Раздел: Документация
0 ... 6 7 8 9 10 11 12 ... 56 Искажения временного масштаба Требования, предъявляемые к точности времени задержки, достаточно противоречивы и зависят от условий применения. Горизонтальная и вертикальная развертки телевизионных устройств надежно синхронизируются, если отклонение частоты полей или частоты строк находится в пределах ±1 % от номинального. Однако если частота строк пульсирует таким образом, что стандартная система развертки не обеспечивает ее отслеживания, то вертикальные линии изображения обрываются и становятся расплывчатыми. Особенно опасны помехи, имеющие период, близкий к длительности поля, но не синхронные с телевизионным сигналом, так как при этом вертикальные линии приобретают хорошо наблюдаемую волнистость. Многочисленные опыты показывают, что у неподвижного изображения при идеальных условиях наибольшая допустимая ошибка составляет примерно 0,5 элемента изображения [96]. Отсюда допустимая временная ошибка при ширине полосы 5 МГц составляет ±12,5 не [47]. По отношению к длительности строки 64 мке она равна ±0,02 %. Для студийного оборудования в случае передачи черно-белого изображения данный уровень стабильности частоты строк соответствует рекомендации МККР [13]. В отдельных системах (Д G, Н, I, D, К, KI, L) имеется ограничение и по скорости изменения частоты строк, которое составляет максимально 0,05 %/с [17]. Для бытовой аппаратуры эти требования могут быть менее жесткими. В выходном сигнале несегментированных наклонно-строчных систем [60, 61, 62] допустимое отклонение от среднего значения частоты строк составляет ±0,5%, а размах взвешенного изменения частоты 0,3 % (рис. 14). При записи сигналов цветного телевидения эти требования намного жестче. Чувствительность различных систем цветного телевидения к нестабильности временных задержек различна. Система SECAM, в которой передача цветовой информации осуществляется с помощью частотной модуляции поднесу-щих частот, малочувствительна к колебаниям частоты и временных задержек,
Рис. 14. Взвешивающий фильтр (стандарт резложения 625/50 Гц) для измерения изменений частоты строк. Он учитывает изменение чувствительности инерционной системы синхронизации телевизионных приемников в зависимости от изменения частоты [60] возникающим вследствие изменения относительной скорости головка—лента. Другое положение существует в системе PAL и особенно в системе NTSC, в которых цветовая информация передается с помощью фазовой модуляции поднесущей. В телевизионных устройствах генератор, восстанавливающий поднесущую, синронизируется опорным сигналом, который располагается в строчном гасящем интервале (телевизионного сигнала). Полосы захвата и удержание следящей системы ограниченны, а постоянная времени выбирается достаточно большой для того, чтобы частота генератора не менялась за время активной части строки. Поэтому если во входном сигнале частота поднесущей меняется, то в изображении меняются насыщенность и цветовой тон. Допуск на цветовую поднесущую /цп Для студийной аппаратуры составляет ±5 Гц (/"цп =4433618,75 Гц) в системе PAL и +10 Гц (fsc = 3 579 545 Гц) в системе NTSC, что соответствует относительной нестабильности ±10~6 и 3-Ю"6. В системе SECAM допустимая нестабильность поднесущих равна ±2000 Гц {fOR = 4 406 250 Гц, f0B = 4 250 000 Гц [17]). Для бытовых устройств приведенные выше рекомендации МЭК дают следующие допуски: PAL + 150 Гц; NTSC ± 50 Гц; SECAM ± 1000 Гц. Для системы PAL с учетом ее особенностей и тщательных субъективных испытаний устройств видеозаписи в случае частотной модуляции цветовой поднесущей синусоидальной помехо-вой звуковой частоты изменение временных интервалов допустимо в пределах 4 ... 5 не, а для модуляции шумом в полосе до 10 кГц — в пределах 2 ... 5 не [28]. Более жестким требованиям и соответствующим уровням должна удовлетворять аппаратура видеозаписи, если предполагается ее использование (в режиме воспроизведения) в качестве одного из студийных источников сигналов изображения, причем таким образом, чтобы запись, воспроизведенная на одном видеомагнитофоне, могла быть смонтирована с записями, произведенными на других, для обеспечения полной совместимости при микширо вании, монтаже и подготовке трюковых программ. В этом случае необходима точная синхронизация воспроизводимого телевизионного сигнала с внешним опорным сигналом. Задержки сигналов всех аппаратов должны совпадать, а нестабильность временных параметров оценивается относительно внешнего опорного сигнала. К одной группе возможных решений, разработанных для удовлетворения требований к стабильности временных параметров, относится использование механических систем автоматического регулирования, основная задача которых — согласовать скорости продольного перемещения ленты и скорости вращения диска с видеоголовками. Однако это не исключает возможности выдвижения дополнительных условий, напри мер жесткой фазовой синхронизации с внешним или внутренним опорным сигналом. Таким образом, в профессиональных устройствах с поперечно-строчной записью с помощью механических систем автоматического регулирования можно добиться стабилизации временных интервалов в пределах 0,1 мкс. Учитывая, что в системах NTSC и PAL передача цветовой информации осуществляется с помощью фазовой модуляции цветовой поднесущей, становятся понятными те жесткие требования, которые предъявляются к стабили- зации временных интервалов. Следовательно, для уменьшения цветовых искажений достаточно уменьшить нестабильность воспроизводимой цветовой поднесущей. Принцип такого технического решения заключается в том, что на носитель записывается опорный сигнал, а при воспроизведении частота цветовой поднесущей корректируется по отклонениям частоты опорного сигнала от номинальной. Опорным сигналом может быть специальный сигнал — так называемый пилот-сигнал, который записывается в.месте с телевизионным сигналом. В качестве опорного сигнала можно также использовать и опорную цветовую вспышку, передаваемую в строчном гасящем интервале после строчного синхроимпульса. Данный способ может быть реализован даже с уменьшением верхней граничной частоты канала записи-воспроизведения. Из полного цветового сигнала с помощью фильтров верхних и нижних частот выделяются сигналы яркости и цветности. Сигнал цветности включает в себя цветовую вспышку. С помощью частотной модуляции несущей сигналом яркости формируется ЧМ сигнал, а сигнал цветности методом гетеродинирования переносится в область спектра, лежащую ниже нижней боковой полосы ЧМ сигнала, и линейно складывается с ЧМ сигналом. Затем полученный сигнал записывается на ленту. Такой способ компенсации искажений временной развертки используется в бытовых магнитофонах. К третьей группе возможных технических решений относятся средства, объединенные под одним общим названием "корректоры временных искажений". Принцип действия этих устройств одинаков: задержка сигнала осуществляется электронными средствами, а время задержки регулируется таким образом, чтобы в сигнале за счет дополнительной регулируемой задержки компенсировались искажения временных интервалов. Существующие цифровые корректоры временных искажений, использующиеся в профессиональных устройствах, обладают широким диапазоном коррекции — до нескольких строк, а допуск на остаточные искажения у них составляет ±2,5 не. Выпадения сигнала При магнитной видеозаписи на качество изображения помимо шумов, помех и временных искажений оказывает влияние еще один параметр — выпадение сигнала. Как было показано, запись телевизионных сигналов связана с необходимостью согласования требуемого диапазона записываемых-воспроизводимых длин волн с возможностями применяемого способа записи. Однако при этом наблюдается исключительная нестабильность амплитуды воспроизводимого сигнала, и в первую очередь из-за нарушения контакта между головками и лентой. Амплитуда воспроизводимого сигнала может уменьшаться ниже допустимого уровня. При этом система с частотной модуляцией уже не обеспечивает передачу сигнала*. В этом случае на выходе демодулятора существуют практически только помехи, а на изображении появляются горизонтальные шумовые полосы. В хороших видеомагнитофонах заметность выпадений сигнала должна быть уменьшена за счет примене- * Сигнал упал ниже порогового уровня. — Прим. ред. 0 ... 6 7 8 9 10 11 12 ... 56
|