8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Раздел: Документация

0 ... 33 34 35 36 37 38 39 ... 106

привести к порче фотослоя. Запас высушенных заготовок плат до экспонирования нужно хранить в темном, сухом и прохладном месте.

Оригинал изображения печатных проводников, используемый для переноса на фольгу, должен быть тщательно подготовлен и отретуширован, иначе все его недостатки отразятся на качестве копии. Важно, чтобы рисунок был контрастен, а темные участки полностью непрозрачны. Нельзя сгибать и складывать оригинал. Основа фотошаблона - пленка или бумага -должна пропускать ультрафиолетовые лучи, а краска - нет.

В некоторых журналах предлагаются чертежи печатных плат, специально предназначенные для описываемой технологии -обратная сторона таких чертежей оставлена чистой. После обработки страницы специальным аэрозолем TRANSPARENT 21 бумага становится прозрачной для ультрафиолетовых лучей, то есть пригодной для прямого копирования чертежа непосредственно со страницы на заготовку платы. Аэрозоль избавляет от утомительного копирования чертежей плат.

Полученный фотошаблон плотно прижимают к слою фоторезиста заготовки и интенсивно освещают. Время экспонирования зависит от толщины слоя фоторезиста на заготовке и силы света. Поскольку лак POSITIVE 20 чувствителен к ультрафиолетовым лучам, для экспонирования необходимо использовать ртутные или кварцевые лампы мощностью 300 Вт. Однако удовлетворительные результаты дает и обыкновенная лампа накаливания мощностью 200 Вт при расстоянии до платы примерно 12 см. До начала засветки лампа прогревается в течение 2-3 мин.

Время экспозиции ртутной лампой с расстояния 25-30 см обычно не превышает 1-2 мин. Разумеется, можно использовать и яркий солнечный свет, богатый ультрафиолетом (время экспозиции 5-10 мин). Прижимать фотошаблон к заготовке лучше листом органического стекла, так как обычное стекло поглощает до 65% ультрафиолета, что потребует соответствующего увеличения времени экспонирования.

Экспонированные заготовки можно проявлять при рассеянном дневном свете. Состав проявителя: 7 г порошковой каустической соды NaOH (можно и гидрооксид калия КОН) на один литр холодной воды. Заготовку следует поместить в сосуд


с проявителем, причем раствор периодически помешивать. Для правильно экспонированного слоя фоторезиста толщиной 4-6 мкм время проявления в свежем растворе обычно не превышает 0,5-1 мин, максимальное - 2 мин. Температура проявителя должна быть в пределах 20-25 °С.

Проявитель полностью удаляет с заготовки фоторезист с засвеченных участков покрытия. Не следует держать заготовку в растворе дольше, чем нужно для проявления, иначе он начнет действовать и на незасвеченные участки. Если время экспонирования превысило допустимое или использовались прозрачные для ультрафиолета чернила, изображение токопроводящих дорожек появится на некоторое время, но затем будет удалено проявителем.

После извлечения заготовки из раствора необходимо тщательно ополоснуть ее в проточной холодной воде. После работы не забудьте вымыть с мылом руки.

Далее плата травится обычным способом. Слой лака-фоторезиста устойчив к кислотным растворам, содержащим хлорид железа (III) FeCI3, персульфат аммония (NH4)2S2Og, соляную НС1 и фтороводородную HF кислоты.

После окончания травления заготовка платы промывается мыльным раствором и очищается от остатков фоторезиста тканью, пропитанной любым органическим растворителем, например ацетоном.

3.2.5. Изготовление печатных плат методом сеткографнн

Для изготовления небольшой партии печатных плат в домашних условиях или ремонтных мастерских можно использовать метод сетпкографии. Основным материалом служит ровная и прозрачная капроновая ткань (можно использовать кусок капронового чулка). Ткань следует обезжирить в содовом растворе, промыть, просушить и ровно натянуть на рамку из фанеры или органического стекла.

В темном помещении нужно изготовить светочувствительный состав: 8 г желатина залить 50 мл теплой воды и оставить набухать на 2-3 ч. Затем в водяной бане при температуре 40 °С распустить желатин до однородной сиропообразной массы.

Отдельно в 50 мл воды растворить 4 г дихромата аммония (NH4)2Cr207, и полученный раствор влить в желатиновый сироп.


После тщательного размешивания к образовавшейся массе добавить 15-20 капель 25-процентного раствора аммиака и 10 мл спирта-ректификата. Полученную эмульсию отстаивать в полной темноте 24 ч, а затем осторожно слить, оставляя на дне образовавшийся осадок.

На капроновую ткань эмульсию следует наносить в два слоя мягкой широкой кистью. Первый слой - вдоль одних волокон ткани, второй - вдоль других, перпендикулярных первым. Время высыхания первого слоя эмульсии 10 мин, второго - 12 ч. Оставшуюся эмульсию можно хранить в темноте до 10 дней и использовать для других целей.

Копирование производится с позитива контактным способом. Выдержка при экспонировании двумя электрическими лампами по 150 Вт с расстояния 50 см составляет 10-15 мин.

Рисунок нужно проявить в теплой воде при температуре 40 "С, покачивая сосуд. Во время проявления участки эмульсии, не освещенные при экспонировании, растворятся в воде. Затем рамку переносят в дубящий раствор (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Рецепт дубящего раствора

Г"- " " "; " .Состав -I " ~ -"

„ Количество;г/л . ••

Квасцы хромовые КО/СгБОДнр -

20

Двухромовокислый калий СгД г. г

50

-1 "СпиртэтиловыйСДОН

20

Дубящий раствор готовят на дистиллированной воде (можно использовать конденсат из бытового холодильника). В этом растворе рамку выдерживают 2-3 мин, затем ополаскивают, опускают на 1-2 с в 1-процентный раствор метилвиолета и промывают. Время просыхания рисунка после обработки около 1 ч.

Поверхность фольгированного стеклотекстолита для печатной платы зашкуривают и обезжиривают. Рамку с рисунком плотно накладывают на фольгированный гетинакс и резиновым шпателем (ракелем) или кистью с коротким волосом средней жесткости сквозь сетку продавливают специальную краску (табл. 3.3). Рамку с сеткой осторожно снимают, и на фольге остается четкий рисунок будущего печатного монтажа, который припудривают тальком.



0 ... 33 34 35 36 37 38 39 ... 106