Раздел: Документация
0 ... 2 3 4 5 6 7 8 ... 36 специального назначения, например для привода погружных йасосов, электростригальных машинок. Погружные электронасосы конструктивно объединены с электродвигателем, их применяют в трубчатых и шахтных колодцах. Обмотка статора охлаждается водой, находящейся во внутренней полости двигателя. Для стрижки овец выпускают машинки с электродвигателем мощностью 120 Вт (частота 50, 200 и 400 Гц). Применение тока 200 и 400 Гц позволяет отказаться от гибкого вала, соединяющего вал электродвигателя со стригальным аппаратом, и встроить электродвигатель в рукоятку стригальной машинки. ИЗОЛЯЦИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ И ЕЕ СВОЙСТВА Назначение изоляции обмоточных проводов — предупреждение междувитковых замыканий. В асинхронных двигателях низкого напряжения ме-ждувитковое напряжение обычно составляет несколько вольт. Однако при включениях и выключениях возникают кратковременные импульсы напряжения, поэтому изоляция должна иметь большой запас электрической прочности. Появление ослабления в одной точке может вызвать электрический пробой и повреждение всей обмотки. Пробивное напряжение изоляции обмоточных. проводов должно составлять несколько сот вольт. Обмоточные провода обычно изготавливают с волокнистой, эмальволокнистой и эмалевой изоляцией. Волокнистые материалы на основе целлюлозы обладают значительной пористостью и высокой гигроскопичностью. Для повышения электрической прочности и влагостойкости волокнистую изоляцию пропитывают специальным лаком. Однако пропитка не предохраняет от увлажнения, а лишь снижает скорость поглощения влаги. Из-за этих недостатков провода с волокнистой и эмальволокнистой изоляцией в настоящее время почти не применяют для обмоток электрических машин. Основные тины проводов с эмалевой изоляцией, применяемые для изготовления обмоток различных электрических машин и аппаратов,— поливинилацеталевые провода ПЭВ и провода повышенной нагревостойкости ПЭТВ на полиэфирных лаках. Достоинство этих проводов заключается в небольшой толщине их изоляции, что позволяет увеличить заполнение пазов электрической машины. Для обмоток асинхронных двигателей мощностью до 100 кВт в основном применяют провода ПЭТВ. Токоведущие части также должны быть изолированы от других металлических деталей электрической машины. Прежде всего необходима надежная изоляция про- водов, уложенных в пазах статора и ротора. Для -этой цели используют лакоткани и стеклоткани, представляющие собой ткани на основе хлопчатобумажных, шелковых, капроновых и стеклянных волокон, пропитанных лаком. Пропитка повышает механическую прочность и улучшает изоляционные свойства лакотканей. В период эксплуатации изоляция подвергается воздействию различных факторов, влияющих на ее характеристики. Главными из них следует считать нагрев, увлажнение, механические усилия и химически активные вещества в окружающей среде. Рассмотрим влияние каждого из этих факторов. Протекание тока по проводнику сопровождается выделением тепла, которое нагревает электрическую машину. Другие источники тепла — потери в стали статора и ротора, вызываемые действием переменного магнитного поля, а также механические потери на трение в подшипниках. В целом около 10—15% всей потребляемой из сети электрической энергии так или иначе преобразуется в тепло, создавая превышение температуры обмоток двигателя над окружающей средой. При увеличении нагрузки на валу электродвигателя ток в обмотках возрастает. Известно, что количество тепла, выделяемого в проводниках, пропорционально квадрату тока, поэтому перегрузка двигателя приводит к росту температуры обмоток. Как это действует на изоляцию? Перегрев изменяет структуру изоляции и резко ухудшает ее свойства. Этот процесс называется старением. Изоляция становится хрупкой, ее электрическая прочность резко понижается. На поверхности возникают микротрещины, в которые проникает влага и грязь. В дальнейшем происходит пробой и выгорание части обмоток. В таблице 1 приведены сроки службы витковой изоляции статорных обмоток, выполненных из круглых проводов, подвергнутых испытательному напряжению после пяти суток увлажнения [2]. Из таблицы видно, что при увеличении температуры обмоток срок службы изоляции резко снижается. Электроизоляционные материалы, применяемые в электрических машинах и аппаратах, по их нагрево-стойкости подразделяют на семь классов. Из них в асинхронных короткозамкнутых электродвигателях мощностью до 100 кВт применяют пять. Непропитанные 0 ... 2 3 4 5 6 7 8 ... 36
|