Раздел: Документация
0 ... 20 21 22 23 24 25 26 ... 36 сокращения номенклатуры. Это выгодно промышленности и эксплуатационной службе. Выпуск однотипных изделий позволяет улучшить их качество и снизить стоимость. Унифицированная аппаратура удобна в эксплуатации. Она более надежна и легко заменяема в случае выхода из строя. Выбор оптимальной системы защитных средств заключается, по-видимому, в разумном компромиссе между этими тенденциями. В последнее время большое внимание уделяется разработке электронных моделирующих устройств, предназначенных для защиты двигателей, работающих в режиме с частыми пусками и остановками, с пусками и торможениями. В таких режимах работы простые формы защиты, рассмотренные выше, оказываются неэффективными. Моделирующие устройства позволяют обеспечить контроль за нагревом отдельных узлов машины, которые при сложных рабочих циклах нагреваются по-разному. Электронная модель является тепловым аналогом двигателя. Такое защитное реле сложнее, чем тепловое реле на биметаллических элементах. Область его применения ограничена специальными электроприводами. Однако по мере его совершенствования можно ожидать расширения масштабов применения. Для предупреждения нежелательных отключений при затяжных пусках иногда применяют реле с насыщающимися трансформаторами тока. Такой прибор состоит из специальных трансформаторов тока, к которым подключено реле защиты. Коэффициент трансформации трансформаторов до значения 1,2 от номинального тока практически постоянен. В этой области перегрузок действие реле не отличается от действия теплового реле. При больших токах вторичный ток растет медленнее, чем первичный, вследствие насыщения магнитопровода трансформатора. Это задерживает срабатывание защиты при пусковых режимах, в то время как в рабочих режимах отключается без задержки. Такие устройства также имеют ограниченную область применения. При сложных режимах работы рекомендуют комбинированную защиту, состоящую из теплового реле с биметаллической пластиной и температурного реле с позистором. Такая комбинация наиболее универсальна. Однако дублирование защиты должно быть обосновано путем детального рассмотрения возможных аварийных режимов и последствий аварий двигателя. Оригинальна идея совмещения контроля температуры обмотки с контролем сопротивления изоляции. Температуру двигателя контролируют путем измерения сопротивления обмоток по специальной схеме, позволяющей измерять, не отключая двигатель от сети. Электрический фильтр исключает прохождение переменного напряжения в измерительную цепь. Сопротивление обмоток при нагреве возрастает. Сигнал, пропорциональный изменению сопротивления, подается на электронное устройство, отключающее катушку магнитного пускателя. Схема реагирует также на появление асимметрии напряжения и электрического потенциала на корпусе двигателя, обеспечивая отключение двигателя при обрыве фазы и снижении сопротивления изоляции при ее увлажнении [5]. Применение полупроводниковой техники дает возможность создавать защитные устройства, действующие в зависимости от электрических величин, значения которых изменяются при поступлении аварийных режимов. Измерение фазы напряжения дает возможность контролировать симметрию трехфазной системы. В случае однофазного режима чувствительный элемент дает сигнал на отключение. В Латвийской сельскохозяйственной академии разработано защитное устройство, в котором объединены функции контроля температуры обмоток и фазы напряжений на зажимах двигателя. Такая защита реагирует на все основные аварийные режимы асинхронного двигателя. Опыт эксплуатации в хозяйствах Латвийской ССР показал ее работоспособность. Для защиты электродвигателей большой мощности в ПНР разработаны опытные экземпляры устройства с применением элементов вычислительной техники. Сигналы о перегрузках подаются на счетчик. Их переполнение через определенное время вызывает отключение электродвигателя. Цифровая схема обеспечивает возможность учета не только текущего значения тока, но также и предшествующие перегрузки. Наряду с разработкой новых типов защитных устройств продолжается совершенствование конструкции тепловых реле и предохранителей. На выставке «Элект-ро-77», состоявшейся в июне 1977 г., экспонировались новые средства защиты двигателей от перегрузки. В СССР разработана новая конструкция тепловых реле серии РТТ, в которой, в отличие от серии ТРН, би- металлические элементы установлены в каждой фазе. Реле представляет собой пластмассовый корпус, имеющий четыре ячейки. В трех из них размещены нагревательные элементы, в четвертой — исполнительный механизм с контактами. Реле РТТ-11 имеет диапазон номинальных токов от 0,2 до 63 А, а реле РТТ-21 — от 63 до 160 А. Применение защиты с нагревательными элементами, установленными в каждой фазе, делает ее более эффективной при потере фазы. На выставке демонстрировали автоматические выключатели серии АЕ-2000, предназначенные для защиты от перегрузок и токов короткого замыкания, включения и отключения короткозамкнутых двигателей при нечастых пусках. Приведенные примеры показывают, что. возможности совершенствования защитных средств еще далеко не исчерпаны. Применение полупроводников позволяет получать более достоверную информацию о тепловом и влажностном состоянии обмоток двигателя и в соответствии с режимом работы двигателя и допустимыми пределами изменения контролируемых параметров проводить необходимые операции управления. Вторая тенденция в развитии защитных устройств асинхронных электродвигателей связана с разработкой комплектных унифицированных узлов и блоков управления для технологических линий сельскохозяйственного производства. В каждой питающей линии устанавливают несколько аппаратов управления и защиты, выполняющих различные функции. Технологическая линия состоит из нескольких электроприводов, работающих взаимосвязанно. Для согласования работы всех частей линии необходимы всякого рода блокировки. В результате число используемых аппаратов возрастает. Также множится число вариантов схемных решений. Работа каждого из элементов сложной схемы должна быть взаимоувязана с работой других. Для того чтобы не разрабатывать и не выпускать для каждой технологической линии индивидуальные станции управления, необходима унификация и типизация узлов и блоков управления защиты. Нужно найти такое число элементов, комбинация которых позволит составлять требуемое число вариантов исполнения станций управления. Совокупность этих элементов образует типоразмерный ряд унифицированных блоков и узлов. Каждый элемент 0 ... 20 21 22 23 24 25 26 ... 36
|