8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Раздел: Документация

0 ... 9 10 11 12 13 14 15 ... 62

Обозначение звукового режима на дисках VideoWP

На упаковках дисков VidcoDVD применяются следующие условные обозначения для информации о количестве звуковых каналов, используемых на звуковых дорожках:

Г~ - моно;

Г~1 - стерео;

□ -Dolby Surround;

Г71 - Dolby Pro Logic;

J~] — квадрофонический звук;

П - шестиканальный звук 5.1.

Однако большое количество звуковых каналов, указанное на обложке упаковки диска, еще не гарантирует, что звук - объемный. На звуковой дорожке формата Dolby Digital может быть записан любой звук, в том числе и стерео. Иногда на конверте вместе с обозначением количества каналов указывается формат записанного звука, например, значок Ц сопровождает надпись «Dolby Digital». Часто бывает, что на обложке указан формат Dolby Digital и значок, обозначающий каналы 5.1, и при прослушивании звук раздается из всех колонок, но особого объема и интересных звуковых эффектов нет, так как их не предусмотрели создатели фильма.

Форматы звуковых файлов

Звук, закодированный любым кодировщиком, сохраняется в файле определенного формата. В общем случае формат - это структура файла, определяющая способ его хранения. В формате файла содержатся инструкции и коды, используемые программами и другими устройствами при воспроизведении или обработке звука. Формат файла обычно можно определить по расширению его имени. Например, Yellow Submarlne.mp3 означает, что звук записан в формате МРЗ. Но следует помнить, что связь между внутренним форматом и расширением условная и нестрогая.

Формат звукового файла зависит от типа данных, содержащихся в нем, и способа их хранения. Причем в файле одного формата, например, WAV, может храниться звук, закодированный разными кодировщиками.

Большинство форматов файлов с оцифрованным звуком обычно состоит из двух частей: заголовка и аудиоданных. В заголовке хранится информация о звуке, включающая частоту дискретизации, разрядность квантования, количество каналов, тип компрессии. Аудиоданные представляются в виде структурированного списка значений по определенным полям. Иногда вместо значений стоят


формулы, позволяющие уменьшать размер файла. Естественно, такие файлы могут читать только специализированные программы.

При оцифровке звука методом импульсно-кодовой модуляции он не подвергается компрессии и при высокой частоте дискретизации и разрядности квантования характеризуется хорошим качеством. Оцифрованное аудио может храниться на компакт-дисках AudioCD или в файлах различного формата, например, WAV. Однако размер таких файлов достаточно велик, что ограничивает возможности хранения звука и передачу его по сети.

Чтобы уменьшить размер файлов, применяется компрессия аудиосигнала. Причем большинство используемых алгоритмов предусматривает сжатие с потерей информации. Поэтому в процессе такой компрессии неизбежно теряется качество звука. Но при небольшой степени сжатия ухудшение качества звука практически незаметно для слуха человека. Основная задача любого алгоритма компрессии — обеспечить хорошее качество звука при минимальном размере занимаемого им файла.

В процессе компрессии звук, оцифрованный по методу РСМ, преобразуется в сжатый битовый поток. Такое преобразование называется кодированием (encoding), а программы, выполняющие его, называются кодерами или кодировщиками (encoder). Однако цифровая аппаратура, в частности обычная звуковая карта компьютера, не может воспроизводить сжатый битовый поток. Поэтому перед проигрыванием его необходимо снова преобразовать или выполнить декодирование (decoding). Программы, декодирующие сжатый битовый поток, называются декодерами (decoder). Многие программы совмещают функции кодера и декодера. Такие программы называются кодеками (кодер-декодер).

Среди форматов кодирования звука с компрессией наиболее популярным в настоящее время является формат МРЗ. Существует также множество других форматов -МРЗРго, MPEG-2 AAC, МРС (МР+), WMA, OGG Vorbis, RM, AIFF, VQF и другие.

Ниже рассмотрены форматы звуковых файлов, используемых при создании видеодисков.

WAV

WAV (Waveform) - является патентованным форматом, разработку которого финансировали Microsoft и ШМ. Поддержка данного формата была введена в Microsoft Windows 3.1. В настоящее время это - основной формат цифрового звука на платформе Windows. Формат WAV фактически является подмножеством разработанного Microsoft формата обмена ресурсными файлами RIFF - Resource Interchange File Format. Поэтому в некоторых звуковых редакторах формат WAV рассматривается как разновидность формата RIFF. В файлах формата WAV обычно хранится стерео- или монофонический звук, закодированный в формате РСМ с разрядностью квантования 8 или 16 бит, без компрессии. Поэтому размеры файлов


данного формата весьма велики. Расширение имени файла - .wav. Но WAV-файлы могут содержать также звук, закодированный в других форматах, например, в МРЗ.

Принципы кодирования с компрессией основаны на том факте, что человеческое ухо не совершенно и не воспринимает некоторые звуки. Психоакустическая модель, используемая при таком кодировании, разбивает весь частотный диапазон аудиосигнала на части, в которых параметры звука считаются одинаковыми, а затем удаляет звуки, не воспринимаемые человеком. При кодировании в формате МРЗ части разбитого диапазона минимальные, что обеспечивает наилучшее сжатие. Подобные техники называются адаптивным кодированием и позволяют экономить на наименее значимых с точки зрения восприятия человеком деталях звучания. Степень сжатия и, соответственно, объем дополнительного квантования, определяются не форматом, а самим пользователем в момент задания параметров кодирования. Поскольку кодирование МРЗ использует сжатие с потерями информации, то такая компрессия неизбежно вызывает некоторое незначительное ухудшение качества исходного звука.

МРЗ - потоковый формат. Это означает, что передача данных происходит потоком независимых отдельных блоков данных - фреймов, для чего исходный сш нал при кодировании разбивается на равные по продолжительности участки, именуемые фреймами и кодируемые отдельно. При декодировании сигнал формируется из последовательности фреймов.

Формат МРЗ позволяет выполнять кодирование при скоростях потока, значения которого можно выбрать в интервале от 8 Кбит/с до 320 Кбит/с. Считается, что при скорости потока 256 Кбит/с (сжатие примерно 1:6) качество звука соответствует качеству AudioCD. Более низкие битрейты, несмотря на их популярность, не дают возможность обеспечить надлежащее качество кодирования. При скорости потока 128 Кбит/с файл МРЗ занимает, приблизительно, столько же места на диске, сколько минут он звучит. Например, композиция длительностью 5 минут займет около 5 Мбайт дискового пространства.

МРЗ - это метод сжатия звука и в то же время формат хранения данных. Файлы формата МРЗ имеют расширение ,трЗ Такие файлы проигрываются многими программными аудиопроигрывателями и DVD-плеерами.

В настоящее время существуют три основных группы кодеков для кодирования звука в формате МРЗ, разработанные разными фирмами и организациями:

✓ кодеры компании Fraunhofer-US - работают достаточно быстро, но максимальная скорость потока составляет 128 Кбит/с, в связи с чем качество звука оставляет желать лучшего;



0 ... 9 10 11 12 13 14 15 ... 62