8(495)909-90-01
8(964)644-46-00
pro@sio.su
Главная
Системы видеонаблюдения
Охранная сигнализация
Пожарная сигнализация
Система пожаротушения
Система контроля удаленного доступа
Оповещение и эвакуация
Контроль периметра
Система домофонии
Парковочные системы
Проектирование слаботочных сетей
Аварийный
контроль
Раздел: Документация

0 1 2 3 4 ... 55

в обычном телефонном канале при использовании высокоскоростных модемов (от 9,6 кбит/с и выше). Качество КВКС, основанных на использовании сетей с пакетной коммутацией как в локальных компьютерных сетях, так и в Интернет (системы CU-SeeMe, Microsoft Netmeeting и т.п.) существенно зависит от реальной скорости обмена данными между рассматриваемыми пользователями, определяемой как пропускной способностью канала, так и общим числом пользователей в данном канале. К сожалению если в пределах локальной сети еще удается обеспечить приемлемое качество (при пропускной способности сети 10 Мбит/с и выше), то во многих случаях качество видеоконференцсвязи (прежде всего, разборчивость речи) в Интернет оказывается неудовлетворительным для профессионального применения КВКС. Именно поэтому особенностью современных комплексов высококачественной видеоконференцсвязи является интерфейс, требующий применения цифровых каналов сетей интегрального обслуживания ISDN (Integrated Services Digital Network). Недостаточно развитая инфраструктура цифровых сетей связи в настоящее время существенно ограничивает применение таких систем КВКС в России. Тем не менее высокие темпы развития ISDN в мире (особенно в странах Скандинавии, а также в Германии, США и Японии) позволяют сделать прогноз относительно переспективности таких технологий и для России, хотя уже и в настоящее время проблема осуществления доступа к мировой сети ISDN является чрезвычайно актуальной для крупных российских учебных, научных и деловых центров.

Материал книги расположен таким образом, что при необходимости ознакомиться с основными особенностями КВКС по сравнению с другими широко используемыми сегодня компьютеризироваными средствами коллективной работы, а также на пользовательском уровне ознакомиться с наиболее широко распространенными программно-аппаратными средствами КВКС в Интернет, ISDN и аналоговых телефонных сетях общего пользования читателю может оказаться достаточно прочесть лишь главы 1, 2, 6 и 7. При желании более детально ознакомиться с основными международными рекомендациями и стандартами КВКС и особенностями использования этих систем в различных телекоммуникационных средах читателю следует обратиться также к материалу третьей, четвертой и пятой глав. При этом заметим, что особенности цифровой обработки телевизионных и компьютерных изображений детально описаны в [24] и не повторяются в данной книге за исключением кратких сведений о новом стандарте MPEG-4.

В книге широко использован практический опыт авторов по инсталляции систем КВКС и их использованию в международных проектах и учебном процессе в Санкт-Петербургском государственном техническом университете.


ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕРНАЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

1.1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УДАЛЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Возможность эффективной совместной работы рапределенных групп пользователей, находящихся на произвольном удалении друг от друга, по-видимому, можно считать одним из важнейших проявлений воздействия новых информационных технологий и средств телекоммуникаций на развитие современного общества. Тем не менее вряд ли даже сегодня можно однозначно определить смысл термина «программное обеспечение коллективной работы». Как отмечает автор [9], термин «groupware» обсуждался в сетевой отрасли столь долго, что «если сегодня спросить 10 разных людей, что он означает, то, скорее всего, можно услышать 10 разных ответов». В любом случае сюда относят наличие оперативного доступа к централизованным базам данных, обеспечение возможности согласования встреч и совещаний на основе совместного использования календарей, обеспечение документооборота в иерархических структурах компаний, все виды телеконференций и средств обмена сообщениями в режимах как «off-line», так и «оп-line» и пр.

Как правило, объективное сравнение различных продуктов произвести достаточно сложно, поскольку каждую программу необходимо оценивать в зависимости от конкретного предназначения. В то же время, для каждого конкретного проекта важными являются те или иные особые требования к программному обеспечению коллективной работы, так что в некоторых случаях ряд мощных приложений ПО может оказаться просто избыточным.

При создании различными фирмами продуктов, предназначенных для поддержки коллективной работы, чрезвычайно важной является необходимость обеспечения их взаимодействия друг с другом. При этом необходимо учитывать и требование уменьшения времени, затрачиваемого на обучения пользователя. В этом смысле, например, определенными преимуществами обладает Web-совместимое программное обеспечение коллективной работы как основа для интеграции различных приложений.

Существенной особенностью требований, предъявляемых к программно-аппаратным средствам систем компьютерной видеоконференцсвязи различных фирм, является необходимость обеспечения совместимости этих систем, т.е. возможности реальной совместной работы, по крайней мере в режимах передачи подвижного изображения и звука, хотя в настоящее время настоятельным требованием со стороны пользователей является совместимость также и в режиме обмена данными.

Большая часть программного обеспечения, предназначенного для поддержки коллективной работы, ориентированна на использование Интернет. В то же время имеется также и значительное количество программно-аппаратных средств, рассчитанных на применение в обычных аналоговых телефонных сетях или сетях ISDN. Поскольку большинство приложений, используемых при совместной работе распределенных групп, в той или иной форме встречаются и в системах компьютерной видеоконференцсвязи, представляет интерес краткий обзор таких приложений и предъявляемых к ним требований.

Можно выделить по меньшей мере три группы программных или программно-аппаратных продуктов поддержки коллективной работы [8] по уровню использования мультимедийного сервиса.

Первая группа предназначена для поддержки телеконференций, управления документооборотом и обмена сообщениями применительно к закрытым группам произвольно удаленных пользователей и базируется на привычных понятиях электронной почты и электронных досок объявлений. Эти продукты могут быть эффективно использованы внутри корпоративных сетей. Часто эти продукты рассматривают как поддержку автоматизации офисной деятельности. При необходимости они легко интегрируются с приложениями, обеспечивающими работу в Интернет.

Вторая группа основана на использовании среды World Wide Web (WWW) и обеспечивает поддержку большинства из тех видов коллективной деятельности, которые реализуются в корпоративных сетях.

Наконец, третья группа программно-аппаратных средств направлена на реализацию развитых мультимедиа средств интерактивного общения, включая телефонию в Интернет, а также все виды КВКС.

1.1.1. Средства поддержки коллективной работы в корпоративных сетях

Типичными примерами ПО данной группы являются OpenMind (фирма Attachmate), Collabra Share (фирма Netscape), FirstClass (фирма SoftArc) и т.п., работающие в распределенной среде клиент-сервер. Кроме решения задачи поддержки коллективных обсуждений, перечисленные пакеты могут эффективно применяться для создания средств хранения корпоративной информации и совместно используемых библиотек документов.

В качестве примера на рис. 1.1 приведено главное меню клиентской части типичного пакета FirstClass (основное окно), сохранившее многие черты электронной доски объявлений. При входе в раздел


«Соп.егепсе» открывается меню телеконференций (второе окно на рис. 1.1), позволяющее далее выбрать соответствующие группу пользователей или тематику (третье окно на рис. 1.1). Далее происходит обмен сообщениями, полностью идентичный тому, который происходит при использовании обычной электронной почты. Точно так же при входе в раздел «MailBox» главного меню (рис. 1.1) пользователь получает услугу, полностью идентичную услугам обычной электронной почты, но без обращения к обычным SMTP серверам Интернет.

Еще большие возможности для совместной работы предоставляет программный продукт OpenMind 3.0. С помощью дополнительных модулей этот пакет предоставляет возможность организации шлюзов для электронной почты Интернет и сети WWW. Последнее позволяет получить доступ ко всем функциям OpenMind любому Web-браузеру. При этом вопросы предотвращения несанкционированного доступа решаются с помощью системы паролей.

Системы этой группы содержат также средства обмена сообщениями и передачи файлов в реальном масштабе времени. Так, на рис. 1.2 на фоне главного меню пакета FirstClass раскрыто окно «Private Chat», позволяющее вести дискуссию многим пользователям одновременно, вводя сообщения непосредственно с клавиатуры. Каждый пользователь составляет сообщение в специально отведенной области указанного окна, после чего нажатием клавиши «Send» перемещает свое сообщение в общую часть окна «Private Chat», доступную всем пользователям, участвующим в дискуссии. Сообщение каждого участника дискуссии легко селектируется в общем окне указанием имени участника. После окончания дискуссии при попытке закрыть окно «Private Chat» программа предлагает каждому участнику сохранить полный протокол прошедшего совещания.

На рис. 1.3 на фоне окна «MailBox» иллюстрируется процесс передачи файла (окно «File Transfer Progress») как приложения («Attachment») к передаваемому сообщению. Заметим, что пересылка сообщения и передача файла могут происходить одновременно с телеконференцией или дискуссией, причем, как отмечалось выше, без обращения к какому либо шлюзу в систему обычной электронной почты Интернет. Это удобно для ограничения несанкционированного доступа к информации, циркулирующей в пределах данной распределенной группы пользователей, поскольку вход в систему осуществляется по паролю.

Примером значительно более мощного и современного продукта является ПО фирмы Lotus (пакет Notes 4.5). Как и любой продукт, обеспечивающий интегрированные услуги, пакет Notes несколько уступает лучшим пакетам электронной почты, телеконференций и других конкретных приложений, но именно как пакет, предназначенный для интеграции в еди-

1К В7 06-02-06 CDE World Conte IK ftt 974)641 -06 КОЕ World С IK 37 03-23-26 LMongInert IK Rt 87-03.23-2$ Utetortjte IK 97 03 17-19 Merocofflputers 1K 96-12-05- 08 T«Ed96

1612.9611:09

1610 9S611

1211.9611:43

25 06*61S42

06034710 33

0107J961 4 46

1712.9621 19

02 06.961517

020*891615

Рис. 1.1. Окно телеконференций FirstClass

Рис. 1.2. Окно для дискуссий FirstClass

Рис. 1.3. Передача файла в системе FirstClass



0 1 2 3 4 ... 55