Раздел: Документация
0 ... 5 6 7 8 9 10 11 ... 37 SDOmkxZSR ,IC-1,lC-2-S55 C1
1 6fm*25u R31k H1 Рис. 2.10. Сигнализатор заднего хода ный выключатель. Этот выключатель (на схеме .57) должен выдерживать ток более 3 А. Можно даже не пытаться использовать для этой цепи геркон так как контакты его "залипнут" уже после первого замыкания. Эксперименты со-схемой. Теперь, когда вы. знаете как собрать, подключить и использовать описанное устройство, самое время посмотреть, как несколькими простыми модификациями можно получать на выходе схемы разные звуковые сигналы. Если требуется увеличить период переключения тональности сирены, нужно увеличить емкость конденсатора С2. При удвоении емкости этого --конденсатора уменьшается частота переключения в 2 раза, а при уменьшении ее в 2 раза повышается частота также в 2 раза. Чтобы поднять высоту тона сирены, нужно уменьшить емкость конденсатора СЗ. Для его понижения проделайте обратную операцию. Изменяя всякий раз емкость конденсатора СЗ иа 25 %, вы быстро достигните желаемого результата. Применение этого устройства ие ограничено лишь работой в качестве сигнализатора заднего хода. Оно само, либо его модификации могут использоваться как основной звуковой сигнализатор в охранной сигнализации автомобиля или квартиры.J, ■ Охранная система автомобиля Охранная сигнализация, разработанная специально д-1я автомобиля, сходна с квартирной охранной сигнализацией, с той лишь разницей, что в автомобиле питание ограничено аккумуляторной батареей на 12 В. В большинстве случаев это ограничение не вызывает сложностей в конструкции и качестве работы системы. Чем нестандартнее техническое решение охранной сигнализации, тем сложнее даже для опытного преступника обезвредить ее и безопасно проникнуть в дом. Во многих случаях хорошая самодельная охранная система способна убе- А о В О- £1 2)2 С о 7S? JgggKJ I 1+ C7=t 47мкх?5В + 72В D1±m-1N40QZ Gt,Q2- 2VZ222 Q3-C1D3 Л Рис. 2.11. Охранная система автомобиля пять матерого грабителя пойти поискать более легкой добычи. Поэтому не думайте, что самодельная сигнализация какая-то второсортная. Её куда сложнее нейтрализовать, так как на нее нет ни описания, ни заводской документации. Схема простой, но многосторонней системы показана на рис. 2.11. Добавлением дополнительных входных диодов D1—D3 можно увеличить количество датчиков, а ключ на тринйсгоре включит любой звуковой сигнализатор, в том числе схему на рис. 2.10. Успех эксплуатации этого устройства зависит от работоспособности и расположения контрольного выключателя 57 и подбора датчиков. Выключатель 5/ должен находиться в неприметном месте, известном только тем, кто пользуется автомобилем. Выключатели, служащие датчиками этой системы, нужно подобрать, исходя из особенностей автомобиля. Для лучшего понимания возможностей этой системы, видимо, необходимо подробно объяснить принципы ее работы. Когда включен выключатель 57, но ни на одном из входов (А. В и О нет положительного напряжения, схема находится в режиме ожидания. Напряжение иа базе транзистора Q1, эмиттере транзистора Q2 и управляющем электроде тринистора равно нулю. Все три прибора закрыты. Если на одном или более входах схемы появится напряжение -1-12 В, конденсатор CI начнет заряжаться через времяэадающий резистор RI. Транзисторы Q1 и Q2 образуют составной транзистор, включенный в схему с общим коллектором.. Обладая большим входным сопротивлением, он не шунтирует конденсатор С/. Таким образом, конденсатор С1 продолжает заряжаться от потенциала на входе устройства. Напряжение на нем и- соответственно на эмиттере транзисто-26 + 12 В 0 Освещение двери *S1-тринистора Q.3 К ВходамАВ или С 1 Дверной Выключатель или ему подобный Рис. 2.12. Инвертор напряжения pa Q2 возрастает. Как только на управляющем электроде тринистора Q3 напряже- ние достигает значения 0,75 В, тринистор перейдет в открытое состояние исключит подсоединенный к клеммам"jDn.if звуковой сигнализатор. . При сопротивлении времязадающего резистора R1, равном 680 кОм, задержка срабатывания получается около 10 с, а при 1 МОм - около 15 с. Если его со- ■протизлекке будет около 10 МОм, а ток утечки конденсатора CI мал, можно получить задержку- срабатывания вплоть до 3 мин. Изменить время задержки 1 срабатывания можно и изменением емкости конденсатора С1. Удвоив его. емкость до 100 мкФ, вы соответственно удвоите время задержки. При уменьшении емкости конденсатора С1 снижается время задержки. Экспериментируя с двумя этими элементами схемы, можно легко подобрать желаемую выдержку. Датчиками этой охранной сигнализации могут служить различные узлы авто- \ мо бил я Единственным требованием здесь является лишь то, чтобы на использу-емое в этих целях устройство подавался через выключатель плюс питания 12 В. Этой цели могут служить габаритные огни, катушка зажигания, радиоприемник или магнитофон, поскольку все они питаются от +12..В. Если положительный по- Ьенциал 12 В появился на одном из входов схемы только на короткое время, то в функцию диода D4 и резистора R2 входит быстрый разряд конденсатора С1, как только потенциал исчезнет. Присутствие этой цепочки позволяет точнее ■соблюдать время задержки срабатывания. Но их можно и удалить, если точность соблюдения времени задержки не важна. Используемый тринистор.должен выдер- ! живать ток нагрузки до 1 А. При. применении более мощного тринистора можно использовать более мощный звуковой сигнализатс р. !• В некоторых автомобилях встречаются электрические приборы, -рассчитанные на питание не от положительной шины, как это требуется для схемы, а от отрицательной. На рис. 2.12 показана схема инвертора напряжения, исправляющего это положение. Инвертор напряжения показан подключенным к выключателю дверного освещения, который замыкает цепь питания лампы на землю. Пока Дверь автомобиля закрыта, лампа не горит и на базу транзистора Q1 подается 0 ... 5 6 7 8 9 10 11 ... 37
|