8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Раздел: Документация

0 ... 81 82 83 84 85 86 87 ... 90

вает изоляцию, которая при достижении температуры самовоспламенения воспламеняется.

Оценивая пожарную опасность кабельных сооружений, необходимо отметить, что в качестве материала, используемого для изоляции проводов и кабелей, применяют поливинилхлорид, который при нагревании выделяет хлористый водород. Воздействие повышенной температуры на поливинилхлорид проявляется в следующем: при 80° С материал становится мягким, при 100° С начинает улетучиваться хлористый водород, при 160° С выделяется 50% хлористого водорода, при 210° С поливинилхлорид начинает плавиться, при 300° С улетучивается до 85% хлористого водорода. Большинство выпускаемых промышленностью кабельных изделий относится к группе горючих, так как для их изоляции и защитного покрова используют горючие материалы: полиэтилен, кабельный пластикат, резину, бумагу, битум, джут, масло.

При пожарах в кабельных помещениях в начальный период происходит медленное развитие процесса горения, и только спустя некоторое время скорость его распространения существенно увеличивается. При пожарах в кабельных туннелях наблюдается температура до 600° С и выше.

Таким образом, пожарная опасность кабелей характеризуется их горючестью и способностью распространять горение. Горючесть кабелей — это способность поддерживать горение при воздействии на них источника возгорания. Она зависит от конструктивного исполнения кабеля, его расположения в пространстве и пожароопасных характеристик изоляции кабеля.

Так, например, если одиночный кабель с поливинилхлоридной изоляцией воспламеняется и горит только при постоянном воздействии источника тепла, то пучок точно таких же кабелей после возгорания горит самостоятельно. Горючесть кабелей и проводов повышается при нанесении на них лаковых покрытий.

Трансформаторы, применяемые в системах электроснабжения, по способу охлаждения делят на сухие, масляные и заполненные негорючей жидкостью — совтолом. Если в сухих трансформаторах горючим материалом являются изоляционные конструкции, то в масляных — еще и трансформаторное масло. Трансформаторное масло хорошо горит, температура вспышки паров масла около 130° С, смесь паров масла с воздухом воспламеняется под действием искр и электрической дуги. При высокой температуре трансформаторное масло разлагается на газообразные составляющие, которые образуют с воздухом взрывоопасные смеси.

Развитие пожара в трансформаторах зависит в основном от причин его возникновения. При местном перегреве сердечника горение обычно носит тлеющий характер и может продолжаться длительное время. Признак пожара — появление газов в камере газового реле и шум трансформатора. При несвоевременном отключении трансформатора происходит короткое замыкание и возгорание обмоток. Обнаружить это можно по выходу продуктов


горения из расширительного бака, разрушению предохранительной мембраны, выпучиванию стенок или крышки бака.

При межвитковых и коротких замыканиях в обмотке напряжением выше 1 кВ и своевременном срабатывании защиты наблюдается только местное выгорание обмотки. В противном случае в зависимости от мощности короткого замыкания может произойти разрушение мембраны, расширительного бака и срыв крышки трансформатора с выбросом масла наружу. При большой мощности короткого замыкания (чаще на стороне напряжения до 1 кВ) и длительном горении происходит разрушение расширительного бака, а затем корпуса трансформатора, в результате чего растекающееся масло создает угрозу соседним трансформаторам и другому оборудованию.

Продукты горения трансформаторного масла, в частности его твердые частицы, осаждаются на изоляторах, снижая их диэлектрические свойства, что приводит к перекрытию изоляторов и образованию новых очагов горения. Горение масла приводит к разрушению других изоляторов, падению токопроводов, при этом корпус трансформатора может оказаться под напряжением. Наибольшие повреждения с разрывом корпуса трансформатора происходят при коротком замыкании на входных или выходных то-копроводах.

Электрические машины систем электроснабжения пожароопасны при перегреве. Перегрев электрических машин возникает в результате перегрузки, из-за засорения вентиляционных каналов системы охлаждения, из-за покрытия теплоизолирующим слоем пыли внутренней полости машины. В этих случаях машина перегревается равномерно. Кроме того, бывает, что в электродвигателях перегреваются только обмотки статора или ротора.

Равномерный перегрев всей обмотки статора происходит при перегрузке двигателя, нарушении режима его охлаждения или повышении напряжения на зажимах двигателя выше номинального значения.

Перегрев обмотки ротора (якоря) возникает при перегрузке машины, нарушении режима охлаждения, в результате плохого контакта в пайках любых частей обмотки, при слабом контакте или искрении в щеточном аппарате.

Перегрев электрических машин может быть вызван их работой на двух фазах, что является наиболее частой причиной отказа трехфазных асинхронных двигателей. Установлено, что общее число электродвигателей, отказавших в результате работы на двух фазах, составляет 35—40% общего числа их повреждений.

Перегрев обмоток электрических машин может вызвать вос пламенение изоляции проводов, что нередко приводит к пожару, особенно в тех случаях, когда вблизи электрических машин имеются горючие материалы или на их поверхности находится слой волокон и пыли.


Одной из причин возникновения пожара является пробой изоляции обмоток на корпус электрических машин. В процессе эксплуатации производственная пыль, попадая на обмотку, образует проводящие мостики, которые вызывают перекрытие или пробой изоляции на корпус. Длительный перегрев электрических машин или работа в условиях повышенной температуры окружающей среды делает изоляцию обмоток хрупкой и гигроскопичной, что также приводит к короткому замыканию и пробою на корпус машины.

Если асинхронный двигатель не имеет выводов для подключения питающих проводов, то их соединяют с концами статорной обмотки обычно скруткой, опрессованием или с помощью болтов. При эксплуатации под действием вибрации, резких колебаний и толчков плотность контактов нарушается, в местах соединений проводов появляется большое переходное сопротивление, которое вызывает местный нагрев, приводящий к воспламенению изоляции и пожару.

Большое переходное сопротивление выводов вызывает нагрев изоляционного материала коробки выводов, он прогорает, вследствие чего при смещении выводов происходит короткое замыкание, приводящее к возгоранию и пожару.

Особую пожарную опасность представляют искрение щеток и пригорание контактных колец у электрических машин, так как образующиеся искры могут вызвать загорание горючих материалов. Это происходит по следующим причинам: установлены щетки других марок по сравнению с указанными в документации, щетки плохо притерты или слабо прижаты, не могут свободно двигаться в обойме щеткодержателя, что ухудшает контакт между контактными кольцами, коллектором и щетками, контактные кольца и коллектор имеют неровную поверхность и поэтому вибрируют, контактные поверхности загрязнены или замаслены.

В машинах постоянного тока при неправильном выборе и расположении щеток при больших нагрузках происходит усиление искрения. Воздух в зоне коллектора ионизируется, что приводит к появлению кругового огня на коллекторе.

Причиной пожара может быть также перегрев подшипников электрических машин из-за недостаточной их смазки и перекоса вала.

Для предотвращения возгорания изоляционных конструкций электрические машины оборудуют устройствами для защиты от токов короткого замыкания и перегрузки и температурными сигнализаторами для контроля температуры.

Электрические аппараты имеют повышенную пожароопас-ность. Опыт эксплуатации электроустановок показывает, что более 20% всех пожаров приходится на электрические аппараты. В конструкциях электроустановок широко применяются контакторы и магнитные пускатели. Из-за дефектов при их изготовлении и неправильной эксплуатации возникают неисправности, основной из которых является чрезмерное повышение температуры деталей.



0 ... 81 82 83 84 85 86 87 ... 90