Раздел: Документация
0 ... 20 21 22 23 24 25 26 ... 114 сварочные агрегаты являются объектами, на которые приходится весьма большое число поражений. Примечательно и следующее. В СССР, где сварка распространена не меньше, чем в Англии, число таких поражений относительно ниже. И если мы нередко говорим о недостаточной электробезопасности наших электросварочных работ, то в Англии упущений в этом отношении, по-видимому, еще больше. Распределение электротравм по видам оборудования преследует цель выявить, в чем кроется причина поражения: в недочетах конструирования, изготовления и монтажа электрооборудования или же в низкой культуре его эксплуатации. В литературе по этому вопросу имеется крайне мало данных, что нельзя не поставить в связь с трудностями получения исходных сведений. Проведенное нами изучение актов о несчастных случаях позволяет выделить три группы причин: 1)около 40—45% электротравм объясняются недочетами эксплуатации оборудования, приводящими к снижению сопротивления изоляции, к появлению напряжения на нетоковеду-щих частях оборудования, которые не должны быть под напряжением, и, наконец, к неотключению оборудования при электрических повреждениях; 2)не менее 25—30% электротравм вызываются неудовлетворительной организацией рабочего места и недостаточным инструктированием работников, следствием чего могут быть: подача напряжения на оборудование, на котором работают люди; прикосновение к находящимся под напряжением токоведущим частям; неправильные операции с оборудованием, представляющим опасность для работающих; неумение оказать первую помощь пострадавшему; 3)от 30 до 35% поражений вызываются недочетами конструкции и монтажа оборудования, например наличием открытых или ненадежно укрытых токоведущих частей, применением металлических кожухов и элементов конструкций (там, где могут применяться кожухи из изоляционных материалов), недостаточностью расстояния между токоведущими частями и металлическими элементами оборудования и т. д. Если вторая группа причин вызывается, по существу, условиями эксплуатации, а третья — недочетами конструкции и монтажа оборудования, то первая охватывает и условия эксплуатации, и недочеты конструкции. Следовательно, в первом приближении можно считать, что 52% всех поражений происходят из-за неудовлетворительной эксплуатации. Эта оценка близка к данным [24], где указывается, что по причине неудовлетворительной эксплуатации происходит 58% всех электротравм. А отсюда следует важный вывод: электротравматизм в короткий срок может быть сокращен вдвое, поскольку недочеты эксплуатации, и в первую очередь отсутствие должной профилактики, устранимы простыми организационно-техническими мероприятиями. Значительно сложнее устранить дефекты изготовления, начиная от проектирования и кончая монтажом. Наличие нх свидетельствует о том, как сложна проблема надежности, а возможно, и о том, как недостаточно внимание к ней. Решение этой проблемы должно будет в конце концов привести к полному устранению электротравматизма. Анализируя электротравматизм, полезно выводить его удельные показатели по различным видам оборудования. Вот что дает сопоставление некоторых удельных показателей. Если число электротравм, приходящихся на один электродвигатель, принять за единицу, то окажется, что на один электросварочный аппарат их приходится в 41 раз, на один переносный или передвижной временный электроприемиик — в 72 раза, а на одну высокочастотную установку — в 118 раз больше. Небезынтересно определить также соотношение электротравм, происходящих в стационарных и временных сетях напряжением ниже 1000 В. Приняв число электротравм, приходящихся на 1000 км стационарной электросети, за единицу, мы установим, что на ту же протяженность временной сети их приходится в 35 раз больше. Только что названные нами удельные показатели высчитаны по материалам специального обследования, проведенного на нескольких предприятиях, и распространять их на всю промышленность страны было бы, конечно, неправильно. Тем не менее они отображают в известной степени и общую картину. Так, не приходится сомневаться в том, что технический уровень эксплуатации стационарных электродвигателей значительно выше, чем другого электрооборудования. Это объясняется, в частности, тем, что стационарные электродвигатели обладают меньшим числом конструктивных недостатков и дефектов, допущенных в процессе изготовления. Электротравмы происходят на оборудовании, весьма различном как по назначению, так и по конструкции. Поэтому непросто сформулировать общие пожелания по повышению его надежности, исходя к тому же лишь нз анализа электротравматизма. Однако мы, пожалуй, не ошибемся, если выдвинем следующие рекомендации: а)при проектировании н изготовлении электрооборудования надо стремиться выполнять конструктивные детали и конструкции в целом по возможности из изоляционных материалов; б)надо применять такие изоляционные материалы, которые надежно сохраняют свои изолирующие свойства; в)металлические части аппаратов и приборов, могущие оказаться при пробое изоляции под напряжением, следует окрашивать краской, обладающей изолирующими свойствами; г)аппараты со сложной системой напряжения, и особенно те из ннх, которые приходится вскрывать в процессе нх эксплуатации, надлежит снабжать простой и надежной блокировкой, исключающей возможность «шунтирования»; д)должен быть обеспечен свободный доступ ремонтного персонала к токоведущим частям; е)марки применяемых проводов и кабелей должны соответствовать условиям эксплуатации оборудования; ж)при конструировании оборудования необходим всесторонний учет опыта эксплуатации, и в особенности уроков происшедших аварий н электротравм. Чтобы конкретизировать эти общие пожелания применительно к отдельным видам оборудования, небходимо усилить деятельность научно-исследовательских институтов, технических институтов, технических инспекций энергосбытов, энерго-управленнй н энергосистем министерств и ведомств по систематизации н обобщению эксплуатационного опыта энергетиков предприятий. Работы в этом плане ведутся немалые. Их отражением являются многочисленные публикации в технических журналах, а также рекламации, направляемые заводам — изготовителям оборудования. Однако размах всей этой деятельности еще недостаточен. Поэтому представляется целесообразным остановиться на некоторых результатах предпринятого нами специального изучения электротравм на различных видах оборудования, в процессе которого тщательно расследовались технические обстоятельства поражений. Воздушные линии электропередачи. Несчастные случаи ввоз-душных сетях напряжением ниже и выше 1000 В произошли (в процентах): При ремонте сети...................36,3 i обрыве и схлестывании проводов.........22,7 i производстве строительных работ вблизи линии электропередачи ...................10,1 При подключении и переключении...........12,8 i прочих обстоятельствах..............18,1 Итого.....100,0 В прошлые годы доля электротравм, возникших в результате обрыва и схлестывания проводов, составляла 26,7%. Некоторое снижение этой доли следует объяснить применением более надежной системы крепления, профилактикой и, наконец, разъяснительной работой среди населения об опасности прикосновения к оборвавшемуся проводу. К числу подключений и переключений отнесены и случаи ошибочного попадания персонала в ячейки, находящиеся под напряжением. В группу поражений при прочих обстоятельствах вошли несчастные случаи, вызванные наведенным напряжением. О воз- 0 ... 20 21 22 23 24 25 26 ... 114
|