Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности
Сколько стоит евросертификат для бронеавтомобиля
СтандартиЗАция? Когда человек приобретает товар, он обычно имеет четкие представления, какими св должно обладать желанное изделие. На помощь вкусу приходят разнообразные нормы и правила, дающие принцип. возможность объективно сравнивать предложения на одинаковые изделия. Немного сложнее обстоит дело с бронеавтомобилями. Несметное количество типов оружия и боеприпасов, "гуляющих" по миру, приводит к тому, что в каждой стране сертификационные органы должны сделать выбор, какие виды угроз для них являются определяющими, и составить нормы по классам защиты для конкретной страны/зоны. Многие годы немецкий стандарт DIN 52290 являлся прообразом таких норм, он и был взят за основу европейских стандартов EN. но заметно, что даже м. этими близкими нормами -DIN и EN - имеются различия в деталях, значит именно там, где "кроется черт" (см. табл. 1 и 2). Вот мы и убедились, что данные стандарты составлены исключительно для испытания образцов защитных материалов и конструкций, чаще всего исходя из свойств бронестекла и оснащенных им окон и дверей, причем во внимание берутся всякие виды нападения на эти преграды (обстрел пулями, брошенный камень и пролом топором). Другие материалы в данных стандартах отдельно не рассмотрены, хотя их взаимодействие с пулями может достаточно сильно отличаться от стекла. Какие так же есть нормы в Европе Остановимся на наиболее существенных видах угроз: обстреле и воздействии взрывчатых веществ (ВВ), причем исключительно для автомобилей гражданского назначения. Напоминаем: в Европе нет стандартов для испытания бронеавтомобилей. Есть указанные стандарты для испытания материалов, далее имеются согласованные правила испытания бронеавтомобилей, есть разные требования соответствующих ведомств по данному поводу. Но это уже не стандарты. Практическое значение имеют "Правила испытания бронеавтомобилей" - так называемые BRV1999. Они служат для определения применяемых средств воздействия (оружия и боеприпасов) и основываются на указанных евростандартах. Правила четко определяют, что обстрел автомобиля при испытаниях должен производиться "на прострел", значит именно по тем местам, где после тщательного обследования можно ожидать "слабое место" в броне или бронекон-струкции. В том числе обстрел производится по местам стыка и соединения бронеэлементов, перехода м. ними, по конструкционным щелям автомобиля, по замкам (проверка на "внезапное открывание дверей") и т.д. Кто по роду своей деятельности имеет право интересоваться данными правилами, может обращаться в ведомства, отвечающие за их соблюдение. Это немецкие государственные ведомства по обстрелу (Staatliche Beschu3amter), находящиеся, например, в городах Мюнхен, Ульм и Меллрихштадт. Данная норма предписывает также, с каких направлений и под какими углами должен производиться обстрел. но она допускает и отклонения от указанных правил и дополнительные условия проведения испытаний, которые обязательно должныбыть зафиксированы в протоколе. Сертификат выдается с соответствующими замечаниями. Другая норма, имеющая практическое значение, это "Технические правила по спецбронеавтомобилям", изданные Федеральным уголовным ведомством Германии (ФУВГ). Как раз эти правила являются основой для поставки бронеавтомобилей в немецкие (и другие европейские) правительственные структуры, и по понятным причинам детали данных правил не могут разглашаться. Отметим только, что именно в них определяются взрывные воздействия на бронеавтомобили (например, испытание ручными гранатами под днищем, на крыше, или воздействие зарядов ВВ на весь автомобиль). Данные правила при определении применяемых средств для обстрельного воздействия также основываются на указанных выше евростандартах, но предусматривают отдельные (более жесткие) дополнительные условия испытания. И тут уже не допускаются никакие отклонения от правил; разве что в качестве исключения по сугубо практическим соображениям могут приниматься отдельные специальные условия. Сертификат от ФУВГ, получаемый в результате испытаний по указанным техническим правилам, открывает возможности для поставки бронеавтомобилей самым высокопоставленным клиентам, но иногда по соответствующим скидкам... Как проходит сертификация? При подаче заявления на сертификацию изготовитель бронеавтомобиля должен предоставить соответствующую документацию о тех изменениях (по сравнению с серийным состоянием), которые подлежат сертификации. Обязательно предоставление сертификатов и протоколов испытаний всех применяемых материалов защиты и их комбинаций. Далее должныбыть переданы схемы брони, эскизы, фотографии и т.д. Также фирма должна предоставить соответствующие эскизы автомобиля для определения мест обстрела. Отметим, что при всех сертификациях бронеавтомобиля представители сертификационного органа не менее одного раза (чаще всего несколько раз) на месте удостоверяются в проведении данных работ и их соответствии переданной документации. При таких посещениях детально анализируется данная броневая конструкция и намечаются те "слабые места", по которым следует стрелять. Также предварительно определяется, какими средствами испытания на какое именно место необходимо воздействовать. Конечно, данный анализ проводится не втайне от разработчика и изготовителя брони, а чаще всего в оживленном диалоге с ними. С одной стороны, это требуется для полной информации сертификационного органа о материалах и конструкциях, с другой стороны, бронировщик имеет право по замечаниям членов комиссии так же до проведения испытаний внести изменения в свою конструкцию брони. Само испытание проводится под руководством сертифицирующего органа в соответствующем (пригодном для данного испытания) месте, например на специальном обстрельном стенде или на взрывном полигоне. Используется установка определения скорости пули при каждом выстреле, учитываются только те выстрелы, которые попадают в диапазон, предусмотренный правилами. Обстрел ведется в тех направлениях, теми средствами и по тем точкам, которые были определены предварительно, и по всем точкам, которые представителям сертификационного органа покажутся слабыми (обстрел "на прострел"). Для обстрела сверху приходится подниматься на уровень 10 м над машиной (ощущение не приятное для испытателя). Работа ведется строго по правилам, значит постоянно проверяются все параметры, вплоть до температуры воздуха (см. примечания в табл. 1 и 2). Оценка результатов осуществляется также строго по правилам. Прострелом по BRV1999 является, например, прохождение любого предмета через так называемый меточный экран, расположенный внутри машины за защитой, который пропускает только предметы с энергией больше, чем пуля пневматического оружия (6 Дж). Данный экран выбран из соображения, что такая (или меньшая) остаточная энергия не может причинить серьезного вреда пассажирам бронеавтомобиля. В случае прострела (а такое бывает, в соответствии с целью испытания) изготовитель брони может сразу, на месте, изменить конструкцию брони (чаще всего для сомнительных мест бронировщик предусматривает "запасную" конфигурацию, которую он либо везет с собой и тут же монтирует, либо загодя размещает, например, на противоположной стороне автомобиля). Также есть принцип. возможность проведения через несколько дней повторного обстрела, проверяются уже только прострелянные при первом испытании места (на противоположной стороне машины). Цель испытаний - в интересах клиента выявить и устранить возможные слабые места броневой конструкции. Отметим, что, несмотря на большое количество выстрелов, реально тестируется примерно 30% всей защищаемой площади (остальное заведомо хорошо защищено). Соответствующим образом проходят взрывные испытания под надзором ФУВГ. Ручные гранаты определенных типов (чаще всего одна пара немецких ручных гранат DM51A1, изготовитель фирма Diehl) располагают на определенных правилами местах и взрывают одновременно. Испытание считается успешным, если не фиксируется ни одного прохождения осколка в кабину (по анализу соответствующих частей внутренней отделки) и если полученная в результате взрыва выпуклость днища не превышает предусмотренные пределы. Заряд ВВ определенного правилами состава и размера размещается на нужном расстоянии от машины и взрывается. При этом индикаторы ускорения внутри бронеавтомобиля фиксируют значения ускорения, действующего на пассажиров. Испытание считается успешным, если не зафиксируется никакого прохождения любого предмета внутрь кабины, если все двери машины во время и после взрыва остались закрытыми, если двери на противоположной взрыву стороне после испытания можно нормально открывать и если индикаторы не зафиксировали опасных для жизни ускорений. Касательно величины заряда данные правила все время ужесточаются; недавно требования были такие: 25 кг ВВ с расстояния 5 м. Что по чем Для оценки стоимости приходится различать уровни угроз, например так называемое легкое бронирование от воздействия пистолетами и защиту от нападения с использованием автоматов, штурмовых винтовок, ручных гранат, ВВ и пр. Легкая броня, известная также как уровень Б4 по евростандарту, охватывает фактически все обычные пистолеты с их стандартными боеприпасами и дает уверенность при нападении в городских условиях "случайных" преступников, значит при использовании механических средств воздействия или пистолетов и при нападении не на конкретного человека, а на некоего "представителя определенных слоев". Практическое значение этот класс защиты может иметь в условиях слегка повышенной криминогенной обстановки, для перемещения жен и детей высокопоставленных лиц и т.д. Защита такого уровня выполняется в основном при помощи легких спецбронематериалов, благодаря которым дополнительный вес брони не превышает обычно 300 кг. Это означает, что требуются минимальные изменения ходовой части, и дополнительная наценка по сравнению с серийным автомобилем полностью идет на бронирование, ее разработку и испытания. данный уровень защиты не включает бронирование днища. Такой вид защиты, как и другие нестандартные функции или оборудование, приходится заказывать дополнительно за отдельную плату. изучим стандартную сертификацию по Б4, обстрел пистолетами .357 Magnum и .44 Magnum (примерно по 100-150 выстрелов из каждого оружия). Стоимость такого испытания составляет в лучшем случае (без прострелов, соответствующей доработки и повторного испытания) около 15 тысяч евро. но к этому надо прибавить так же и стоимость одной обстрелянной бронемашины, так как она уже не будет подлежать ремонту, и собственные расходы производителя бронеавтомобиля. Высокие степени защиты, известные как Б6 или Б7 по евростандарту, охватывают фактически все стандартные армейские винтовки с соответствующими стандартными или специальными боеприпасами (достаточно серьезная защита). Здесь применяется в основном спецбронесталь, часто в разных сочетаниях с баллистическими тканями, а иногда в целях облегчения - и баллистическая керамика. Но прибавка в весе получается все же ощутимая: от 800 до 1200 кг. Стандартное содержание европейского сертификата на бронеавтомобиль В пакет сертификационных документов, которые получает в Европе клиент, покупая автомобиль, входят:
Обязательным приложением к сертификату является протокол испытаний, но на практике этот протокол чащевсего получает гриф и уже не может быть передан клиенту. Сертификат действителен только для протестированной конструкции; любое изменение в бронеконструкции автоматически приведет к потере действительности сертификата либо к необходимости полностью "пересертифицировать" все, что связано именно с этим изменением. Это означает, что наряду с бронированием и испытанием должна проводиться и серьезная работа над несущей конструкцией автомобиля, и над ходовой частью и отдельными узлами (стеклоподъемники, петли и пр.) - работы дорогостоящие, поскольку все изменения должныбыть подвержены соответствующим испытаниям, а, возможно, и сертификациям. Если стандартное испытание обстрелом здесь обойдется не менее чем в 20 тыс. евро, то добавляются так же испытания ручными гранатами (примерно 8 тыс. евро) и испытание зарядом ВВ (примерно 12 тыс. евро). На эти испытания также придется "угробить" не менее двух машин, и собственные расходы значительно выше. Но и это так же не все. Если провести испытания структуры бронеавтомобиля и усиленной ходовой части только по программе надзорной организации TUV, на это потребуется дополнительно порядка 50 тыс. евро. Автомобильные фирмы обычно на эти и другие испытания тратят гораздо большие средства - от 2 до 4 млн евро, включая крэш-тесты, проверку петель, стеклоподъемников, отдельных элементов ходовой, тормозной системы и т.д. (и чаще всего по стандартной программе для серийных автомобилей!). И все это наряду со стоимостью разработок по броне и прочим системам. Что делать? Давайте исходить из практической ситуации: вы намерены заказать бронеавтомобиль высокой степени защиты. Самый простой случай - если вы являетесь ведомственным заказчиком. вы можете наилучшим образом решить проблему: заказать "заводской броневик", который, полностью сертифицирован по всем вышеуказанным правилам и нормам; стоимость на него будет соответствующей. К сожалению, выбор таких машин ограничен по понятной причине: разработка подобных спецпродуктов влетает автомобильным концернам "в копеечку". Обычно у каждой фирмы, чаще всего многие годы работающей в области производства спецавтомобилей, имеется по одному типу таких машин. Что касается тех, кому заводские бронеавтомобили не пришлись по вкусу, им следует обращаться в специализированные фирмы, занимающиеся добронированием. Добронировщики "раздевают" серийный автомобиль, вставляют туда броню по всем правилам, в лучшем случае немного повозятся с ходовой частью, затем собирают машину, хорошо приспособив внутреннюю отделку к броне (клиенту это видно прежде всего), и - бронемашина готова. Судите сами по предложенным вам ценам за добронирование, можно ли ожидать какие-то многозначительные испытания и сертификацию со стороны таких компаний? Добронировщики приводят в свою пользу разнообразные аргументы. Самые распространенные из них таковы: "мы уже 10 лет занимаемся бронированием, и никто в наших машинах так же не пострадал", или "мы бронировали уже столько автомобилей". Но это не доводы для потенциального заказчика. Во-первых, возможно, за все 10 лет и не было ни одного серьезного нападения. Во-вторых, кто может определить, насколько хорошо были сделаны выпущенные ими автомобили? Мало кто придет указать на ошибки, все - таки за машину было выложено столько "зеленых", не лучше ли больше ничего не трогать и тихо помучиться... Особенно не доверяйте тем, кто старается прикрыться "производственной тайной"; настоящий специалист достаточно откровенно будет общаться с вами, естественно до определенного предела. Как так же можно отличить приличного добронировщика от очковтирателя? Поинтересуйтесь, участвовали ли специалисты фирмы в обстрельных и взрывных испытаниях автомобилей, каких типов автомобилей и в каком году, поскольку существуют компании, в которых никто из сотрудников ни разу в жизни подобные испытания даже не наблюдал! Но откуда им знать, как установленная ими броня поведет себя в случае того или иного воздействия? Возможно, они знают, какой обстрел выдерживает бронематериал в виде плоского листа, но в современных автомобилях плоских деталей считанное количество! Главные знания и умения бронировщиков заключаются как раз в выборе и обработке бронематериалов, в таком соединении их м. собой и с кузовом, чтобы получившаяся конструкция при всех стандартных попаданиях пуль не пропускала бы их внутрь кабины. Прежде всего необходимы умелая "гибка" спецсталей, сварка брони (но только м. собой, а не к кузову!), умелый подбор формы деталей защиты, особенно в области так называемых "оверлапов" (прикрытий технологических щелей автомобиля), или создание переходов м. элементами и материалами. И все это должно осуществляться с учетом тех обстрелов и взрывных испытаний, которые человек видел собственными глазами и имел принцип. возможность проанализировать результаты. Согласимся с тем, что название "бронеавтомобиль с защитой на уровне Б6" чаще всего означает то, что при создании брони использовались материалы, сертифицированные обстрелом на уровне Б6. А как с ними обходились (любую бронесталь можно испортить неумелой сваркой), как их вставляли в машину (все - таки о коррозии, структуре автомобиля и крэш-тестах мы не говорили) и что в результате этого получилось - это уже другой разговор. Конечно, никто не может ожидать, что добронировщик ради выпуска одной-единственной машины для клиента за свой счет забронирует так же второй (третий) автомобиль, выполнит по всем правилам испытания и проведет сертификацию. Вы, как производитель, были бы готовы выложить такие средства? А как клиент? Так что давайте смотреть правде в глаза: кто хочет иметь проверенное качество, тот должен быть готов за это заплатить. В области производства бронеавтомобилей, несомненно, есть опытные люди, которые по умеренным ценам смогут найти решения, реализующие запросы клиента, и обойдутся без некоторых испытаний. Этот личный опыт ничем не заменишь. И на него можно рассчитывать. Легче всего решаются вопросы практического применения спецбронеавтомобиля как транспортного средства. Ведь, к счастью, более 99% всех этих машин проживут свою жизнь без единого нападения... Вместо заключения Прошу прощения у уважаемого читателя, что вопрос сертификации за океаном остался немного в стороне. Могу лишь привести данные американского стандарта NIJ 0108.01 по бронематериалам (табл. 3). Не хотелось бы распространяться о том, в чем ни разу не участвовал сам. Что же можно сказать в заключение по поводу стандартов и какой совет дать потенциальным покупателям? Сертификаты из разных стран выдаются в достаточно строгом соответствии с нормами и правилами, лежащими в их основе. Но эти правила в деталях могут достаточно сильно расходиться. Приведу наглядный пример. Отстрел материала по европейским стандартам считается успешным, если никакого прохождения через преграду не было. Другими словами, если в броне оказалась малюсенькая щель, через которую можно увидеть свет с той стороны преграды, или если пуля застряла в преграде, но ее видно с тыльной стороны - все это считается прострелом, даже если никакого повреждения тонкой "меточной" алюминиевой фольги за преградой и не произошло. Норма обстрела бронеавтомобилей, как вы помните, имела иной параметр успеха. Или другой пример, на этот раз из области бронежилетов. Испытания жилета проводятся на пластилиновом блоке определенной мягкости, имитирующем человеческое тело. Немецкая норма допускает вмятину вследствие обстрела в 20 мм, английская в 22 мм, а штатовская -аж в 40 мм! Для реального человека, одетого в такой жилет, эта разница вполне ощутима. К чему эти доводы: в собственных интересах рекомендую вам как клиентам или советчикам клиентов при рассмотрении вопросов защиты, в том числе мобильной защиты (бронеавтомобиль), основательно расспрашивать ваших потенциальных поставщиков, проявлять тщательность в подходе к малейшим деталям, вооружаться здоровым недоверием ко всякого рода устным обещаниям, которые потом в контракте не встречаются, и к общим ("резиновым") формулировкам - все - таки речь идет о вашей или вашего клиента жизни, которая, как принято считать, у каждого одна. И скупиться в этих вопросах тоже неуместно: хорошая работа имеет свою цену, а дешевая броня, она и есть дешевая, выгодной она все равно не будет - все - таки работа ручная, даже в самых больших автомобильных фирмах. Независимый эксперт Читайте далее: Автовернисаж Сколько стоит евросертификат для бронеавтомобиля Вставки безопасности "Армтайр" для любого типа автомашин Броня в действии Мнения производителей о тендерах Сбербанка Некоторые особенности эксплуатации и утилизации бронеавтомобилей
|