8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Вы находитесь в разделе Типовых решений систем безопасности

Об организации опытного функционирования ЕДДС на базе телефона "01"





Необходимость создания единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) была продиктована прежде всего двумя факторами: имеющейся в мировой практике тенденцией к облегчению обращений граждан в службы экстренного вызова путем ввода единых телефонных номеров ("911" - в США и Канаде, "112" - в Западной Европе), и потребностью в повышении эфф. организации совместных действий муниципальных служб при возникновении чрезвычайных происшествий и ситуаций

Цель организации и назначение ЕДДС



Целью создания и развития ЕДДС (сейчас ЕДДС называют также "единая служба спасения" - ЕСС) является повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС), информированности населения и организаций о фактах их возникновения и принятых по ним мерах, эфф. взаимодействия привлекаемых сил и средств, постоянной готовности и слаженности совместных действий.

Особенностью ЕДДС является наличие в ее структуре объединенной диспетчерской службы, предназначенной для приема сообщений о ЧС от населения и организаций, их обработки и оперативного информирования всех заинтересованных дежурно-диспетчерских служб (ДДС), что позволяет обеспечить единое информационное пространство в звене единой государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС).

Приказом МЧС России от 10.09.02 № 428 была утверждена Концепция развития ЕДДС в субъектах Российской Федерации. ЕДДС должна представлять собой органы повседневного управления местных подсистем РСЧС, центров управления силами (ЦУС), центральных пунктов пожарной связи (ЦППС), и пунктов связи пожарных частей (ПСЧ) территориальных органов управления государственной противопожарной службы (ГПС).

ЕДДС на базе "01" предназначена для приема от населения и организаций сообщений о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС, оперативного реагирования и координации совместных действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб, поисково-спасательных и противопожарных сил постоянной готовности в рамках объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) при ЧС.

Создание ЕДДС на территориях субъектов Российской Федерации Общее состояние дел

Приказом МЧС России от 02.12.02 №553 "О создании и организации опытного функционирования на территориях субъектов Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб (единых служб спасения - ЕСС) на базе телефонного номера "01" был утвержден соответствующий план работ, и определена система отчетности и контроля за его выполнением. Данный план предполагает опытную эксплуатацию и ввод в действие ЕДДС "01" во всех субъектах Российской Федерации в течение 2003 г. Поскольку на на данный моментшний день создано немногим более 500 ЕДДС (причем в большинстве своем так же недостаточно оснащенных), понятно, что для выполнения поставленной задачи потребуются большие усилия.

Учитывая важность скорейшего ввода в действие ЕДДС на базе "01", МЧС России взяло решение вопроса под свой контроль. Состояние дел по данной проблеме докладывается руководству министерства еженедельно.

По данным на 30 июня 2003 г., из 36 субъектов Российской Федерации, в которых по итогам первого и второго кварталов текущего года должна быть развернута ЕДДС (ЕСС), реально введена автоматизированная система на базе единого телефона "01" (объединенные диспетчерские) лишь в 18 субъектах: Республике Дагестан; Республике Саха (Якутия); Удмуртской Республике; Кабардино-Балкарской Республике; Нижегородской, Курской, Самарской, Ульяновской, Магаданской, Курганской, Свердловской, Воронежской, Калужской, Ивановской областях; Усть-Ордынском Бурятском и Ненецком АО; Ставропольском и Алтайском краях, что составляет 50% от плана. В остальных субъектах ЕДДС (ЕСС) организована по принципу "раздельных диспетчерских". Здесь переход на прием сообщений от населения по телефону "01" осуществлен в "приказном" порядке через систему центральных пунктов пожарной связи ГПС без включения в работу технических средств (автоматизированных систем) приема, обработки и коммутации сообщений о ЧС по назначению в соответствующие оперативные службы. Это ведет к перегрузке линий "01" и образованию дополнительной нагрузки на диспетчеров ЦУС УГПС.

Дальневосточный регион

Четыре субъекта Российской Федерации на территории Дальневосточного региона к 30.06.03 должны завершить работу по переводу ЕДДС на единый номер "01". Из них ЕДДС Приморского края начала работу на базе телефона "01" в течение второго квартала. По принципу "объединенная диспетчерская" работают только ЕСС Республики Саха (Якутия) и Магаданской области. Определены источники финансирования, внедрена автоматизированная система приема и обработки сообщений о ЧС.

ЕДДС Хабаровского и Приморского краев в настоящее время работают по принципу "раздельные диспетчерские" и проводят подготовительные мероприятия по техническому решению объединения диспетчерских служб.

В других субъектах в настоящий момент проводятся организационно-технические и согласовательные мероприятия.

Сибирский региональный центр

На территории Сибирского регионального центра к 30.06.03 семь субъектов Российской Федерации должны завершить работу по переводу ЕДДС на единый номер "01". Усть-Ордынский Бурятский АО и Алтайский край организовали ЕСС по принципу "объединенная диспетчерская". ЕДДС Томской области функционирует пока в режиме "раздельная диспетчерская".

Работа по вводу ЕДДС на базе телефона "01" в Таймырском, Агинском, Бурятском и Эвенкийском АО, и в Республике Алтай из-за отсутствия финансирования до настоящего времени не проводилась. Сейчас началось поступление средств из местных бюджетов.

Приволжско-Уральский регион

В Приволжско-Уральском регионе к 30.06.03 двенадцать субъектов Российской Федерации должны были завершить работу по переводу ЕДДС на единый номер "01". Работа проделана в полном объеме в Нижегородской, Курганской, Свердловской, Самарской, Ульяновской областях и Удмуртской Республике. С 01.05.03 к опытному функционированию приступила ЕДДС Республики Марий Эл.

В остальных субъектах региона: Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Оренбургской и Кировской областях работа по переводу ЕДДС на единый номер "01" не завершена. Прием сообщений от населения по номеру "01" осуществляется через центральные пункты пожарной связи. Функционирование территориальных ЕДДС и ЦУС ГПС организовано по принципу "раздельные диспетчерские".

В соответствии с решением МЧС России время начала работы ЕДДС на базе телефонного номера "01" для Пермской области было перенесено на 30.06.03.

Северо-Западный регион

К 30.06.03 в трех субъектах Российской Федерации Северо-Западного региона: г. Санкт-Петербурге, Вологодской области и Ненецком АО организована работа ЕСС по телефону "01". Работа ЕДДС с объединенными диспетчерскими и приемом сообщений от населения по телефону "01" организована только в Ненецком АО. В г. Санкт-Петербурге и Вологодской области работа организована по принципу "раздельные диспетчерские", прием от населения сообщений о чрезвычайных ситуациях по номеру "01" осуществляется городскими и районными дежурными сменами центров управления и силами центральных пунктов пожарной связи УГПС; автоматизированные системы приема, обработки и передачи сообщений и команд в действие не введены.

Начало функционирования ЕДДС на базе телефонного номера "01" во всем Северо-Западном регионе запланировано с 01.11.03.

Южный региональный центр

В Южном региональном центре в Республиках Дагестан и Кабардино-Балкария и Ставропольском крае организовано дежурство по принципу "объединенная диспетчерская".

В Республиках Адыгея и Калмыкия ЕДДС на базе телефона "01" работает по принципу "раздельные диспетчерские", и прием дежурными сменами ЕДДС осуществляется по телефонам городских телефонных сетей от операторов центральных пунктов пожарной связи УГПС.

Центральный регион

В Центральном регионе из семи субъектов Российской Федерации только в Курской, Воронежской и Калужской областях работа ЕДДС организована по принципу "объединенная диспетчерская" на базе телефона "01". В Смоленской области ЕДДС работает в режиме "раздельная диспетчерская".

Сроки, установленные планом на первый квартал, в Ивановской области не были выполнены. Срок запуска технических систем ЕДДС на базе телефона "01" в области был перенесен на 30.05.03. В настоящее время ЕДДС Ивановской области начала функционировать.

Работа по организации ЕДДС с новым статусом телефона "01" в Белгородской и Брянской областях так же не завершена. Областные ЕДДС к работе не приступили.

Калининградская область

В полном объеме на единый номер "01" Калининградская область должна была перейти с 01.06.03. Из-за отсутствия финансовых средств в областном бюджете ЕДДС Калининградской области работает только в режиме "раздельная диспетчерская".

Москва

В Москве начало функционирования и переход на единый номер "01" в полном объеме были определены на 01.06.03. но в настоящее время продолжают проводиться мероприятия по техническому решению вопроса объединения диспетчерских служб.

первопричины отставания и опыт работы отдельных ЕДДС

Итак, выполнение плана ведется с заметным отставанием. Причин тому несколько.

Прежде всего, это большой объем работы, который оказался не по силам руководителям и специалистам в некоторых субъектах. Практически параллельно идет отработка организационной структуры ЕДДС с новым статусом телефона "01", отработка алгоритмов функционирования диспетчерских и оперативных групп, проектирование автоматизированных систем ЕДДС и практическое создание новых диспетчерских с новыми функциями, решение технических вопросов, освоение новых обязанностей, обуч. и т.д. Безусловно, здесь лучше ситуация в тех субъектах Российской Федерации, где разработана и утверждена соответствующая концепция создания ЕДДС, где технический проект на ЕДДС своего субъекта был заказан головной организации по созданию ЕДДС - ФЦ ВНИИ ГО ЧС.

Другая важнейшая проблема - это ограниченное финансирование. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.02 № 1376-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано предусматривать в соответствующих бюджетах финансовые средства для создания единых диспетчерских служб, в том числе в рамках региональных целевых программ по укреплению пожарной безопасности. Тем не менее далеко не во всех субъектах РФ такие программы были разработаны. Конечно, экономическая ситуация в различных субъектах разная, но организационное начало для получения соответствующего финансирования положено и необходимо работать в этом направлении.

На на данный моментшний день наиболее системно решаются вопросы создания и развития ЕДДС в Курской, Свердловской, Нижегородской, Костромской, Орловской и Тульской областях.

В отдельных субъектах ЕДДС взяли на себя дополнительные функции, в которых были заинтересованы жители и местная администрация. Прежде всего, это диспетчеризация по проблемам жилищно-коммунального хозяйства, прием и распространение сообщений от населения и организаций о возникающих проблемах. Так, объединенная дежурно-диспетчерская служба г. Казани (там именно так назвали ЕДДС) помимо выполнения своих непосредственных функций ведет прием и передачу в соответствующие службы жилищно-коммунального хозяйства сообщений об авариях, недостатках в работе указанных служб, и отслеживает принимаемые по поступившим сигналам меры.

Интересен опыт Главного управления по делам ГО и ЧС г. Москвы, которое совместно с городской администрацией включило проект создания современной ЕДДС "01" в городскую целевую программу "Электронная Москва", являющуюся частью федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002—2010 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.02 № 65. Этот опыт может быть полезен и в других регионах.

Важной проблемой является автоматизация функционирования ЕДДС, современное техническое оснащение, использование необходимых программных продуктов, обеспечивающих решение задач ГО и ЧС и ГПС. По имеющимся данным, за первое полугодие текущего года только 10 диспетчерских служб можно отнести к ЕДДС с высокой степенью автоматизации, а к частично оснащенным - всего 90. Очевидно, что без решения этой проблемы удовлетворительный результат достигнут быть не может. Соответствующие мероприятия в настоящее время организуются и проводятся во всех субъектах РФ.

Из анализа создания и развития ЕДДС может быть сделан так же один вывод: практически вся нагрузка по формированию и становлению ЕДДС лежит на ее штатных сотрудниках и руководителях ГО и ЧС и ГПС, в то время как сотрудники оперативных отделов, в помощь которым и создается ЕДДС, не принимают активного участия в работе. Их содействие было бы особенно полезно в организации и развитии объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) в ЧС, центральным ядром которой и является ЕДДС. Создание ОСОДУ, организация информационного обмена и взаимодействия в условиях ЧС позволит быстрее сформировать ЕДДС и показать ее эффективность.

С.С. САЛОВ
Эксперт, МЧС России

С.Н. НЕХОРОШЕВ
Эксперт, ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России




Читайте далее:
Математическое моделирование как способ поддержки принятия решений в случае возникновения чрезвычайн
Cамая надежная защита. Профилактика -лучшее средство спасения от хакеров и вирусов
Новый каталог
Аудит безопасности: реалии и заблуждения
Новые технологии пожаротушения
Об организации опытного функционирования ЕДДС на базе телефона "01"
Опыт США в борьбе с ядерным терроризмом
Оптимизация построения технических систем безопасности фармацевтического предприятия
Перспективные технические средства обнаружения загораний
Полимерные материалы пониженной горючести в инженерно-технических средствах защиты
Проблемы и перспективы частной охраны
Противопожарная безопасность учреждения культуры
Региональные органы управления МЧС России
Сетевые видеокамеры: нет места скепсису
CCTV: качество сервиса