Раздел: Документация
0 ... 23 24 25 26 27 28 29 ... 114 основной причиной травматизма на электроприводе является то, что переключения и подключения оборудования, замену предохранителей и тому подобные операции выполняют лица не-электропрофессий, которые производят эти работы без снятия напряжения. Нельзя не обратить внимания и на недостаточную надежность изоляции маломощных двигателей. Зарегистрировано восемь смертельных поражений, явившихся результатом прикосновения к выводам электродвигателей. Это связано с тем, что большое число маломощных двигателей поступает на монтаж без клеммных коробок. Кустарное их изготовление или соединение вообще без коробок снижает прочность изоляции в местах подключенных соединений. Восемь других смертельных поражений были вызваны случайным прикосновением токоведущнх проводов к крышкам клеммных коробок, которые из-за отсутствия заземления оказались под напряжением. Как известно, между клеммной коробкой н корпусом станка имеется изоляционная прокладка, и потому замыкание на корпус клеммиой коробки не приводит к короткому замыканию. Вот почему металлическая крышка клеммной коробки может длительное время находиться под напряжением, и это остается незамеченным. Обе только что указанные причины поражений чрезвычайно опасны, потому что выявить их существующими методами профилактических испытаний очень трудно. Чтобы избежать повторения подобных поражений, нужно изменить конструкцию выводов электродвигателей и клеммных коробок и, кроме того, применять лишь такие коробки, которые сделаны из изоляционных материалов. Поражения, вызванные прикосновением к незаземленным корпусам электродвигателей, относятся главным образом к двигателям, работающим на наружных сетях и предназначенным для строительных и ремонтных работ. Особенно много электротравм этого рода регистрируется в сельском хозяйстве, в первую очередь на животноводческих фермах. Три несчастных случая явились следствием попадания пыли и грязи на обмотки двигателей и в пускорегулирующую аппаратуру. Надо сказать, что эти двигатели не были приспособлены для работы в пыльных и грязных помещениях. Один не смертельный, но тяжелый несчастный случай произошел с опытным электромонтером вследствие того, что монтаж пусковой и защитной аппаратуры на современных двигателях не унифицирован: в одних случаях аппаратура легко доступна для осмотра н ремонта, в других доступ к ней весьма затруднен. Монтер привык к определенному расположению токоведущих частей и, обслуживая новый двигатель, где они расположены иначе, коснулся токоведущих частей при замене предохранителей. Он получил удар током, отдернул руку и инструментом, который находился в этой руке, непроизвольно замкнул токоведущие части, что и повлекло за собой тяжелые ожоги. Следует отметить, что единообразие в расположении защитной аппаратуры и пускорегулирующих устройств отсутствует и у станков новейших отечественных марок, хотя унификация здесь крайне необходима. Отрадно, что в последние годы значительно улучшилась изоляция пускателей, в связи с чем число поражений, вызванных ее неисправностью, уменьшилось. Анализируя поражения электрическим током на электроприводе, надо подчеркнуть, что чаще всего они вызываются неудовлетворительным состоянием его вспомогательных элементов. Специальные электродвигатели с аппаратурой для сырых, особо сырых н пыльных помещений, наружных установок и химических производств все еще дефицитны. Единые требования безопасности к электроприводам не разработаны. Наконец, недостаточен контроль за состоянием нх заземления и зануления. Электросварочные агрегаты. С электрооборудованием этих агрегатов связано значительно большее относительное число несчастных случаев, чем с электродвигателями и другим технологическим оборудованием. При этом на собственно сварщиков приходится меньше половины (42,3%) всех поражений, происшедших на сварочных агрегатах. Остальные 57,7% пострадавших распределяются следующим образом: 8,4%—электромонтеры, 22,1% — рабочие металлообрабатывающих профессий, 27,2%—бетонщики, бурильщики и представители других профессий. Такое распределение по профессиям лиц, чья травма связана с электросварочным оборудованием, нельзя не поставить в связь с тем, что опасность, которую представляет собой напряжение ниже 65 В, недооценивается. Состояние изоляции соединительных проводов часто бывает неудовлетворительным, к аппаратам допускаются неспециалисты. Среди пострадавших оказались, например, главный механик хлебозавода, начавший сварку электродом с дефектной изоляцией, бухгалтер предприятия, пытавшийся заварить поломанный багажник своего велосипеда, комбайнер, школьники н т. п. При каких обстоятельствах произошли этн поражения? В 58% случаев они имели место в результате случайного соприкосновения с неизолированной частью электрода, в 19,9% — при подключении, отключении и ремонте сварочных аппаратов без снятия напряжения, в 9%—из-за отсутствия заземления при повреждении изоляции, в 8,3%—из-за прикосновения к соединительному проводу с поврежденной изоляцией, в 4,8% — от других причин. В работе [24] показано, что 52 электротравмы за три года произошли вследствие неудовлетворительной конструкции электрододержателя и отсутствия автоматического отключения напряжения холостого хода. so Производственный травматизм на сварочных аппаратах можно снизить, если обзавестись гибкими, хорошо изолированными проводами достаточного сечения, специально предназначенными для передвижных аппаратов и установок. Следует добиться применения только безопасных электрододержателей с устройствами для автоматического снятия напряжения на холостом ходу. Надо сказать и о том, что объем и методика профилактических испытаний сварочной аппаратуры нуждаются в пристальном внимании эксплуатационного персонала. Главное тут в том, что сварочные установки (как и другие передвижные установки) следует проверять и испытывать вместе с соединительными проводами и электрододержателями. Высокочастотные установки. Как уже указывалось, на одну высокочастотную установку приходится в 118 раз больше поражений, чем на один электропривод. В 42% случаев поражения явились результатом прикосновения к токоведущим частям при неснятом напряжении и выведенной из действия защитной блокировке, причем в 25% случаев это сделали сами пострадавшие. В 1964—1966 гг. поражений вследствие вывода из действия защитной блокировки было 70,1% [24]. Характерно, что 13,3% несчастных случаев имели место при ремонте генератора под напряжением; 11,2% произошли из-за отсутствия заземления нлн его обрыва, в то время как металлические части, доступные для прикосновения, находились под напряжением; 4,5% поражений были вызваны прикосновением к неразряженным конденсаторам. Зарегистрировано несколько травм с летальным исходом на высокочастотных терапевтических аппаратах. Во всех случаях жертвами стали опытные работники, не один год обслуживавшие их. Причины большого электротравматизма на высокочастотных установках заключаются в их конструктивных недочетах и в неудовлетворительной организации их эксплуатации. В частности, ненадежная блокировка генераторных шкафов «облегчает» доступ к токоведущим частям, а прикосновение к ним было причиной ряда смертельных поражений. Использование токов высокой и сверхвысокой частоты — характерная черта новой технологии. Число установок, в которых применяются такие токи, будет нарастать. В цехах будет появляться к тому же все больше аппаратуры разных систем напряжения и разных родов тока, причем обслуживать всю эту далеко не простую технику чаще всего придется технологическому персоналу — лицам неэлектропрофессий. Все это делает насущно необходимым серьезное улучшение конструкций, значительное повышение надежности изделий и элементов, входящих в комплект высокочастотных и им подобных установок. Одновременно с этим должна решаться и задача качественного улучшения их профилактических испытаний и ремонтов. 0 ... 23 24 25 26 27 28 29 ... 114
|