8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Раздел: Документация

0 ... 33 34 35 36 37 38 39 ... 131

3.4. Аудиоинтерфейсы

В первых PC этот интерфейс был однонаправленным — традиционный канал управления звуком (PC Speaker) представлял собой примитивный синтезатор. Теперь для звуковоспроизведения (и звукозаписи) используется ставший стандартным двунаправленный цифровой аудиоканал. Роль PC Speaker сводится к подачам гудков при загрузке, идентификации ошибок во время POST, а также к сопровождению сообщений об ошибках.

3.4.1. PC Speaker

Стандартный канал управления звуком PC Speaker рассчитан на подключение высокоомного малогабаритного динамика. Логическая схема канала приведена на рис. 3.5. Звук формируется из тонального сигнала от второго канала системного таймера, которым можно программно управлять. Частоту сигнала можно изменять, программируя коэффициент деления счетчика-таймера, который расположен в пространстве ввода/вывода по адресу 042h. При записи (и чтении) 16-битный двоичный код передается парой (обязательно!) 8-битных операций (сначала младший байт, потом старший). Разрешая/запрещая формирование сигнала программно-управляемым битом 0 системного порта 61h, можно подавать сигналы определенной длительности. Такой способ формирования звука не загружает процессор и позволяет исполнять незамысловатые мелодии. С учетом инерции слуха быстрым переключением частот можно достигать эффекта многоголосия.

Более интересные звуки можно извлекать, используя принцип широтно-импульсной модуляции, программно осуществляемой через бит 1 порта 61h. В этом случае динамик выполняет роль фильтра низких частот (инерционного звена) демодулятора. Процессоры, начиная с 80286, способны формировать поток управляющих сигналов, который позволяет воспроизводить музыкальный или речевой сигнал с качеством карманного радиоприемника. Однако такое формирование звука практически полностью загружает процессор. Качество воспроизведения сильно зависит от частотных


свойств динамика. Предпочтительнее более крупные динамики, у которых лучше воспроизведение нижних частот, — с ними можно добиться даже разборчивости речи. Драйвер для звукоизвлечения существует также и для Windows З.х/95, но в стандартную поставку Windows не входит.

1,9318 МГц Порт 061 Бит 0

CLC2

GATE2 OUT2 18253/8254

&

Г

Порт 061 Бит 1-1

Рис. 3.5. Канал управления звуком

3.4.2. Цифровой аудиоканал

Кроме стандартного канала управления звуком, фактически стандартизованными являются средства работы с аудиосигналом, имеющиеся на плате Sound Blaster фирмы Creative Labs (табл. 3.4). Звуковые карты обычно имеют 16-битную шину ISA (8-битные нежелательны), PCI или PC Card, новые модели поддерживают РпР. Звуковая карта в своем составе имеет цифровой канал записи-воспроизведения моно- и стереофонического сигнала, микшер, синтезатор и MIDI-порт.

Цифровой аудиоканал обеспечивает возможность моно- или стереофонической записи и воспроизведения аудиофайлов с уровнем качества от кассетного магнитофона до аудио-CD. Запись производится оцифровкой сигнала с частотой дискретизации 5-44,1 кГц. Разрядность используемых ADC и DAC (аналого-цифровых и цифроаналоговых преобразователей) варьируется от 8 до 16 бит. Более совершенные схемы имеют встроенные средства компрессии сигнала, например, по методу адаптивной дельта-импульсно-кодовой модуляции (ADPCM). В этом случае в цифровом виде хранятся не значения выборок, а специальным образом обработанные разности величин соседних выборок, что позволяет (при сохранении качества) значительно уменьшить объем записи. Компрессия аудиосигнала применяется, например, в кодеках MPEG и голосовых модемах. На стандартных аудио-CD компрессия не применяется.


Для передачи потока данных по шине в цифровой аудиока-нал и обратно используются 8- и/или 16-битные каналы DMA. Звуковой канал использует аппаратные прерывания и порты ввода/вывода. Для организации телефонной связи по сети (например, IPhone) нужен полнодуплексный режим (Full Duplex), реализуемый далеко не на всех картах.

Таблица ЗАНаэна

Адрес*

R/W

Назначение

SB+0 (388h)

R

FM music status

SB+0 (388h)

W

FM music address register

SB+1 (389h)

W

FM music data register

SB+2 (38Ah)

W

Advanced FM music address register

SB+3 (38Bh)

W

Advanced FM music data register

SB+4

W

Mixer, I/O setup address register

SB+5

R/W

Mixer, I/O setup data register

SB+6

W

DSP reset

SB+8

W

FM music address register

SB+9

W

FM music data register

SB+OAh

R

DSP read data

SB+OCh

W

DSP write data or command

SB+OCh

R

DSP write buffer status

SB+ODh

R

DSP timer interrupt clear

SB+OEh

R

DSP data available status

SB+OFh

R

16-bit voice interrupt clear

SB+(10h...l3h)

Reserved

MPU+0

R/W

MPU-401 data

MPU+1

R

MPU-401 status

MPU+1

W

MPU-401 command

* 38xh — адреса регистров FM music для плат Adlib. SB - базовый адрес Sound Blaster (220h, 240h, 260h, 280h). MPU - базовый адрес MIDI-порта (300h, 330h).



0 ... 33 34 35 36 37 38 39 ... 131