Раздел: Документация
0 ... 19 20 21 22 23 24 25 ... 114 ния изготовляется в специальном выполнении для конкретной технологии производств. На этот путь вступили Япония, Англия и ряд других стран. Ведутся в этом плане работы и у нас. Их следует всячески развивать. Очень многие отрасли народного хозяйства уже стали или быстро становятся крупными потребителями электрической энергии, предъявляющими специфические требования к конструкции технологического оборудования и к условиям его эксплуатации. Повышение надежности технологического оборудования в целом, его ресурса и долговечности в значительной степени обусловливается надежностью электрооборудования, а это неразрывно связано с обеспечением электробезопасности. Внедрение специализированного оборудования следует считать поэтому одной из важнейших основ электробезопасности. То обстоятельство, что среди пострадавших от электрического тока 41,2% составляют лица электропрофессий, можно, конечно, объяснить спецификой их работы — ежеминутным «общением» с оборудованием, находящимся под напряжением. Но объяснение не есть оправдание. Ведь лица электропрофессий, особенно работающие на электростанциях, в электросетях и магистральных линиях электропередачи, обучены правилам электробезопасности наилучшим образом. Тем не менее трагические исходы грубых нарушений этих правил, допускаемых опытными, дисциплинированными и, казалось бы, безупречными работниками, носят далеко не единичный характер. Видимо, немалую роль в этих нарушениях играет психогенный фактор. Отсюда задача — внедрить по отношению к лицам электропрофессий те приемы оценки трудовой собранности эксплуатационного персонала и те методы изучения энергоресурса операторов с помощью различного рода тренажеров и измерительных комплексов, которые весьма успешно применяются в авиации и на железнодорожном транспорте. 3-4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОТРАВМ ПО УСЛОВИЯМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ЧЕРЕЗ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА Данные соответствующего изучения несчастных случаев приведены ниже в процентах: Непосредственное соприкосновение с открытыми токове- дущими частями...................69,9 В том числе: случайное, не вызванное производственной необходимостью соприкосновеннее токоведущими частями и проводами...............31,6 соприкосновение в процессе производственной работы ...................... 2,7 ошибочная подача напряжения во время ремонтов, осмотров и т. д.................25,6 3* 67 Соприкосновение с конструктивными частями оборудования, оказавшимися под напряжением ....... 24,8 В том числе: при отсутствии заземления оборудования, обрыве заземляющей проводки и соприкосновении токо-ведущих частей с металлическими предметами 20,2 при наличии резкого снижения изоляционных свойств неметаллических конструктивных частей оборудования................. 4,0 при наличии заземления, обладающего большим сопротивлением ................ 0,55 при наличии заземления, удовлетворяющего требованиям существующих правил и норм .... 0,05 Соприкосновение с металлическим и неметаллическим предметом, оказавшимся под напряжением......11,7 Соприкосновение с полом, стенами и конструктивными деталями строительной части помещений, оказавшимися вследствие повреждения изоляции под напряжением; поражение шаговым напряжением....... 2,4 Поражение через дугу при операциях с отключающими устройствами..................... 1,2 Итого..............100,0 Изучение тех довольно скупых данных по рассматриваемому вопросу, которые можно найти в литературе, показывает, что эти цифры объективно и достаточно полно отражают условия возникновения электрической цепи через тело человека. Одной из основных причин, обусловливающих образование поражающей цепи, является соприкосновение с токоведущими частями «через предмет». Эти предметы весьма различны. Среди них: лестница, которая при переносе ее людьми, задела за обнаженный провод, кабина крана, которой коснулись в момент, когда его стрела рвала провод; клеммы, находившиеся под напряжением; инструмент с поврежденной изоляцией; мокрая доска, на которой был укреплен пускатель с клеммой, касавшейся поверхности этой доски, и т. п. 3-5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОТРАВМ ПО ВИДАМ ОБОРУДОВАНИЯ Анализ травматизма по отдельным видам оборудования представляет немалый практический интерес хотя бы потому, что он может дать богатый материал для предъявления конкретных рекламаций к предприятиям, выпускающим электрическое оборудование. В табл. 3-1 приведено распределение электротравм по видам оборудования. Оно не претендует на особую точность. Спорным в ряде случаев являлось отнесение той или иной электротравмы к сетям или к электроприводу, к силовым сетям или к осветительным. Но эти детали не меняют важного вывода, следующего из данных таблицы и сводящегося к тому, что на малоэнергоемком оборудовании имеется заметный процент no- es Таблица 3-1 Распределение алектротравм по видам оборудования Наименование оборудования Процент к общему числу обследованных случаев СССР Англия Электрооборудование электрических сетей и электростанций, включая распределительные устройства, силовые трансформаторы в сети..... В том числе: воздушные сети, включая и временные . . . . подземные и кабельные сети и внутренняя проводка .................. Электрифицированный транспорт......... В том числе: электрооборудование и провода магистральных и пригородных железных дорог . . . . внутризаводский транспорт .......... Электропривод, включая пускорегулирующую аппаратуру ................... Сварочные аппараты и временная проводка к ним Высокочастотные установки........... Электрооборудование подъемно-транспортных механизмов .................... Ручной переносный инструмент и провода к нему Электроосвещение................ В том числе: стационарное ................. переносное .................. Прочее....................., Итого ражений. К такому оборудованию относятся высокочастотные установки, сварочные агрегаты, переносные электроинструменты. В ходе дальнейшего изложения мы остановимся на каждом из этих видов оборудования. Здесь же укажем, что данные по Англии частично взяты из статистических обзоров за 1957— 1967 гг. [145]. Поскольку автор этого обзора распределял оборудование по видам не совсем так, как это было сделано нами, пришлось частично переработать его данные, с тем чтобы сделать их сопоставимыми с данными по СССР. В примерном сравнении такая переработка представляется нам вполне допустимой. Сопоставление указывает на достаточное совпадение данных по электроприводу и по электрооборудованию подъемно-транспортных механизмов и резкое различие по сварочным агрегатам. Объяснить исчерпывающим образом это различие не представляется возможным, ио несомненно, что в Англии 0 ... 19 20 21 22 23 24 25 ... 114
|