8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Раздел: Документация

0 1 2 3 4 5 6 7 ... 37

К аккумулятору " автомобиля

1№73Ч-

*25В

1N918 J + 1N918

@ Звуковой „ сигнализатор

Q.1,Q.3,M-2H4-24-9,ZN3638-j Q2,Q.5-ZN2222 1)2,2)3-люд~ые

Рис. 2.1. Устройство контроля аккумулятора

ки. Ка рис. 2.1 показана принципиальная -•схема служащего этой цепи устройства, -которое следит за отклонением напряжения от установленного значения. Если отклонение превысило установленные пределы, схема подает звуковой сигнал. Для этого предназначены два светодиода, подсказывающих, как найти и исправить неполадку.

Принцип работы схемы. Схема подключается непосредственно к аккумуляторной батарее автомобиля (рис. 2.1). Батарея является источником питания схемы, которая, в свою очередь, оценивает приложенное напряжение. Стабилитрон D1 образует источник опорного напряжения 5,6 В, используемого обеими частями схемы. База транзистора Q2 соединена с ползунком переменнрго резистора R5, подключенного напрямую к батарее. Эмиттер транзистора Q2 подсоединен к источнику опорного напряжения. Коллектор транзистора Q2 непосредственно связан с базой Q1 через гасящий резистор R2. В цепь коллектора транзистора QX через балластный резистор R3 включен саетодиод. Этот же транзистор питает звуковой сигнализатор через диод DA. На эмиттере Q2 всегда поддерживается напряжение 5,6 В, а напряжение ка базе варьируется вместе с изменением напряжения батареи. Ползунок резистора R5 устанавливается в таком положении, чтобы при увеличении напряжения батареи до максимально безопасного уровня смещение на базе Q2 было достаточно для его открывания. Небольшое превышение на батарее установленного уровня напряжения вызывает открывание транзисто« ров Q1 н Q2, а значит, зажигание светодиода и звуковой сигнал о перезарядке.


Ют

Рис. 2.2. Монтажная схема устройства контроля аккумулятора

Часть схемы, отвечающая за контроль снижения питающего напряжения, аналогична предыдущей, но функционирует обратным образом. Источник опорного напряженияна стабилитроне D1 подает 5,6 В на эмиттер транзистора Q5. При нормальном питающем напряжении, когда резистор R6 настроен на нижний допустимый Уровень, транзисторы Q5 и Q4 открыты, а транзистор Q3 закрыт. Если напряжение батареи падает ниже установленного уровня, транзисторы Q5 и Q4 закрываются, подавая смещение на базу Q3 через резистор R7. Он открывается, вызывая зажигание светодиода и звуковой сигнал.

Устанавливать пределы пороговых напряжений лучше всего с помощью точного вольтметра и источника регулируемого напряжения. Более подробно об этом говорится дальше.

Сборка схемы. Схема может быть собрана на куске любого подходящего изоляционного материала. Расположение деталей произвольное. Конечно, вам следует убедиться в надежности всех электрических и механических соединений. - Аккуратность всегда полезна при налаживании или устранении неисправностей в схеме. Собранная схема может быть помещена в любой подходящий металлический или пластмассовый корпус. В случае размещения устройства в районе приборной доски автомобиля следует позаботиться о сочетании цвета корпуса прибора с интерьером. Баш же вы хотите разместить там лишь саетодиоды, корпус устройства не имеет никакого значения.

На рис. 2.2 показано располоиение компонентов схемы на пластине размером 6,2 * 10 см. Светодиоды и звуковой сигнализатор могут быть смонтированы на передней панели Корпуса либо в любом другом удобном месте.


Настройка прибора. Для этого вам понадобиться цифровой или точный аналоговый вольтметр и источник регулируемого напряжения с питанием,.от сети. Первоначально установите ползунки обоих переменных резисторов в среднее положение и подключите схему к источнику питания. Присоедините вольтметр непосредственно к источнику питания и подайте напряжение 15 В. Конкретный высший предел может варьироваться около 15 В, но если вы установите порог слишком высоким, схема не сможет своевременно среагировать на отклонение. ■ Поэтому надо быть осторожным в выборе верхнего предела. .-

После того.как вы выбрали верхний предел срабатывания, вращением резистора R5 добейтесь загорания свётодиода D2 и работы звукового сигнализатора. Ддя проверки точности настройки уменьшите подаваемое напряжение до 10-11 В и, медленно его увеличивая, заметьте по вольтметру напряжение, когда загорится светодиод. Повторив описанную операцию пару раз, вы добьетесь точной настройки.

Если нижний порог установлен слишком высоким, схема будет срабатывать при запуске двигателя стартером. В целом, это неплохо, поскольку позволяет ..нам увидеть, что схема исправно работает. Установите на выходе источника питания 11 В и настройте резистор R6 так, чтобы светодиод D3 зажегся. Затем, предварительно увеличив подаваемое напряжение, медленно его снижайте, заметив по вольтметру момент, когда .загорится светодиод. На этом настройка кончается. . Подключите схему к электрической сети автомобиля так, чтобы при Ьтклю-; ченном питании схема была выключена Нет нужды разряжать на нее батарею, когда.автомобилем не пользуются.

-Перегоревший габаритный огонь может -быть замечен, не сразу. ;В одном слут чае это будет стоить нам Лишь замены лампы, <а -в другом, .гели первым это заметил постовой, ■— гораздо большего. -

Простая схема, позволяющая -определить перегоревшую лампу, приведена на рис. 2.3. Кадмиево-суяьфидный -фотоэлемент располагается . поблизости от

Сигнализатор перегоревшей лампы

Выключатель огней

R1 Ш

И-

■Г\ Звуковой ~J сигнализатор

К аккумулятору автомодЪ.ля

I

РС-1

LES-1

(любой)

Рис. 2.3. Сигнализатор перегоревшей лампы-



0 1 2 3 4 5 6 7 ... 37