Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Многорубежная защита. Особенности охраны периметра в обеспечении комплексной безопасности особо важных объектовВ.А. Коновалов Д.В. Севрюков Р.С. Хасянов Как известно, комплексы ТСО (КТСО) режимных объектов создаются по принципу последовательного построения рубежей защиты, которые препятствуют распространению угроз и обеспечивают их своевременное обнаружение. Эти рубежи могут формироваться, например, в таком порядке:
Многорубежная защита существенно повышает надежность охраны. При этом появляется страховка на случай, если, например, первый или второй рубеж не сработал из-за неисправности аппаратуры или злоумышленник оказался подготовленным и осведомленным о возможностях (способах) обхода рубежей защиты. Вынудить нарушителя отказаться от преступного замысла можно, установив на этих рубежах технические средства охраны (ТСО) и инженерно-технической защиты (ТСИТЗ). Для неподготовленных нарушителей они представляют собой практически непреодолимую преграду. Помимо стационарных ограждений в качестве ТСИТЗ могут использоваться:
Ограждение - это искусственное сооружение на местности, которое является физическим препятствием и/или каналом передачи информации о факте прохода.Ограждения высотой 2-З м являются наиболее распространенными в силу своих компромиссных охранно-эстетических свойств. Их преодоление путем перелезания возможно с помощью подручных средств. но при усилении конструкции сверху дополнительным препятствием в виде козырькового заграждения (КЗ) это становится маловероятным. КЗ бывают разных модификаций и могут обеспечивать дополнительные заградительные функции:
Ограждение и его элементы наряду с функцией физического барьера выполняют функцию платформы для крепления блоков и конструкций технических средств обнаружения, систем видеонаблюдения, освещения и других вспомогательных средств. Рубежи защиты (физические барьеры) критически важных объектов оборудуются, на подступах к ограждениям (как снаружи, так и изнутри) и вблизи пунктов санкционированного пропуска на эти объекты. Наиболее предпочтительным представляется использование стационарных и быстроразвертываемых предупредительных ограждений из малозаметной проволочной сети (сетки-ловушки) и плоской ленты АКЛ (на внешних рубежах, подступах к стенам зданий и на крышах), и противотаранных барьеров и устройств (на автомобильных КПП), дорожных блокираторов и автозаградителей. Там, где на периметре имеются достаточно протяженные (не менее 500 м) ровные прямолинейные участки, устанавливаются радиотехнические или активные оптико-электронные средства и системы (вблизи или по верху ограждений). В большинстве случаев используются также и сигнально-заградительные средства. При выборе типов средств, устанавливаемых на ограждениях, учитываются: помеховая обстановка, механические характеристики ограждений, наличие и протяженность разрывов в них (включая ворота, калитки, водопропуски), наиболее вероятные цели и пути проникновения. На режимных (критически важных и повышенной опасности) объектах в России наиболее распространены следующие СО, системы и комплексы: радиоволновые двухпозиционные (СМД-1,4 П1, СМД-125, "Радий-2", "Линар", РЛД-94, система "Зенит"), радиоволновые проводные (УРАН-М1, ГАЗОН-21), оптико-электронные активные СПЭК, быстроразвертываемый комплекс РАДИЙ-БРК, емкостные СО (РАДИАН-14, РАДИАН-15МП), индуктивные "Алмаз-01", "Алмаз-02", вибрационные (КВАРТЕТ-В, ДЕЛЬФИН-М, ГОДОГРАФ СМ-В-1 Б) и ряд других. Эффективность КТСО не в последнюю очередь определяется оптимальностью размещения ТСИТЗ в контролируемых зонах объекта. Электрошоковые устройства
Отработаны конструктивные решения, позволяющие создавать проводные электризуемые ограждения различной конфигурации, в том числе в виде козырька основного ограждения, и по верху стен и крыш, либо совместно с существующей преградой в качестве дополни-тельного или предупредительного ограждения (фото 1).
Ограждения с использованием спирали АКЛ и малозаметной проволочной сети (МЗП-1М) Спираль АКЛ широко применяется на подступах и по верху ограждений, в частности на козырьках, блокируемых радиоволновыми проводными ТСО типа "Импульс" (рис. 1). Кроме того, АКЛ и изделия из нее применяются в конструкции ограждений следующих периме-тровых сигнально-заградительных ТСО:
Использование высокопрочных оцинкованных материалов, надежное соединение ПКЛ с армирующей проволокой, обладающей высокой упругостью, применение скоб, обустройство бетонного цоколя (фундамента) делают практически невозможным демонтаж ограждений без специального инструмента и обеспечивают сохранность их заградительных свойств при эксплуатации в течение 25-30 лет в любых климатических условиях. Сеть МЗП-1М (рис. 2) используется в составе мобильных противопехотных заграждений, позволяющих предотвратить проникновение нарушителя на объект через верх ограждения и крыши зданий, ограничить доступ на отдельных подходах к объекту, создать полосу отчуждения по периметру. Заграждение из МЗП-1М может служить также препятствием для колесной и гусеничной техники. Об особенностях оборудования пунктов пропуска транспорта на охраняемые объекты Площадки досмотра на автомобильных и железнодорожных КПП ограничиваются забором по типу основного ограждения, а проездные ворота оборудуются электромеханическим приводом с дистанционным управлением и блокировкой, предотвращающей одновременное открытие внешних и внутренних ворот. Инженерное оборудование (в стационарном исполнении и быстроразвертываемое) может использоваться не только на рубежах периметра, но также и на территории охраняемого объекта, в частности, для понуждения проникшего нарушителя двигаться в поле зрения камер системы видеонаблюдения, обеспечивая службе охраны запас времени для выявления предпосылок террористической угрозы и для задержания нарушителя на дальних подступах (увеличение интервала времени, затрачиваемого им на прео-доление рубежей пассивной защиты). Железнодорожные КПП оборудуются внешними и внутренними проездными воротами, площадкой досмотра вагонов. В зоне проездных ворот таких КПП устанавливаются стрелки-сбрасыватели.
Автомобильные КПП оборудуются внешними и внутренними проездными воротами и площадкой досмотра машин.Ворота на пунктах пропуска являются значимым элементом комплексов ТСО режимных объектов, они обеспечивают оперативный проезд служебных ("своих") транспортных средств и "отсекают" посторонние транспортные средства. Воротами оборудуются автомобильные и железнодорожные въезды на территорию объектов, железнодорожные и автомобильные КПП. По периметру объектов могут устанавливаться основные, запасные или аварийные ворота. На критически важных объектах пропуск транспортных средств осуществляется в режиме шлюзования, а на подступах к воротам для противодействия возможным террористическим атакам устанавливается упомянутое выше инженерное оборудование. Анализ статистики демонстрирует, что наибольшими шансами прорваться на объект через ворота обладает группа из 2-5 подготовленных человек, имеющая в своем распоряжении автотранспортные средства. Для остановки транспортных средств и предотвращения их несанкционированного проезда перед внешними проездными воротами устанавливаются средства принудительной остановки, в частности противотаранные устройства (ПТУ). В настоящее время на российском рынке широко представлены ПТУ шлагбаумного (фото 3), выдвижного и тросового типов. Они могут применяться как отдельно, так и в комбинации с автоматическими раздвижными или распашными воротами, образуя коридор (шлюз) для досмотра автотранспорта. Конструкция устройства должна обеспечивать:
Для увеличения запаса времени, имеющегося у охраны на принятие решения по пропуску автотранспорта на объект, необходимо использование дополнительных средств ограничения скорости транспортных средств при подъезде к КПП. Воздействие атмосферных осадков (дождя, снегопада) на ПТУ выдвижного и тросового типов обуславливает необходимость регулярного (не реже 5-8 раз в сутки) обслуживания их механических частей. Частая процедура открытия-закрытия негативно сказывается на ресурсе ПТУ и приводит к интенсивному износу устройства, поэтому его конструкция должна обеспечивать малое время и легкость проведения ремонтно-восстановительных работ. На случай ческой части ПТУ, обеспечивается принцип. возможность ручного управления им. Характеристики некоторых противотаранных устройств (барьеров) приведены в таблице. Эти средства способны выдержать таранный удар транспортного средства массой 7500 кг, движущегося со скоростью до 80 км/ч. В связи с тем что через воротные проемы (автомобильные и железнодорожные) проходят наиболее опасные маршруты с точки зрения возможности преступных акций, их целесообразно оборудовать противотаранными устройствами (шлагбаумами), интегрированными в состав СКБ соответствующих объектов при помощи "интеллектуальных" пультов управления, обеспечивающих координацию их функционирования с центральным пунктом управления, включая контроль за действиями операторов КПП. О некоторых особенностях построения КТ СО атомных электростанций
Заключение Описанные выше инженерно-технические средства при грамотной эксплуатации в составе КТСО обеспечивают, с одной стороны, оперативный пропуск через ворота режимных объектов служебных транспортных средств, а с другой - гарантированное предотвращение прорыва на объекты всевозможных нарушителей. Характерной особенностью современных ИТСЗ является их интеллектуализация. Зачастую ограждения не только играют роль механического препятствия, но также обеспечивают воздействие на нарушителя (электрошок) и выдачу тревожного извещения на систему сбора информации. ИТСЗ могут интегрироваться в состав КТСО соответствующих объектов при помощи "интеллектуальных" пультов управления, обеспечивающих координацию их функционирования с центральным пунктом управления, включая контроль за действиями операторов КПП. Инженерное оборудование (в стационарном исполнении и быстроразвертываемое) может использоваться на территории охраняемого объекта, в частности, для понуждения нарушителя двигаться в поле зрения камер системы видеонаблюдения, обеспечивая службе охраны запас времени для выявления предпосылок террористической угрозы и задержания нарушителя на дальних подступах к контролируемым зонам. Читайте далее: I_building Безопасность ОПО КОДОС защитит Конфиденциальное уничтожение документов. Новые технологии защиты информации Magic House Многорубежная защита. Особенности охраны периметра в обеспечении комплексной безопасности особо важн Особенности обеспечения безопасности техногенных объектов. Часть 2 Портал Sec.Ru Выбор профессионалов: интегрированный комплекс Grigonter ROKONET Sec.Ru Система распознавания номеров "Интегра-Видео-Авто" "Бош": доступно, комфортно, выгодно Стандарты на интегрированные системы безопасности Техническое регулирование вопросов комплексного обеспечения безопасности
|