставок газа европейским потребителям, так как автоматика перенаправила потоки по другим маршрутам", - отметили в компании. 07.05.2007 GZT.ru Трубу прорвало на 600 тыс. долларов Потери «Нафтогаза Украины» от взрыва на трубопроводе Уренгой – Помары – Ужгород составят порядка 600 тыс. долларов. Предварительный ущерб от аварии на трубопроводе Уренгой – Помары – Ужгород в НАК «Нафтогаз» оценивают в 3 млн гривен (около 600 тыс. долларов). Как стало известно газете ВЗГЛЯД, из-за неисправноcти газопровода украинцы снизили закачку газа в подземные хранилища на 8,6 млн кубометров в день, чтобы обеспечить Европу топливом. За неделю этот объем превысит 60 млн кубометров. Взрыв на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород, по которому российский газ транзитом через Украину поставляется в Европу (наибольшие объемы идут в Словакию, а из нее в Венгрию, ФРГ и дальше на юг – в Чехию и частично в Италию. – Ред.), прогремел накануне в 15.25 по московскому времени. «Источник газеты ВЗГЛЯД в украинской нефтяной компании пояснил, что из-за аварии часть газа, направляемого в подземные хранилища на зиму, теперь идет в Европу» Инцидент произошел у села Лука Киевской области возле компрессорной станции №35 Ставище. В результате взрыва вырвало 30 метров трубы диаметром 1400 мм, которую затем нашли в 150 метрах от трассы. Вспыхнувший пожар уничтожил зеленые насаждения на площади 1 гектар вокруг места взрыва. Никто не пострадал. Пожар быстро ликвидировали. Газпром заявил, что ограничений поставок европейским потребителям не произошло. Представители Укртрансгаза («дочка» «Нафтогаза Украины»), отвечающего за аварийный участок трубы, заявили, что поток газа перенаправили по другим маршрутам – по соседним трубопроводам «Прогресс» и «Союз». Заместитель начальника пресс-службы НАК «Нафтогаз Украины» Дмитрий Марунич рассказал газете ВЗГЛЯД, что на месте аварии работает комиссия, которая выясняет причины произошедшего и оценивает ущерб. По предварительным данным, сотрудник оценивает потери «как незначительные» – около 600 тыс. долларов. «Точные данные будут у комиссии, – говорит господин Марунич. – Пока же мы восстанавливаем инфраструктуру». По его словам, к 9 мая планируется восстановить газоснабжение ближайших населенных пунктов. Объемы потерь газа представитель компании назвать отказался, аргументируя тем, что «подобный подсчет раскроет коммерческую тайну». Но источник газеты ВЗГЛЯД в украинском концерне пояснил, что из-за аварии часть газа, направляемого в подземные хранилища на зиму, теперь идет в Европу. «Объемы плановой закачки снизились незначительно, – говорит источник. – В период с 15 апреля по 15 октября мы закачиваем 18 млрд кубометров. Ежедневные закачки снизились на 10% (на 8,6 млн кубометров в день). Так будет продолжаться каждый день, пока трубопровод Уренгой – Помары – Ужгород неисправен». Источник прогнозирует, что трубу восстановят в течение недели, «значит, объем запасаемого газа снизится на 60 млн кубометров». Источник замечает, что Газпром не будет возмещать потери Нафтогаза. Это не предусмотрено контрактом. В Газпроме говорят, что «выполняют все обязательства». Наиболее вероятной причиной аварии в «Нафтогазе Украины» называют «повреждение трубы из-за специфических условий почвы – ее заболоченности, которая могла вызвать коррозию». Версию о том, что взрыв был вызван ветхостью газопровода, господин Марунич называет «происками грязных, темных сил». «Все работы по обновлению оборудования осуществляются согласно плану и в необходимых объемах, – негодует пресс-секретарь. – За последнее время мы вложили в модернизацию около 500 млн долларов». Версию о взрыве из-за врезки в трубу в «Нафтогазе Украины» тоже отвергают. «Врезаться в трубу с таким высоким давлением (75 атмосфер. – Ред.) невозможно, это приведет к взрыву, – на условиях анонимности комментирует произошедшее сотрудник украинской НАК. – И потом, газ надо куда-то перекачивать, нужны дополнительные трубопроводы, а их там нет». Возможность диверсии в компании не комментируют, предлагая «дождаться результатов расследования комиссии». 8 мая 2007, 14:20Фото: ReutersТекст: Георгий Воронков Источник: vz.ru Газотранспортная поБЕДА Взрыв на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород стал сигналом о необходимости срочнейшей модернизации ГТС Украины. Избежать остановки экспорта в европейские страны позволило только наличие обходных маршрутов, построенных еще в советские времена. Но сегодня становится очевидно, что резерв прочности «постсоветской» экономики уже исчерпан. В 70–80-е годы прошлого века Советский Союз активно развивал свою газотранспортную систему, особенно — экспортное направление. В 1983 году был введен в эксплуатацию крупнейший по тем временам газопровод Уренгой – Помары – Ужгород. Он стал воплощением сотрудничества между СССР и Европой по программе «газ в обмен на трубы». После распада СССР «львиная доля» экспортных мощностей по транспортировке газа перешла в собственность Украины. Сначала из-за тяжелого экономического положения, а затем по другим причинам, прежде всего, политическим Украина не могла надлежащим образом поддерживать и развивать ГТС. Состояние украинских газопроводов, разрушающихся с каждым днем, вызывает тревогу как у российских поставщиков, так и у европейских потребителей. Европа уже не раз выделяла целевые средства на ремонт и модернизацию украинской ГТС, но зачастую они использовались не по назначению. После дискредитации идеи европейских грантов и целевых кредитов на модернизацию ГТС, единственным выходом из ситуации представляется привлечение стратегического инвестора. Как украинские, так и российские эксперты единодушны во мнении, что главная причина аварии на газопроводе, если «смотреть в корень» — плачевное состояние украинской ГТС, которая остро нуждается в ремонте и модернизации. Россия и Украина должны вернуться к обсуждению создания газотранспортного консорциума, — считают эксперты. Народный депутат Украины Владимир Толстенко среди причин аварии выделяет две основных. По его мнению, первая — неудовлетворительное состояние газотранспортной системы. «После развала Советского Союза экономический потенциал Украины не позволял вкладывать достаточно средств в техническое оснащение, модернизацию и развитие газотранспортной системы. И украинские, и зарубежные эксперты неоднократно об этом предупреждали. Эта авария — первый сигнал, и я боюсь, не последний», — сказал Владимир Толстенко. Вторая причина, по его мнению, — это перманентные политические кризисы в Украине. «Политический кризис тесно связан с экономическим развитием страны. Из-за кризисов наша экономика не развивалась стабильно вверх — она то поднималась, то падала», — отметил эксперт. Первым кризисом, по его словам, была борьба «за Украину без Кучмы», затем — президентские выборы 2004 года, когда политический кризис обострился и углубился. "Но то, что происходит сегодня — ничего подобного не происходило за все годы независимости. Сейчас «помаранчевые» так напрягают страну, что об экономике думать некогда», — считает депутат. По его словам, европейские кредиты, которые получала Украина в начале 90-х годов — «это уже не помощь, а скорее, закабаление». Владимир Толстенко считает, что необходимы серьезные инвесторы, которые предоставляли бы не только необходимые инвестиции, но и технологическое сопровождение, и гарантии поставок сырья. «Такие инвесторы могут появиться из Западной Европы и из России — искать дальше, думаю, нет смысла», — сказал он. «Неоднократно обсуждалась идея консорциума, но все время о нем говорить прекращали, — напомнил Владимир Толстенко. — Думаю, что эта авария должна засвидетельствовать, что нужно или возвращаться к старым проектам, или создавать новые — при участии Западной Европы, России и Украины". Депутат отметил, что Западная Европа, где сейчас напряженная ситуация с энергоресурсами, ищет пути сотрудничества в восточном регионе. "Консенсус в виде серьезной корпорации только позволил бы на долгие годы жить спокойно всем — и Украине, и Западной Европе, и России», — считает он. Депутат предупреждает, что за этой аварией могут последовать следующие. «Одна беда в дом не приходит», - напоминает он известную пословицу. "Пока не будет урегулирован политический кризис, ни о каком развитии газотранспортной системы не может быть и речи», — резюмировал Толстенко. «Ни для кого не секрет, что украинская система газопроводов сильно изношена. Это беспокоит не только Россию, но и Европу, так как никто не заинтересован в срыве контрактов на поставку газа», — отметил директор российского Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Он напоминает, что идея о создании трехстороннего союза (Россия-Украина-Германия) для модернизации газопроводной системы возникла, когда президентом Украины был Леонид Кучма. «Однако «оранжевая» революция похоронила этот проект. «Оранжевые власти решили, что можно заниматься исключительно политикой, а трубопроводы будут функционировать и без необходимых инвестиций. Авария в Киевской области показала, что это не так. Система нуждается в срочной модернизации», — считает эксперт. По его словам, Украина крайне заинтересована в увеличении объема транзита российского газа по своей территории. «Ведь в этом случае она больше заработает», — поясняет Правосудов. По его мнению, нужно строить новые газопроводы. «Газпром» никогда не скрывал своей заинтересованности в повышении надежности украинского транзита», — напоминает Сергей Правосудов. «Российская компания готова вкладывать деньги в модернизацию украинской газотранспортной системы. Однако Газпром должен быть уверен, что деньги пойдут именно на заявленные цели, а не будут использованы политиками по своему усмотрению. Очевидно, что необходимо вернуться к идее консорциума. В противном случае «Газпром» будет активно развивать другие экспортные маршруты: черноморский «Голубой поток» и балтийский «Северный поток», — отметил эксперт. Он предупредил, что в результате со временем газовый транзит через Украину может сократиться. «Вряд ли украинская сторона заинтересована в таком развитии событий», — заключил Сергей Правосудов. Народный депутат Александр Един считает, что эта авария — «очень серьезное событие, вне зависимости от ее масштабов». По его словам, тот факт, что около 20% украинского газопровода полностью выработало свой ресурс и фактически находится в аварийном состоянии, не является секретом для специалистов. «Украинские власти очень долго отмахивались от этого факта, ссылаясь на то, что никаких аварий не было, и поэтому якобы нет оснований для беспокойства. Сегодняшняя авария показывает, что основания для тревоги есть», — сказал он. «По большому счету неважно, какие конкретно причины вызвали эту аварию: была ли это диверсия, возможность которой не исключается, или что-то еще. Я думаю, гораздо больше оснований вести речь не о диверсии, а о техногенной аварии, вызванной именно износом трубопровода», — считает Един. Депутат еще раз повторил, что 20% украинского газопровода находится в аварийном состоянии. «Хорошо еще, что авария произошла сейчас, в теплое время года, что дает возможность для быстрого устранения ее последствий, а временное прекращение газоснабжения особо не скажется на жизнедеятельности потребителей. Представьте себе, что было бы, если бы подобная авария произошла зимой, а причин опасаться повторения подобной аварии предостаточно», — подчеркнул эксперт. «Дело в том, что Украина очень потребительски относится к доставшейся ей в наследство от СССР газопроводной системе, — считает Александр Един. — Украина не осуществляет инвестиций в модернизацию этой системы, а, напротив, использует «Нефтегаз Украины» как дойную корову, изымая у него практически всю прибыль, вследствие чего на латание дыр денег у компании практически не остается. Последствия этой политики мы имели возможность наблюдать». «Я не исключаю, что на повестку дня вновь будет вынесен вопрос о международном управлении украинской газотранспортной системой», — резюмировал Александр Един.Василий Перепелица, «ForUm»Источник: for-ua.com КИЕВ, 10 мая - РИА Новости. Поставки газа по газопроводу "Уренгой-Помары-Ужгород", на украинском участке которого 7 мая произошел взрыв, пока не возобновлены, ремонтные работы продлятся еще несколько дней, сообщил РИА Новости представитель пресс-центра Национальной акционерной компании (НАК) Нафтогаз Украины. В результате взрыва на участке газопровода в Богуславском районе Киевской области поставки российского газа в Европу по газопроводу были приостановлены. В настоящее время топливо подается по другим магистралям. "Поставки не возобновлены, поскольку идут ремонтные работы. Они могут продлиться еще несколько дней", - сказал собеседник агентства, добавив, что время окончания ремонтных работ и возобновления поставок назовет комиссия, которая работает над установлением причин аварии. В пресс-службе не назвали конкретную дату завершения работы этой комиссии. "Еще работы идут", - сказал собеседник агентства. Представитель пресс-службы отметил, что на сегодняшний день полностью восстановлено электроснабжение в 31 населенном пункте, который остался без света после взрыва. Источник: rian.ru Читайте далее: Аварии : причины и следствия - Состояние промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооруж Документы ПБ - Новые нормативные документы. От полюса до полюса - Сигурд ГААРД: Аспекты безопасности при проектировании больших морских трубопро Аварии : причины и следствия - В ночь на 9 января 2008 года в Казани произошел взрыв бытового газа . Хроника чрезвычайных происшествий - Информация за октябрь 2007 г. Хроника чрезвычайных происшествий - Информация за ноябрь-декабрь 2007 г Статьи - Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Хроника чрезвычайных происшествий - Информация за январь 2008 г. Статьи - Проектирование и эксплуатация опасных производственных объектов.
|